Суда-легенды

Вячеслав Кисляков 2
   Теплоход "Кооперация".

   Пожалуй, не было на Севере другого судна, которое бы так полно вобрало в свою биографию основные события советского периода истории гражданского торгового флота. Рейсы теплохода "Кооперация" были так или иначе связаны со многими событиями, о которых говорила вся страна. Потому и в памяти многих поколений моряков до сих пор живо это имя - "Кооперация".
   
   После окончания гражданской войны советский торговый флот представлял собой довольно жалкое и неприглядное зрелище. Большая часть еще дореволюционного флота во время войны была угнана за границу. Оставшиеся же старые, до крайней степени изношенные пароходы - наследие царской России - обеспечивали всего лишь 7 процентов от общего объема грузоперевозок молодой республики. Требовалось в кратчайший срок в корне изменить это положение. 18 марта 1925 года Совет труда и обороны издает постановление о первой в истории СССР программе судостроения на пятилетний срок. Уже 1 мая в торжественной обстановке на Северной верфи в Ленинграде была заложена серия из двух рефрижераторных грузопассажирских судов. Это теплоходы "Андрей Жданов" и "Ян Рудзутак" (впоследствии "Мария Ульянова"). Вскоре верфь получила дополнительный заказ от Совторгфлота на строительство еще четырех таких же теплоходов, оснащенных мощными холодильными установками. Среди них была и "Кооперация", которая сошла со стапеля в 1928 году.

   Теплоходы этой серии были одновинтовые, двухпалубные, со средней надстройкой, полуютом и полубаком. Имелись две мачты. Корпус каждого отвечал требованиям Английского Регистра Ллойда и Регистра СССР и имел усиленное крепление носовой части, руля и винта на случай плавания во льдах. Основные технико-эксплуатационные данные "Кооперации" были таковы: водоизмещение 5670 тонн, пассажировместимость 300 человек, хотя на протяжении всей жизни судна она менялась. Длина 104 метра, ширина 14.6. Теплоход приводил в движение двигатель завода "Русский дизель" мощностью 2400 лошадиных сил, обеспечивая скорость хода около 13 узлов.

   "Кооперация" была зачислена на баланс Балтийского морского пароходства и почти 11 лет проработала на регулярной линии Ленинград - Гавр - Лондон. С наступлением зимы одни суда этой серии поднимались на север, до Мурманска, и продолжали совершать рейсы в порты Европы, другие спускались вниз, на юг, и выполняли перевозки между портами Черного и Средиземного морей. В 1935 году на борту "Кооперации" из Франции, где проходил Первый конгресс писателей в защиту мира, в Россию возвращался всемирно известный писатель Алексей Толстой. В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, судно занималось перевозками добровольцев, военных специалистов, продовольствия и медикаментов. А в обратную сторону из Испании перевозили детей республиканцев. Годом позже на борту "Кооперации" из США в СССР был доставлен самолет Ант-25, на котором В. П. Чкалов, Г. П. Байдуков и А. В. Беляков совершили знаменитый беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс.

   Начало второй мировой войны застало "Кооперацию" в норвежском порту Берген, откуда по указанию Балтийского пароходства ее направили в Мурманск. Некоторое время спустя она была переоборудована в плавбазу для подводных лодок. Судно теперь стало называться "Ветер", его поставили в Оленью губу, где под прикрытием зенитных орудий экипажи подводных лодок после изнурительных походов имели возможность отдохнуть и пополнить запасы. Было все: и боевые "раны" на корпусе, и пожары, и затопления. Кстати, День Победы встретили всего лишь три судна из шести этой серии. И среди них "Кооперация".

   Сразу после войны судно вернули Балтийскому пароходству. Оно несколько лет совершает регулярные рейсы на линиях Ленинград - Щецин, Ленинград-Лондон и Ленинград- Хельсинки- Стокгольм. В 1954 году, после большой модернизации в Висмаре, "Кооперация" вновь была передана в Мурманское морское пароходство. После переоборудования почти наполовину уменьшилась пассажировместимость судна. Теперь "Кооперация" могла взять на борт лишь 172 пассажира. Но при этом стали значительно комфортабельнее условия нахождения пассажиров на борту. Были обновлены каюты, камбуз, судовой ресторан и бар. Принимал судно заслуженный моряк, впоследствии известный путешественник и мастер спорта СССР по парусным плаваниям капитан Анатолий Янцелевич. Под его командованием "Кооперация" открыла первую в истории Севера арктическую пассажирскую линию Архангельск - Тикси - Певек.

