жизнь за колючей проволокой глава 22 Жизнь прожить

Владимир Галин
                Глава 22




           Жизнь прожить -не поле перейти



                Дорогу осилит идущий. (Из школьного альбома)




          Осень 1962 года  ознаменовалась промозглой слякотью и ранними  снегопадами , но  и  резкими скачками  роста международной напряженности  в международных отношениях между СССР и США. Особенно так называемый « Кубинский кризис»  поставил мир на грань  ядерной катастрофы. Но слава Богу, что и у президента Америки  Кенеди , и у Первого секретаря КПСС  Хрущёва  хватило разума  пойти на взаимные уступки  и мир был спасён от реальной трагедии. Мы убирали  свои ракеты с Кубы ,они свои из Турции.

            Мы в зоне  , как и вся страна  , готовились к достойной встречи 45 годовщины  Великого  Октября. В выходные дни проводили предпраздничную санитарную уборку  территории и конечно жилых бараков. Особое внимание  было обращено на обнаружение и изъятие режущие-колющих орудий и других ,запрещенных к хранению предметов и наркотических средств. Такой тщательный обыск в зоне назывался    «шмон» и он  особо раздражал  тех заключённых ,у кого было что терять.Какой  праздник  может быть без « кайфа» , т. е . без  наслаждения ?!

           Накануне праздника  через оперативную часть мне стало  известно , что на меня готовиться покушение. Заключённый  Дз-иев подговаривает « шестёрок  дать мне ножа, за что обещано заплатить 1000 рублей. Я это сообщение не воспринял серьёзно , по этому вёл себя  в зоне свободно  ,как рыба в воде.  И всё таки эта «новость» какое-то время давила мне на психику. Потому

что ,кто -то и мог быть обиженным на меня. Чтобы обидеть человека ,не обязательно  оскорбить или сделать ему какую -нибудь пакость.Можно отказать ему в его неправомерной просьбе. А поскольку  в вопросах представления к условно-досрочном освобождении  моё мнение ,как правило , было решающим , то кто -то из начальников отряда и мог  оправдываться  : « Понимаешь , я хотел тебя представить на суд , а Макаров ни в какую , отказал!»- в место того ,чтобы причину отказа объяснить по существу. Я никогда не праздновал труса , хотя  противостояние порою обострялись с отдельными  психопатическими  личности  до крайнего  предела .

           Повышенная ,ежедневная нервная напряженность на работе , косвенно сказывалась и на наших семейных отношениях ,потому что  и дом , и работа требовали полной отдачи всего себя  без остатка. И поэтому  любой праздник -красный день календаря  для меня является чернее рядового рабочего дня  В праздничные дни ,когда  заключённые не выходят на работу и весь день остаются в зоне , их  как детей нужно занять полезными развлечениями , что бы в голову не лезла дурь всякая. И как правило ,в эти дни  мне приходилось быть в  зоне от подъёма до отбоя.

       Дом или работа -постоянная дилемма. На работу нанялся ,как продался, не на привязи, а скулишь. Но тем не  менее труд основа материального благополучия семьи.  Поэтому  укоры ,что ты из-за этой работы совсем забыл  о доме , о семье- неверны и не справедливы.  Нельзя рубить сук ,на котором сидишь.Но  сердцу не прикажешь. потому что ему «хочется песни и прекрасной ,большой любви».А если ты с раннего утра до позднего вечера пропадаешь на службе ,то тебя устают ждать  и червь сомнения гложет душу...

        7 ноября Галя записала в семейном дневнике : «Сейчас везде очень празднично , а мне скучно. И даже не скучно, а тревожно и тягостно. А вчера  мне было хорошо и покойно. И не от того, что наши отношения нормализовались , ибо они разрядились только внешне, а потому ,что  пришли хорошие люди и сказали хорошие слова, те, каких от мужа я давно не слышу.

            Из предыдущей записи  Володя прокомментировал  только те слова , какие относятся к нему. А те, которые сильно тревожат меня , обошел молчанием. Он считает , что всё уже решено, и мы должны продолжать спокойно жить, он считает , что для дома этого достаточно. А у меня на сердце камень,запёкшая горечь. Может ли она рассеяться?  Может , если сможет выскоблить всю нежность  из уголков своей души, какая  только осталась. Вот уже 4 дня ,как мне хочется  выть волком и кататься по земле  от давящей тяжести.Этой тяжести так много ,что я готова о ней всем встречным поведать , чтобы она слегла. И разум едва удерживает меня то такого глупого шага. Я понимаю , что это бесполезно ,но не могу развеяться ,мама. ..Мама , помоги мне.

