КНМ Кисляков

Вячеслав Кисляков 2
Наставник молодых судоводителей

Капитан-наставник Службы безопасности мореплавания (СБМ) Вячеслав Кисляков работает в Мурманском морском пароходстве уже более 41-го года. Благодаря большому опыту, полученному на пассажирских судах и в СБМ, Вячеслав Васильевич подготовил почти 70 капитанов и сотни судоводителей, которые работали и продолжают успешно работать в нашей компании. А его постоянная рубрика «За безопасность мореплавания» в газете «Арктическая звезда» помогает судоводителям стать высокими профессионалами, работать без аварий и происшествий.

Море вместо неба

Вячеслав Кисляков родился в деревне Копцы Витебской области Белоруссии в семье учителей. Его отец около 30 лет был директором школы. Мать – учительница биологии.

О море белорусский паренек не думал, хотел быть летчиком или геологом. Но однажды летом, когда ребята как обычно работали в колхозе, его самый близкий друг объявил: «Я буду моряком!» Оказывается, он в тайне от всех нашел адрес и подал документы в Ленинградское мореходное училище.

Друзья были - «не разлей вода». Поэтому и Вячеслав взял адрес и тоже послал документы в Ленинград. Но вода все-таки «разлила»: другу отказали (у него оценки были не очень хорошие), а Кислякову пришел вызов.

Собирали его всей деревней, в семье Вячеслава даже чемодана не было – дали сундучок деревянный. Так и приехал с ним в Питер. Попал на Невский, кое-как училище нашел. А потом долго еще с белорусским выговором не мог справиться - ударения в некоторых словах неправильно ставил…

В 1966 году курсант Кисляков попал на практику в Мурманское пароходство. Его первым пароходом был «Илья Репин», затем – «Акоп Акопян», где Вячеслав работал в должности матроса 2-го и 1-го класса. Да так и остался на пассажирском флоте, не считая трех лет, проведенных на ледоколе «Капитан Воронин».

Вячеслав Кисляков получил опыт работы практически на всех пассажирских судах пароходства. Вначале это были «старички» – «Вологда», «Илья Репин», «Сестрорецк», «Акоп Акопян», на котором он дошел до должности старпома. С 1976 года - теплоходы «Канин», «Вацлав Воровский» и совсем новые, построенные в конце 70-х годов в Югославии «Клавдия Еланская», «Мария Ермолова» и «Алла Тарасова». В 1988 году в должности капитана Кисляков вернулся на «Канин», который стал важной вехой в его биографии.

Свободная экономическая зона

По словам Вячеслава Васильевича, он очень интересовался развитием Севера, морских пассажирских перевозок и знал, что еще до революции между Архангельском и норвежским портом Варде существовала пассажирская линия с заходом на побережье Кольского полуострова. Такую линию и удалось воссоздать с помощью «Канина». По решению руководства Компании были выделены деньги, и отремонтированное судно превратилось почти в королевскую яхту.

Идею поддержали власти северных провинций Норвегии, и с 1989 года была открыта пассажирская линия с заходами в порты Варде, Киркенес и Вадсе. Норвежское правительство даже выделило на ее поддержание 3 млн крон, а судно было полностью освобождено от всех портовых сборов.

Эти годы для нашей страны были очень тяжелые – без денег, без самых необходимых товаров. Поэтому возможность торговли в Норвегии привлекала очень многих: люди ехали со всех уголков Советского Союза – с Урала, Украины, из прибалтийских республик. Они везли на продажу все, что только можно – гитары, балалайки, сувениры, белье. Торговали сначала на ящиках и газетках, потом за 50 крон могли арендовать деревянные столы, изготовленные заключенными тюрьмы Вадсе. Как рассказал Кисляков, многие нынешние бизнесмены на этом смогли подняться: за двое суток стоянки наторговывали у норвежцев по 2-3 тысячи долларов. Для тех времен это были огромные деньги.

Линия существовала до 1995 года, и даже была идея сделать на «Канине» безналоговую территорию, но лицензия стоила очень дорого. А ведь это могла быть одна из первых в стране свободных экономических зон…

«Тяжело в учении…»

В середине 1995 года «Канин» был продан, и капитану Кислякову предложили должность капитана-наставника СБМ. За время работы в Службе безопасности мореплавания Вячеслав Васильевич участвовал во многих начинаниях, в том числе и в подготовке Компании к сертификации на МКУБ, в переходе на систему качества ИСО 9000. Пароходство стало первой судоходной компанией в России, которая получила сертификаты соответствия требованиям этих документов. Но самым важным он и сейчас считает обеспечение безопасности на судне.

- Я всегда считал, что отработка безопасности, тревог должна стоять на первом месте, - рассказывает Вячеслав Кисляков. – Очень показательными стали учения, которые мы проводили на «Клавдии Еланской» в 1980 году во время рейса на Кубу. Играем «тревогу», помощники докладывают, что 6 человек не вышли - работники ресторана. Через 10 минут снова играем «тревогу»: 3 человека не вышли – официанты и бармен, считают, что это им не надо. Я сразу их списал с парохода, их уволили из пароходства, и все сразу поняли, что на судне всем надо учиться бороться за живучесть. Море – это серьезное дело.