   В 1955 году теплоход "Кооперация" вместе с дизель-электроходом "Обь" и теплоходом "Лена" вышли из Калининграда к берегам шестого континента с первой советской антарктической экспедицией, возглавляемой Михаилом Сомовым. Впоследствии "Кооперация" неоднократно совершала рейсы к берегам Антарктиды, доставляя туда специалистов и грузы для строительства широко известного в советское время поселка "Мирный" и участников нескольких антарктических экспедиций. И конечно, встречались на борту необычные гости. Неутомимый мореход имел честь доставить в "Мирный" известного американского ученого Гордона Картрайта, который дал высокую оценку экипажу и судну. Два сезона на борту "Кооперации" к берегам Антарктиды ходил известный эстонский писатель Юхан Смуул, написавший в плавании свою "Ледовую книгу", которая впоследствии была удостоена Ленинской премии. Эта книга переведена на 33 языка и стала своеобразным литературным памятником теплоходу.

   За Полярным кругом судно проработало достаточно долго. Но годы есть годы. 40 лет для судна - это почти старость. Потому руководство министерства морского флота приняло решение, что теплоходу надо менять климат и условия жизни. И "Кооперация" уже в который раз перешла на новое "место жительства". В 1968 году теплоход был передан от Мурманского пароходства на баланс Черноморского морского и приписан к Одесскому порту. Ему установили ограничения по району плавания. Десять лет "Кооперация" обслуживала ближневосточную линию Одесса - Латакия - Бейрут - Александрия - Одесса. Моряки-ветераны наверняка хорошо помнят эти тревожные рейсы в Бейрут в середине 70-х, когда в Ливане резко обострились разногласия между христианами, мусульманами и палестинскими беженцами. Об одном из таких "огненных рейсов" "Кооперации" было рассказано в документальной повести Бориса Ременя "В чужом порту, вдали от дома", опубликованной в журнале "Морской флот". В том же 79-м году в Одесском дворце культуры моряков, что на Приморском бульваре, состоялся праздничный вечер, где чествовали "Кооперацию". Ей исполнилось уже 50 лет. И хотя редко какое судно доживает до столь преклонного возраста, биография "Кооперации" и тогда еще не завершилась.

   В конце 70-х годов было создано совместное предприятие "Интерлихтер". В устье Дуная начала оборудоваться база для обработки лихтеровозов, впоследствии порт Усть-Дунайск. И вот проложен новый курс судна - на Жебриянскую бухту, где судну предстояло стать помещением для портовой администрации. На теплоходе разместили все управление порта, обустроив для этого служебно-бытовые помещения. Экипажи лихтеровозного флота Советского Дунайского пароходства и члены их семей, наверное, еще помнят этот белый со ржавыми потеками силуэт на фоне камыша, осоки и темно-зеленой морской воды. Теплоход-офис недвижимо простоял на одном и том же месте почти 10 лет.

   Однако старость, неумолимая старость всегда берет свое: начали протекать клепаные швы, ржавели и гнили неухоженные надстройки и палубы. Да и разросшийся штат Усть-Дунайского порта уже не помещался в ставшие тесными помещения "Кооперации". Вскоре ей на смену пришел другой ветеран пассажирского флота "Моисей Урицкий". А для "Кооперации" проложили последний курс - на судоразделочную верфь египетского Порт-Саида. И в один из пасмурных осенних дней судно- ветеран Арктики и Антарктики, отдав швартовные канаты, с трудом оторвалось от берега ведомое чужим океанским буксиром. Затем "Кооперация" навсегда скрылась за горизонтом...

      Почему говорят «семь футов под килем», когда желают удачи? По одной версии, это выражение связано с Древним Египтом. . Около шести тысяч лет до нашей эры в Египте уже существовал парус, хоть и примитивный.  Суда не уходили далеко в море, держались ближе к берегу, из-за чего часто садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Осадка кораблей того времени была не более двух метров, то есть составляла те самые семь футов. Поэтому опытные кормчие старались всегда иметь под килем два метра, чтобы не ударится о грунт даже при волне.