              Давящая тяжесть на сердце от расстройства и переживания от надуманных неприятностей  ещё усугублялась приступом стенокардии от  врождённого порока сердца , о котором мы, -ни она ,ни я,- не знали и не осознавали  до самой её смерти, когда  она не вынесла задымлённости воздуха от лесных пожаров 2010 года под Рязанью.

                А днями ранее, когда  я хотел пробудиться  и встать в половине шестого , чтобы иметь время  и возможность пописать рано по утрам ,о чём советовала Галя ,  стоило мне пошевелиться , как она крепко прижала меня правой рукой к себе и уткнулась носом в моё плечо... От такого блаженства я сам не мог оторваться и не захотел её тревожить.  Однако минутой позже  я прошептал ей в ушко : «Вовочка, будь мужественным , тебе работать надо, иди мой хороший, занимайся ...»-она  улыбнулась сквозь сон ,не открывая глаз и выпустила меня из своих сладостных объятий.

          А через день  коса снова налетела на камень. После вечеринки , на которой, как выяснилось потом, я  «распускал  павлинный хвост», мне снова было высказано всё, что обо мне думает.

          Самое эгоистическое  чувство, на мой взгляд, это чувство любви, когда хочется, чтобы любимый тобой человек был только твой и ни чей больше. Твой весь от и до!  Весь без остатка. Любимый — собственность ,как игрушка для ребёнка, только его, и даже более. Один замеченный твой косой взгляд на другую, или сказанный  дежурный комплимент ,а тем более белый танец с подругой   вызывает  бурю ревности , когда в запальчивости  вместе с мыльной водой выплескивается  ребёнок. Не зря, справедливо  сказал Лев  Толстой: « ...Все семьи счастливы одинаково и каждая несчастна по-своему»

            Так и на этот раз я уже был в постели , а Галя  всё говорила и говорила  разрывая сердце себе и мне... А я , захлебнувшись от возмущения за «напраслину» ,как мне казалось , лежал и молча слушал..

                И хотя её укоры были мне неприятны , но в глубине души  я признавал , что она права , предъявляя ко мне высокие требования  и её бескорыстие и любовь. Она жестко бросала  мне в лицо жесткие слова , критикуя ,что я мужлан и не должен быть им … Что я стал безвольным и размазнёй , а она привыкла меня  знать  тем, кто если сказал , то и сделал...Что начальство моё  меня и портит, что я становлюсь высокомерным...И чтобы я не забывал ,что для других  я начальник, а для неё только муж и не более того... Но самым больным её укором были слова: «Как и хочу, чтобы у меня лопнуло сердце!»- На что гневно возразил: «Как ты смеешь это говорить, ведь у нас же дети!!!»

           Я только значительно позже осознал , что она  безжалостно всё это говорило ,а самой ей хотелось ,чтобы я  в пух и прах развеял все её сомнения и недоверия в меня, потому  что она не только  что-то видела и знала , а больше  думала и предполагала. Ей хотелось ,чтобы я доказал, что она заблуждается , что  всё это  чепуха  и что я такой же ,как и был, что она не права....А я  вместо того , чтобы активно убеждать её в обратном , лежал и молчал. А как известно , молчание бывает красноречивее  слов, что для неё означало , что я согласен с тем , что она говорила.  И это  в принципе было во многом так. Я в душе был согласен с тем , что она говорила. И это её еще больше удручало и обижало. Но она не знала ,а я словами в тот момент не мог ей сказать ,что наша любовь для меня дороже всего на свете , и что она сама моя единственная,а значит  -лучшая. Я ей доказывал это всей своей жизнью , пробираясь через тернии к звёздам, не переставая обожать её всегда. Её трепетную и благородную душу.

