ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".
ГЛАВА - 4. В.ЛЁВИНА. "БЕСЕДКА".
Полюбуемся этой, в общем-то простой и скромной, но очень привлекающей к себе картиной. Автор - современная российская художница Виктория Валерьевна Лёвина.
Чем трогает эта картина? Главную роль здесь играет, конечно, сюжет. Близкая и понятная всем людям красота осени в сочетании с романтической безлюдностью этого уголка.
Это, кстати, даёт повод немного порассуждать о теме, о сюжете в искусстве. Есть устойчивый набор сюжетов, очень легко трогающий зрителя или читателя. Многие авторы часто пользуются этим, а некоторые даже чересчур часто. Вот это "чересчур" уже является неправильным.
Такие темы, допустим, в поэзии, как несчастная любовь, одиночество, красота золотой осени, любовь к матери, бездомные животные или, скажем, тема маленьких детей, - такие темы всегда, конечно, срабатывают без осечки, быстро и без труда порождая в нас соответствующие чувства. Но есть авторы, которые слишком чрезмерно и часто эксплуатируют эти струны, а ещё хуже - длинно и надоедливо размазывают эти темы в слезливом многословии. Это дёшево. Они идут по лёгкому и избитому пути.
Вот почему среди уважающих себя авторов уже давно существует негласное правило: если уж затронул такую тему, то нужно компенсировать её избитость краткостью, простотой и какой-то новизной мысли.
Чем хороша в этом смысле картина Лёвиной? Именно краткостью, скромностью и маленькой, но точно поданной нестандартностью.
Посмотрите, как оригинально сочетается яркая цветная природа с холодным белым камнем беседки. Живое с неживым. Стихия осени с мрамором архитектуры. Как внутри живописного многоцветья вдруг выступает выпуклый объём формы.
Эта простая и краткая находка усилена умелым художественным приёмом: трёхмерностью тёмных стволов подчёркивается плоское золото листьев, а тёмно-синим полукруглым куполом беседки - белизна и стройность её колонн.
В следующих главах речь пойдёт о портретной живописи, - очень сложном и многогранном жанре.