Потом я ходил на Кубу дублером капитана, и выяснилось, что практически никто не умеет управлять шлюпкой. Решили с капитаном В.В. Кононовым провести настоящие учения. После высадки большей части экипажа на 6 спасательных шлюпок, капитан дал полный ход, и судно скрылось за горизонтом. Люди выходили налегке, хотя я и говорил, что надо выносить воду, продукты, одеяла… На моей-то шлюпке все вынесли, а другие поленились. И когда судно ушло, все заволновались – жара 30 градусов, а воды нет. Судно догонять надо, а паруса поставить никто не умет, начали грести веслами – не получается. Потом часа через 3-4 проголодались, на моей шлюпке люди стали жевать бутерброды, а у других – то ничего нет… Вот такими методами учил людей, как относиться к своим обязанностям, и потом морякам самим интересно стало, даже просили, давайте еще так сделаем…

А еще был случай, который и меня многому научил. Мы даем вводные на судно по проведению тревоги. И как-то я, не подумав, дал на «Клавдию Еланскую» вводную: «во время пожара капитан погиб, дела принять старпому». Капитан мне тогда ничего не сказал. Прошло года 2-3, снова даю на судно вводную: «пожар в машинном отделении, высылайте в машину группу разведки», а у меня на «Еланской» сын работал. Получаю доклад: «Группа разведки без сознания, среди погибших Кисляков Игорь Вячеславович»… Сердце сжалось, мороз по коже, я уже не думаю: учебная или не учебная тревога – а вдруг на самом деле? Вот тогда до меня дошло, что нельзя такие вводные давать. Можно сообщить, что человек ногу сломал или еще что – нам же надо отрабатывать эвакуацию, а со смертью – это не очень хорошо...

На благо Компании

Вячеслав Васильевич работает в Службе безопасности мореплавания уже 13,5 лет. По его словам, за всю историю СБМ больше, чем он, проработали здесь только П.П. Вдовин, Д.В. Ветчинин, И.П. Лопатин, Б.К. Хлебников и А.Ф. Михайлов.

- Я всегда уважал преданных Мурманскому морскому пароходству людей, чей самоотверженный труд приносил свои достойные плоды, и на чью надежность можно было положиться в самых трудных ситуациях, - говорит Вячеслав Кисляков. - Это, прежде всего, те с кем я делил и радости, и огорчения, те, кто были моими единомышленниками в создании положительного имиджа Компании. Я достиг того, чего хотел – быть наставником молодых судоводителей, воспитывать в них чувство ответственности до того, как они займут место на ходовом мостике, став настоящим капитаном. Старался прививать молодым штурманам чувство любви и уважения к Компании, в которой они трудятся, готовил их, чтобы они стали профессиональными и высококлассными специалистами своего дела.

Достойно отмечен и труд Вячеслава Васильевича. Он награжден медалью «300 лет Российскому флоту», знаком «Почетный работник МФ», юбилейными медалями Северного флота и ГС КСФ. В 2007 году за заслуги в сфере развития пассажирских перевозок на Севере В.В. Кисляков был награжден Почетной грамотой Губернатора Мурманской области, а в 2008 – Почетными Грамотами администрации г. Мурманска и Генерального директора ОАО «ММП».
      
Подготовила Галина ЛОГИНОВА.

     P.S.  На моём нынешнем жизненном пути мне вовсе не по нраву сидеть, корпеть и сочинять стихи - себе во славу... Или подобную им прозу... И не пытаюсь никому я тем самым угодить. Это не в моих правилах. И я не ставлю себе такой наивной цели и задачи. Ибо эта слава не что иное, как всего лишь крайне шаткое и хлипкое суждение других людей. И кто в таковой стремится способ угодить толпе, и этим домогается сыскать почёт себе и славу, тот, по разуменью моему, никогда и ничего достойного вовеки не достигнет.

     Да и, добавить к слову, посторонние видят лишь внешнюю сторону вещей - натянутую маску, но не видят сердца человека до самих до его глубин.

     Я ж мыслю для себя богатым быть богатством собственным, а не заёмным. А по сему меня не столько заботит то, каков Я в глазах других, сколько то, каков Я сам по себе. Для меня вся слава, на которую Я притязаю, это слава о том, чтоб прожить оставшуюся жизнь свою спокойно, честно и достойно...

      Мне вспомнилось сейчас, когда я был уже повзрослевшим ребёнком, то моя бабушка Марья,  развивая меня, из бесконечной добросердечности ко мне, говорила: - «Никогда ни в чём не должен ты отчаиваться. Будь спокоен и снисходителен к себе. Всё верное приходит само по себе и в нужное время. Нельзя ускорять тайный ход жизни. Необходимо всегда находится в своём самом истинном, наивысшем состоянии духа: наблюдай, слушай и люби сам. И тогда произойдёт настоящее чудо: человек напротив открывается тебе в невероятной красоте своего сердца. И твоё собственное сердце преобразится. И вот тогда только и происходит судьбоносная встреча...»