            Широко известны опыты академика Павлова по изучению условных и безусловных рефлексов  у животных. Мы сами себя выделили из мира животных  и окутали себя таким клубком условных рефлексов, что безусловным и места не осталось , в то время как они то и составляют основу жизни. Все трагедии людей и состоят в столкновении и противоречии этих рефлексов . Если в гражданско -правовом положении между мужчинами и женщинами не должно быть различий в правах и даже в обязанностях, то что касается половых различиях, то уже здесь  распорядилась сама мать природа и её законы  ни кому не подвластны. Их следует знать и повиноваться. Если женщина более моногамная , ту мужчина полигамный. И тут уже ни чего не попишешь ,если нашими поступками  руководят наши желания, как во блага себе же суметь умерить свои желания. У Чехова есть фраза : «...она была красива. Я любовался ею ,как всякий порядочный мужчина...»  Вот  любоваться и оставаться  порядочным  мужчиной , увы, удается не каждому. Что касается  ревности ,то она всегда только разрушает и ничего не  создаёт....

                «Посеешь поступок - пожнёшь привычку,  посеешь привычку-
                пожнёшь характер, пожнёшь характер- пожнёшь судьбу,»
                (автор мне неизвестен)


                Роман , которым я бредил тогда написать под названием  «Люди в серых шинелях», должен был рассказать нам о них и им о нас , и который  я , наконец, сейчас печатаю  на компьютере , тогда я писал не пером , а своей ежедневной  жизнью и добросовестным служением  отечеству. Волею случая  оказавшись  лицом к лицу с оборотной стороны одной медали « Жизнь» , где сконцентрированы  её пороки , мне  хотелось сказать ,что мы не враги, что мы граждане одной страны, и что , если мы не все исполняем Заповеди Христа : не убей, не укради, не прелюбодействуй и другие , то все обязаны  выполнять законы , а иначе хаос и погибель для каждого.

  Кто бы ты ни был, переступать через закон нельзя , иначе ты преступник,  и наказание должно быть  неотвратимым. На небесах тебя покарает  Всевышний, на земле  Закон. Некоторые объясняли преступность после революции тем, что Бога бояться перестали , а совесть не нажили, однако , хочешь ты или нет, а жить всё таки надо по совести. Не делай людям того ,чего не желаешь себе. Всё просто. Всё должно быть по правде и справедливости. Но об этом только сказать легко , а на деле практически мало возможно. Статьи уголовного  Кодекса  определяют  состав  преступного деяния и указывают санкцию , т. е. меру наказание за него.. Скажем , статья 108 часть первая : нанесение телесных повреждений с причинением вреда здоровью, срок-до 3 лет.  Но каждое такое преступление имеет свою ,  специфическую особенность , где , как ,  кем, из каких побуждений  и кто сам потерпевший, всё это  и всё другое должен определить только судья с народными заседателями.  И здесь , как и в работе по исправлению и перевоспитанию ,-не Боги горшки обжигают.  Да и не божье это дело. Однако , чтобы обжигать горшки надо быть  мастером. А вот исправлять человеческие души приходится кому всякому, кого случайно Бог послал.

           После того , как я ещё раз дал себе зарок, я стал просыпаться по будильнику , чтобы успеть написать на свежую голову , но только сосредоточишься , а писать уже и некогда , на углу дома  ждёт «воронок» , чтобы ехать. А там , в зоне  , только переступил через порог вахты и пошло , и поехало, «...Один кричит -арбуза,  другой -солёных огурцов !»Все ждут и каждому своё.

             В один день от Вершинина из Омска пришлю сразу три письма. В одном он сообщает , как перестарался в соблюдении субординации  « вассал моего вассала не мой вассал».Эдуарду ,как грамотею, поручили  в библиотеке вести подшивки газет и начальник отряда  Прибылов приказал ему ,чтобы он не давал газеты  застилать прикроватные тумбочки  в жилых бараках.А зам по режиму майор Кузнецов  распорядился : « Вершинин, выдайте газеты!»  На что Вершинин ответил: « Я дать газеты не могу , Прибылов  строго приказал , чтобы ни кому , ни одной»   На что Кузнецов повторил: « Я тебе сказал-выдай газеты!»  Вершинин , вздумали яйца курицу учить, ответил: « Это неуважение к офицеру...»  « Ах так,-взарвался Кузнецов,- чтобы ты с завтрашнего дня был на рабочем объекте! Хватит тебе в зоне отсиживаться!»  « С  большим удовольствием , -парировал Вершинин. « И три года ты будешь работать под моим окном ,»-закончил Кузнецов

           И  Вершинин осознал , что кошка скребёт на свой хрибёт, что теперь ему прошла коту масленица , и что теперь ему с его здоровьем придётся вкалывать на объекте , и он в письме спрашивает у меня ,правильно ли он поступил: «Прав ли Я?»

