Время Александра Часть III

Валерий Камаев
Сын вечности

После переправы через реку Беас и битвы с царём Пором прошло много дней. Войско отдыхало, и Александр долгое время не выходил из своей палатки. Он возлежал на подушках и угрюмо молчал. Подле него находилась его жена Роксана. Она ждала ребёнка, и от того Александр был так озабочен, что не знал, куда ему идти.
Наконец, Роксана разрешилась от бремени. Родился сын, которого нарекли Деметрисом в честь богини Деметры. Теперь Александр принял решение.
Он вышел из палатки с сыном на руках:
— Свои войска я вёл к великим победам. Мы прошли с вами Грецию, Персию, Бактрию. Мы вышли к Обехунскому морю и дошли до Великого океана. Теперь же я говорю — хватит! — Александр остановился, — Мы возвращаемся назад. И чтобы это подтвердить, вот вам мой наследник Деметрис — будущий царь Македонии, продолжатель дел иных.
Войска, выстроенные перед Александром, огласили окрестности радостными криками.
Позже на этом месте греческий скульптор высек на глыбе чёрного мрамора слова: «Здесь Александр остановился. Слава Богам!»
Вернувшись в пределы Персии, Александр похоронил маленького сына. На похоронах он был печален.
— Поликрит, клянусь тебе — я не выпью больше ни капли вина! Не боги карают меня — меня карают время и провидение. Я был глупцом, когда думал, что похоронить время возможно. Я бросил вызов тому, что невозможно покорить. Время — это врата вечности — удел Богов. Я чувствую, что время моё вышло, ибо разрушено то, на что я возлагал свои надежды.
Поликрит стоял и слушал, что говорил ему царь.
— Иди, мой друг. Не говори никому, что ты видел слёзы Александра. Я не сын Бога. Я человек времени. Я плохой ученик своего учителя. Я понял, что рано или поздно война настигает тебя самого. Это и произошло со мной. А теперь вытри мои глаза — никто не должен знать, что Александр плачет.
После этого разговора Александр лёг и уснул. Его земной путь был окончен. Сама вечность позвала его, и дух его, покинув тело, пошёл по Млечному пути над Великим океаном.