     Где она это взяла, я не знаю, но только она до 92 лет благополучно дожила с этим упованием, и я до сих пор как бы слышу эти её слова. Они открывают мне глаза, порождают истинное изумление своей светлой и праведной мудростью. На всю свою жизнь я поверил в них и следую им.

     Думаю, что это и есть наилучший способ отыскать драгоценную чашу человеческого сердца - верного друга, чья истинно жаждущая душа соткана из такой же чистой и светлой материи... 
   
     И тогда, раньше ли, позже, как бы совсем невзначай, ненароком происходит та, самая главная, встреча. И такую встречу уже не забыть никогда. Она исцеляет от бед и несчастья. Меняет образ мыслей... И всю нашу жизнь. И от неё сияют глаза! И видно во тьме! И в груди горячо-горячо от великой любви несравненной...  И именно в такие мгновенья родятся мои стихи и воспоминания-мемуары, сами по себе, может не совсем складные, но в которых кроется искренность моих чувств...
      
     Верю в искренность взаимную. Светлые чувства найдут отклик родственной души. Всё устроится... К тому ж по жизни я не один: благодаря счастливой судьбе с раннего детства меня везде сопровождает, заключённое во мне, мистическое весёлое существо, полное оптимизма и жажды познания. Оно - это моё второе истинное «Я». И когда мне удаётся расслышать его голос - оно мне говорит, что жизнь моя действительно будет такой, какой я сам её сотворю. И, что сам я знаю ответы на все вопросы свои. И, что я не обязан корысти ради пускаться в безудержный поток обыденности и существовать, как многие существуют. А то ведь следуя ценностям ложным, люди часто делают всё лишь ради славы, наживы, и поступают совсем не так, как желает душа, а потому и не становятся от этого духом богаче и здоровее телом.

      Я живу совсем не для того, чтобы скопить как можно больше материального, или чем-то подобным весь мир удивить. Живу Я для того, чтоб чистою душу свою сохранить, богатства духовные накопить, и ими всегда быть счастливым по жизни!

      Глупая мечта? Утопия? Но, нет! Знаю, что каждая мечта является ко мне совместно с силами для её исполнения. И, уверовав в неё, я отправляюсь в свой истинный Путь. Мне любопытно узнавать, зачем мы поступаем так, но не иначе, почему мы делаем такой выбор, а не другой: милуемся ли сказочным рассветом, накапливаем ли у себя богатства, или... однажды, в ночи, начинаем творить стихи от души и для души...

      Но вот нежданно включается разум, и вопит он со всех сторон, что моё видение счастья - это иллюзия. И тогда для меня главное - сохранить в душе ЛЮБОВЬ и не забыть всё то, что уже я достиг. Ведь очень просто среди бесчисленных желаний забыть о тех моментах радости, когда ты понимал себя, а вместе и весь мир, и следом заключить, что это был лишь только сон или же - чудо.

      Ничто хорошее - не чудо, ничто прекрасное - не сон. И полон воли и любви Я продолжал идти своей дорогой к цели: найти родную девственную Душу, способную совместную мечту в прекрасную реальность претворить! И со своей избранницей хотел Я рядом быть, её дыханье слушать, и ощущать её тепло, и вместе о сотворении мечтать, а после вместе радоваться от созерцания прекрасного совместного творения. И Я её нашёл... Это моя ЛЮБОВЬ на всю жизнь... Это моя АЛЁНУШКА!

     ...Такою есть моя дорога в пространстве бытия. Её указывает сердце. И ей Я дорожу, ибо знаю, что лишь она поможет вывести меня на светлый и широкий - Путь! И если же мой Путь приемлем будет подобной, близкой мне Душе, тогда... вдвоём нам будет по пути. Кто верит мне, тот примет и мой Путь, мои весёлые и грустные, но чистые стихи!.. и мои воспоминания о ЖИЗНИ.  Ведь это - истина простая, насущный хлеб души! И кто, осмелившись, решится принять мой духовный хлеб, то первый же наш общий ужин началом станет совместного великого Пути. Сойдёмся мы, и наши силы сольются во единое стремленье, чтоб силой новой расцвести. И будем мы верны друг другу, и нашему Пути. Прибудет счастье к нам! И пусть будет - так!
    
      А если я с моею философией кому-то лишний, тогда, чтоб не отстать мне на Пути, готов опять идти я странником наивным и босым своей дорогой дальше. Нести в самом себе секрет, что будет впереди, сколько понадобится лет.
      А может мне остаться? Оставить всё как есть? Ведь я старался делать что возможно, и многое другое, всего не перечесть... Но, нет! Да будет так,как было замыслено. «Но не моя, а твоя да совершится воля»...