         В другом  сообщает, что он замкнулся  и не с кем не разговаривает, но когда его поместили в «Крокодил» с кучей окурков и надписью : « Поэт за работой», он пожалел , что под картинкой нет его стихов  и ждал ,что к нему обратятся , но не дождавшись ,  он сам сочинил 46 куплетов  с юмором и сатирой и предложил их для исполнения художественной самодеятельностью и они были одобрены активом.

            В этом письме он прислал стихи :

                Хлопьями снега окно залепило
                Грусть меня стужит, знобит.
                Где же ты сын мой единственный-милый,
                Что тебя ждёт впереди?
                Детские годы твои на развалинах
                В нищих отребьях прошли.
                Помнишь ли ты , как седая я стала?
                помнишь , как дом подожгли?

                Сын мой, опомнись,
                Родина чуткая сможет ошибку простить,
                Стремление к дому, ты взрослый малютка,
                Должен сейчас обрести.

                Пора полюбить жизнь красивых дерзаний.
                Пора к ней себя подключать.
                Сын мой, умножь трудовое старание ,
                Просит тебя твоя мать.
                Высохли слёзы, их грусть проглотила.
                Стыд омрачает мне жизнь.
                Сын мой единственный ,
                будь справедливым ,
                Скорее, скорее вернись.

                Сын мой, опомнись,
                Родина чуткая
                Сможет ошибку простить.
                Стремление к дому
                ты , взрослый малютка,
                Обязан сейчас обрести.

       В третьем письме он  сообщал , что в колонии строгого режима содержится  отсев от до трёх лет. Что в колонии собрана вся гниль ,где можно встретить кого угодно. Общественности общелагерной на «НЫ» , а по отрядам есть Советы коллективов.Что в колонии нет фронта работ  и большая часть на объекте  отсыпается от перетрудившихся  наслоений  свободы. Что сам он в бригаде 21 . Бригада рабочая. Бригадир  шустрый и имеет на подхвате  шесть нахальных глаз , ( потрясти и поднести). От Омска колония в 28 километрах ,куда ходят регулярно  автобусы, но с почтой перебои.

            Оперуполномоченный  высоко мнительный субъект . «Режим»  с первого вида сразу отвратительный и по натуре ужасный формалист.  Короче там « вари воду» и ловить не кого.  Администрация  если даже не понравится улыбка  «мурует» -закрывает сразу в «БУР» -барак усиленного режима. Это своего рода  получается тюрьма  в тюрьме.И начальник  заявляет нарушителю: « Я запросил тебе полтора годика, да -полтора и вини свою дурную башку!»

            Короче, получается , что попал Вершинин в вагон не курящих , хуже некуда. И работать теперь приходится работать  несмотря на то , что рука перебита в двух местах от падения  при монтаже  плиты перекрытия  в Павлодаре.  Теперь он замкнулся и старается ни кому не попадать на глаза.

       В этом же  письме он выслал мне копию своего приговора и спрашивал, что я думаю о его содержании.


       Именем Российской Советской Федеративной Социалистической
                Республики
           Народным судом Окошиниковского районам в составе  председательствующего  Соломахиной и народных заседателей Перец и Либоченко  при секретаре Лучкиной  и с участием прокурора Мещерековой ,(без адвоката) рассмотрел в открытом судебном заседании в Окишиниково 11-12 июля 1962 года дело по обвинению Вершинина Здуарда  Васидьевича, рождения 1936 г. уроженца г. Уфа, башкира , образование  4 кл.  б/п , времено работающего  штукатуром  СУ-17 , судимого в 1955 г. по ст. 73 ч. 1 УК к 3 годам л/св. , в 19589 году по ст. 132 УК Каз. ССР к 2 годам л/св , под стражей содержится с 1 мая 1962 года, в преступлении предусмотренным ст. 108 ч.1 и 188 ч.1 УК РСФСР
        рассмотрев дело в суде
                УСТАНОВИЛ:
        В ноябре 1961 годам гр. Вершинин познакомился с гр. Шашиной Валентиной и вступил с нею в фактический брак.
        В конце марта 1962 года Шашина переехала в с. Оконишниково , а Вершиин остался в Павлодаре для оформления инвалидности ,полученной им в связи с производственной травмой.
         Шишина в Оконишниково начала встречаться с гр. Киреевым , вступила с ним в близкую связь.
         22 Апреля 1962 года Вершинин приехал в село Оконишниково и продолжал жить с Шашиной.
            В ночь нам 30 апреля 1962 года гр. Киреев в нетрезвом состоянии пришел на квартиру Шашиной и в присутствии Вершинина сел на кровать , где лежала Шашина ,звал её выйти, , взял её за ногу, и не обращал внимания на предложение Вершинина  выйти из комнаты. Вершинин выбежал в кухню , взял столовый нож и им нанёс удар Кирееву в грудь ,причинив тяжкие телесные повреждения.
           Выталкав Киреева из квартиры , Вершинин явился в милицию и заявил о случившимся. Находясь в КПЗ Оконишниковскогои РОМ,Вершинин узнал,что Шашина продолжает встречаться с гр. Киреевымм  и 10 мая 1962 года взломал потолок  в камере, Вершинин совершил побег из под стражи,но был задержан работниками милиции.

