Князь Мышкин и обыватель

Татьяна Харькова
           Обыватель смотрит на современного князя Мышкина так: пусть он себе  работает, думает, возвышенно страдает, пока я веселюсь на празднике жизни. А когда мне будет плохо, я всегда смогу поплакать на плече у князя Мышкина – он добрый, он никогда не откажет.
“Ты, князь Мышкин, должен делать всё, чтобы мне было хорошо – у тебя же золотое правило – жить для людей. А вот я, честный пользователь, тебе ничего не должен, и ты от меня, скорее всего, никогда ничего не получишь.  Вернее, никогда и ничего. Да тебе и не надо”.
      Впрочем, обыватель готов признать за князем Мышкиным ум. “Да, дескать, ты умён где-то там… в своих философиях, в науке,  - в общем, в книжках. Но в жизни-то ты  дурак  дураком. Не умеешь ты жить для себя, жить хорошо.  А дураки  для того и есть, чтобы ими пользоваться”.
            Иногда случается следующее. Когда обывателю совсем плохо, он  может  начать смотреть  на князя Мышкина как на икону и даже перекрестится на него. Действительно, когда тебе плохо, становится легче, если  ощущаешь неподдельное сочувствие, видишь перед собой доброе, искреннее лицо. Сердце оттаивает на время, появляется надежда на лучшее, и ты по-детски  тянешься к личности, от общения с которой в тебя вливаются силы.
            Но вот обывателю стало получше, и он снова жёстко, цинично  смотрит на князя Мышкина: “Нет, таким грех не воспользоваться. Ну, на худой конец можно использовать даже то, что он - идиот. Боже мой, какая реклама! Как же я сразу не догадался. Посадить его в клетку, повесить табличку и возить по городу – всё- таки: тебе же прибыль».