     Как ни странно, у английских моряков это выражение «семь футов под килем», отсутствует. На одном из форумов, с привлечением и английских и британских коллег, связанных с флотом, они прекрасно понимая значение выражения на русском у себя на флоте аналога не нашли. Точнее пожелание удачи есть, но оно не про футы под килем. Вот несколько выражений англичан- пожеланий морякам
“Fair winds and fine weather”
“Fair winds and following seas!”
"Go with the wind at your sail"
Это можно объяснить тем, что английские  моряки всегда на больших глубинах открытого моря.

      Это выражение «семь футов под килем», встречается только в русском языке.
Морская терминология появилась при Петре Первом, оттуда же и меры длины. Командиры кораблей, а также большинство офицеров были иностранцы, Во времена Петра І русские меры длины были уравнены с английскими. Один аршин принял значение 28 английских дюймов, а сажень— 7 английских футов, то есть 213,36 см. .
Императорским указом 1835 года была стандартизирована на основе английских мер : введены дюйм, линия, точка, фут, сажень.   Одна морская сажень — 7 английских футов, то есть 213,36 см. 1 фут =  1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см.

      Во времена российского парусного  флоте, глубина 7 футов (свыше двух метров) для парусного флота считалась безопасной, если судно килем касается дна, то с большой степенью вероятности оно садится .на мель. Отсюда пошло выражение «Семь футов под килем!», которое означает чтобы судно всегда имело запас воды под килем и не попало на мель...
С введением в 1924 году в Союзе ССР метрической системы мер сажени, футы, дюймы вышли из употребления.

      Безопасность мореплавания рекомендует чтобы судно у причала имело запас воды под килем 10% от максимальной осадки, то есть если осадка судна 10 м, под килем возле причала должно быть не менее 1 м запаса воды.  Если под килем 2 и более осадки, то считается, что судно в открытом море, и запас воды под килем должен быть не менее 25% от осадки.

      Изначально выражение использовали в российском императорском флоте чтобы пожелать судну не сесть на мель, а со временем его стали использовать для пожелания благополучного плавания в целом. А ещё так говорят, когда просто желают счастливого пути, даже если дорога не связана с плаванием.

      Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте. Его называли седым Океаном — богом-титаном, равным самому Зевсу по почёту и славе.
Океан- божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд.

      Океан — «предок богов», именно от него «всё происходит». У Океана и его жены Тетис было около трех тысяч нимф-океанид. Над всеми мифологическими обитателями водной стихии- нимфами, наядами- ведающими ручьями и родниками, главенствует великий и могучий брат Зевса Посейдон (Нептун).

      Морским нимфам широко поклонялись моряки. В древности,  они  просили у нимф защиты от штормов и других опасностей у океанид, прежде чем отправиться в дальние морские путешествия. Моряки посвящали нимфам молитвы и возлияния и даже приносили им жертвы. Как известно, Ясон и аргонавты предлагали океанидам муку, мед и морскую воду и даже приносили им в жертву быков перед их путешествием в Колхиду в поисках Золотого руна.

      Посейдон был одним из трёх главных греческих божеств: Зевс правил небом, Посейдон повелевал морями, Аид владел загробным миром, но землёй владели все они втроём. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), Посейдону трезубец, а Аиду они выковали шлем, Три конца трезубца Посейдона символизирует тем, что «море считается третьей частью мира, или потому что есть три вида воды: моря, ручьи и реки.

      В древнем Греции, а затем Риме, бог морей, океанов и всех вод, вызывал бури, усмирял штормы. В греческой мифологии это был Посейдон, в римской- Нептун.  Нептун был третьим по важности в пантеоне – после Юпитера и Сатурна так же, как у греков Посейдон был третьим после Зевса и Аида.  В храме, воздвигнутом в его честь, Посейдон-Нептун изображался среди бушующих волн, с трезубцем в руках
В Риме в честь бога морей -Нептуна был установлен праздник Нептуналии, они отмечались 23 и 24 июля. В первый день в жертву Нептуну приносили быка – либо самого красивого, чаще всего белого цвета, либо самого крупного.

       Многие мореплаватели древнего мира, отправляющиеся в морское плавание, приносили жертвы Нептуну, задабривая его, прося оградить от морских опасностей, дать попутные ветры и хорошую погоду.