          Подсудимый Вершинин виновным себя признал,пояснив, что встретил Валентину ,полюбил её, её дочь, старался сделать для них всё возможное ,что в ночь на 30 апреля он проснулся от того , что кто-то сел ему на ноги,  увидел мужчину (Киреева),спросил ,что ему нужно,-тот не отвечал ,полез под одеяло и,взял Валентину за ногу  и звал с собой. Он просил Киреева выйти ,но тот только улыбался ,Он вышел на кухню ,взял нож и нанёс удар Кирееву, а потом сам об этом заявил в милицию . От Валентины получив записку , что ни он,ни Андрей ей не нужны,хотел поговорить с Валентиной и разобраться во всём и потому вылез через потолок из КПЗ, цели на побег не имел.
           Исследовав материалы дела , выслушав объяснения  подсудимого ,потерпевшего , свидетелей ,суд считает правильное привлечение  Вершинина к уголовной ответственности.
            Так Киреев суду пояснил , что он встречался и сожительствовал с с Шашиной с марта месяца 1962 года. Ходил к ней 29 апреля часов в 12 ночи. Пришел в их дом. Вершинин сам позвал его  и предлагал садиться на кровать ,а потом ударил его ножом в грудь . В больнице пролежал до 26 мая 62 года . Сейчас работает на прежней работе ,просит взыскать упущенный заработок. 
           Свидетель Шашина  Валентина — что в марте 1962 года в Оконишниково её с дочерью перевёз Вершинин из Павлодара.она вскоре познакомилась с Киреевым , а когда приехал Вершинин ,предупредила Киреева , чтобы он не приходил. Киреев пришел ночью ,она спала ,проснулась , у кровати стояли Вершинин и Киреев и вскоре Вершинин ранил Киреева , теперь она живёт с Киреевым.
                Свидетель Киреева Тамара , чо её сродный брат  потерпевший Киреев пригласил сходить к Шашиной и узнать , с кем она будет жить, с Вершининым или с ним. Она в дом не входила ,а в окно видела ,как брат проходил  в спальню, сидел на кровати ,где лежала Валентина и потом подошел Вершинин и ударил брата.
          Свидетель Одобесску -что видела ,как Киреев сидел на кровати Валентины  и звал её ,что она предупредила Валентину ,могут быть неприятности ,когда приедит Вершинин.,поскольку она встречается с Киреевым.
           Свидетель Язова ,что она ,когда Валентина стала встречаться с Киреевым ,она предупредила её ,не разрешала им встречаться и когда приехал Вершинин  ,Валентина стала жить с ним.
               Из заключения  суд. Мед. Эксперта (л. д. 20) видно ,что Кирееву причинены тяжкие телесные повреждения ,опасные для жизни.
             Руководствуясь  ст. 301-303 УПК РСФСР суд
                ПРИГОВОРИЛ:
        Вершинина Эдуарда Васильевича признать виновным  по ст .108ч.1 и 188 ч.1 УКРСФСР и подвергнуть по ст. 188 ч.1 УК двум годам лишения свободы., по ст. 108 ч. 1 УК -трём годам лишения свободы.
         В силу ст. 40 УК окончательно к отбытию считать по ст. 108 ч. 1 УК три года лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима.
         Меру пресечения оставить содержание под стражей. Исчислять наказание с 1 мая 1962 года.
           Взыскать с Вершинина в пользу Киреева  65 рублей 20 копеек.
         Приговор в 7 дневный срок может быть обжалован в Обылсуд.
                Нарсудья                М. Соломахина .
                Нарзаседатели         Парц, Литовченко
         
       Копия верна Секретарь    Первушина.



