Украинский 3, убийство

Владимир Емельяненко
   Украинский язык убит. Конечно, в качестве местного, скажем, так, как
крымско-татарский или гуцульский будет жить долго. Но, как государственный
и литературный приговорён.
   Сейчас объясню. Иллюстрацией.
   Назовите, пожалуйста украинских поэтов и писателей. Да, но это - XIX век.
А из двадцатого? Вспомнили, вспомнили, что ж, филологическое образование.
При чём здесь факультет? Десятилетка (11-ть - формально) с сильными
словесниками и есть филологическое образование в формате: дальше - сам.
   Поехали дальше. Назовите белорусских поэтов и писателей. И это - XX-й век.
Обратите внимание, литературный украинский известен отечественной
общественности раньше, чем белорусский. И память на имена относится к веку
XIX-му. Но тогда киностудий не было, издательств. Не было политики советского
государства, нацеленной на "развитие культуры республик". Тот же Всесвит
переводы на украинском публиковал раньше, чем Иностранка.
   После Отечественной трагедия белорусов вызывала огромное сочувствие.
Собственно, Хатынь можно смело называть славянским Холокостом. Отличие от
Освенцима только в масштабах. То же всесожжение. Жертва. Да и положение
белорусов, прижатых к земле в веке XIX-м не могло не вызывать сочувствия.
То есть, писатели получали сочувствующую публику. А именно публика (читатели,
а не деньги) - главный стимул к творчеству.
   С Украиной - всё хуже. Петлюровские недисциплинированные орды на Подоле
должны были вызвать отторжение. Свидомые палачи во Львове и Бабъем Яру - из
той же серии. Нет, не надо меня подозревать в антисемитизме, в заявлениях о
заговоре, жидо-масонской мафии и т.п. Напоминаю о киностудиях, об
издательствах. Приоритет украинских книг в Киеве был.
   Всё куда глубже. Дело в читателе. Я плохо знаю историю, но помню, что
некогда те территории, которые принадлежат Белоруси были под Великим
Княжеством Литовским. Дружественно конфликтующим с русскими княжествами.
А как же? Например, с мамаевым побоищем связаны два имени: братья
Ольгердовичи. Один - на стороне Мамая, другой - Димитрия.
   Княжество Литовское - государство, в котором лидеры - финно-угры
(литовцы), значительная часть населения - славяне, русы (бело русы). В Киеве
же - обратная картина. Лидеры - славяне, "град", село - финно-угры, "весь"
(вепсы?). Кстати, с половцами не только бились, сватались тоже. Есть же
версия, что история князя Новгород Северского - рассказ о форс мажоре при
сватовстве. Гзак, вот, не вовремя нарисовался. Вот и пришлось князю Игорю
провести какое-то время в гостях у Кончака под видом пленника.
   Не знаю историю Булгарии-Татарстана, но огромная тюркская составляющая
в истории, культуре и политике Московского княжества подсказывает, что
многонациональность и на Волге должна быть естественной. В целом, вся
география огромной Русской равнины неизбежно ведёт к тому, что всякое
государство не могло быть мононациональным. Поликультурность (нет,
не "мульти") - фирменный знак русской цивилизации. Вектора и части этой
цивилизации, татарский, белорусский, кавказский, все значимы и сильны.
   Более того, номинальные русские в разных регионах и говорят по разному,
и уклад имеют различный. Речь героев Абрамова (Север), Астафьева (Сибирь)
и Шолохова (Юг) отличается одна от другой. И каждая из них отлична от
общеутверждённой. Даже при наличии телевидения Архангельск, Красноярск
и Новочеркасск на улицах разговаривают по-разному. Я это слышал на Водлозере,
в Абакане и в Шахтах.
   Мы все - полиэтнос. И для Киева тоже это естественно. Но... произошло то,
что произошло. А главные "герои" драмы - украинские националисты.

   Так, в чём же виновны свидомыты? Они отрывают важнейшую украинскую
составляющую от большой русской цивилизации. Наверное, чтобы самим
поцарюваты. Но приводят к отторжению одного из лучших образцов русской речи,
украинского языка. Убивают в нём большое, общечеловеческое. Загоняют его
в хутора Волыни. Отправляют Украину в лимитрофы. И им это когда-то
отомстится.
   Украинский язык приговорён. Жаль.

PS Так как, тема это - спорная, считаю возможным в нарушение этических
   правил стихиры вступать в разговор под чужой рецензией. Данный текст это,
   на мой взгляд, позволяет. Естественно, без личных упрёков. Сам буду на
   страничке дня через три.