    Несмотря на влияние христианской церкви, обычай обращаться к Нептуну, оставался у многих моряков. Особо это отмечалось при пересечении экватора. Постепенно это превратилось в шуточный обряд посвящения в моряки, их морского "крещения", и отмечалось моряками всего мира. Этот старинный морской обычай вносил разнообразие в монотонное морское плавание и помогал морякам скрасить их быт.

    Праздник пересечения экватора готовиться заранее, готовиться сам Нептун-наиболее представительный член экипажа, его свита — это русалки, черти, пираты, морские чудища, брадобрей, врач и всякие другие персонажи, что может создать вымысел, изобретательность моряков. Подготавливается судовая роль, громадный свиток, где перечисляются все моряки на судне и особо те кто впервые пересекают экватор, перечисляются их грехи, недостатки и достоинства.  Под звуки шумового оркестра, Нептун со свитой появляется на палубе, в районе бассейна (если таковой имеется). Старший помощник выстраивает экипаж и докладывает капитану. Капитан, с судовой ролью докладывает Нептуну о том, что судно такое-то, под таким-то флагом следует откуда-куда, что на борту "крещенных"  (побывавших на экваторе) столько-то, а новичков столько, и  просит разрешить пересечь его владения без бурь, туманов и  всяких  других  морских опасностей. Нептун задает вопросы, требует выкупа, после чего проверяется экипаж по судовой роли, капитану вручается ключ от экватора и разрешение на плавание в водах Нептуна.
После этого начинается процесс крещения новичков, каждого из них подводят к Нептуну, он опрашивает его, сопровождая замечаниями. Врач выслушивает каждого, дает лечение -микстуру (забортную воду),брадобрей "бреет" его,  на  тело  ставиться "печать" и свита (черти и другие) пропускают его через "чистилище" (труба вымазанная внутри сажей), и бросают в бассейн, после чего новичка причащают бокалом вина, смешанным с морской водой.
Праздник может     сопровождаться различными другими представлениями, что зависит от фантазии моряков. На память о событии, каждому моряку выдавался специальный диплом о пересечении экватора, где указывалось шутливое имя, данное при крещении, обычно это название морской рыбы или животного (акула, кит, скумбрия, тюлень и т.д.).

    Румб (англ. Rhumb) происходит от испанского или португальского rumbo/rumo («курс» или «направление») и греческого rhоmbos от rhеmbein.
Румб  одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера. Румбы как направления имеют собственные названия
Четыре основных румба:
• North — Север
• East — Восток
• South — Юг
• West — Запад
Четыре румба, производных от основных:
• North-West — Северо-запад
• North-East — Северо-восток
• South-East — Юго-восток
• South-West — Юго-запад

      Промежуточные румбы: северо-северо-восток (ССВ), востоко-северо-восток (ВСВ), востоко-юго-восток (ВЮВ), юго-юго-восток (ЮЮВ), юго-юго-запад (ЮЮЗ), западо-юго-запад (ЗЮЗ), западо-северо-запад (ЗСЗ), северо-северо-запад (ССЗ).
В метеорологии окружность горизонта разделяют на 16 румбов, показывающие направление ветра (откуда дует). Моряки говорят: «ветер в компас-течение из компаса» (Норд-ост-ветер с северо-востока.)

      Роза ветров — картографическое обозначение основных географических азимутов сторон горизонта в виде звезды с количеством лучей, кратным четырём. В морской навигации (мореплавании) окружность горизонта делится на 32 румба. При количестве лучей, равном 32, называется также розой румбов.
В давние времена ориентирами для моряков были звезды, а главными попутчиками и спутниками — морские ветры. Других возможностей правильно оценить и определить свой путь не было.

      Ее еще называют компасной розой,или розой румбов. Но появилась она задолго до того, как морякам в Европе стал известен компас. Еще в древности все направления горизонта были разделены, иногда симметрично, иногда нет, и дующие с этих направлений ветра получили свои названия. Такое распределение ветров по сторонам горизонта и получило название Роза ветров (Rosa ventorum). И только значительно позже в соответствии с розой ветров получили названия румбы компаса.

       Много написано о том, сколько направлений ветра использовалось в древности и какие названия они носили.
Во времена древних цивилизаций различали всего лишь четыре направления ветра, соответствующие четырем сторонам света: север, восток, запад и юг.

   Вячеслав КИСЛЯКОВ, капитан-наставник Мурманского морского пароходства.