         Я  ему написал:

                Здравствуй, Эдуард!
     Получил твои письма ,сразу три, а приходиться отвечать одним  и то , как видишь, с опозданием. Письма твои сумбурные, но по ним можно  видеть и судить,что ты оказался вновь в сложном положении. Выходит , что ты на свободе после выхода из колонии пробыл  только 7 месяце и 1 мая вновь оказался за решеткой. И теперь приходится начинать всё сначала. Душа твоя пока не утратила стремления вернуться к праведной жизни ,но как говорится, рад бы в рай, да грехи не пускают.. И тебе вновь приходится среди волков жить и по волчьи выть. Как всё это печально...

          Обращаю твоё внимание на на раздутое тщеславие и гонор. При всём твоим разумением  у тебя не хватило  ума не  поучать начальство и ты осложнил своё положение в зоне. Кузнецов выше по должности Прибылова и поэтому ты должен был выполнить его распоряжение , а не поучать его.пусть бы они сами разбирались между собой..

              Не нравится мне и твоё отношение к своему поэтическому дарованию.Если твои стихи «бред» , то тогда их и не надо писать.Или ты только создаёшь ,что это так?Я думаю.что твои стихи самоё ценное ,что ты должен беречь и приумножать. Это главное , что тебя выделяет из общей массы.Все поэты-люди, но не все люди-поэты! Надо беречь и совершенствовать свой , Богом данный, талант, а не зарывать его в землю. Не теряй время зря, работай и над собой во всех отношениях.

              Как себя вести? В твоём положении лучше всего ни куда не влазить, Держать нейтралитет и разумеется соблюдать режим . Каждое его нарушение и за это наказание будут отдалять тебя от желаемой свободы.

               Приговор твой я внимательно изучил Не трагический случай! Горестно и досадно! В романе не придумаешь так,  как преподносит жизнь. Так  ты ещё сам умудрился уже сознательно совершить второе преступление -побег! Где были твои мозги, когда ты проламывал дыру, через которую вылез? Ты сделал  совершенно правильно ,когда сам явился в милицию с повинной,  что всегда положительно учитывается по Закону при вынесении меры наказания. И мне кажется ,что если бы  ты не совершил побег, твоё дело могло получить совсем другой оборот.  Но теперь что толку говорить , если бы да кабы, когда Приговор вступил в законную силу. Факты преступных действий есть факты , а против фактов , как известно , не попрёшь.

        Обращаю твоё внимание ,как ты переоцениваешь себя и что твои чувства опережают твой разум. Ты сидел под замком, а тебе захотелось увидеть Валентину, чтобы глянуть ей в её  глаза, для чего ты проделал в потолке дыру.  А ещё на что ты со своим художественным воображением надеялся ,когда написал записку : « Не ищите меня, я вернусь»  Ты каким себя благородием вообразил, менты прочтут твою ксиву и начнут спокойно пить чай?! Да ты представляешь , в какое глупое положение их поставил с их ротозейством, что они упустили тебя из под стражи ,под которую ты был взят ,хоть и явился сам с повинной???  они же тоже несут ответственность по закону за не должное исполнение своих служебных обязанностей. Ну сколько тебя будет учить жизнь. « Умейте властвовать собой!»- сказал известный тебе Поэт.

        Суть слова Закон в самом слове. На то он и Закон , чтобы все его неукоснительно выполняли. Три года новой изоляции для тебя многовато, но это я так считаю ,потому что знаю тебя. Но  в соответствие с предъявленными тебе статьям УК и их санкциям не превышает размер допустимого наказания.  Какой выход? Добиваться досрочного освобождения . А для этого ещё и ещё раз соблюдение режима и ни каких  взысканий за нарушения или отказ от работы.

           В твоём нынешнем положении утешать себя можно только мудростью , что нет худа без добра, и постараться даже из такого положения извлечь пользу , а это прежде всего значит  не потерять себя Помнить об этом следует каждую минуту., быть подтянутым, осмотрительным , ни каких аффектов и бесконтрольных поступков. Пол года уже прошло, впереди ещё два с половиной года и небо ещё может показаться в овчинку. Но только терпенье и труд всё перетрут. Мужайся и старайся. Другого выхода я не вижу.
                В. Макаров.