3. С. Рерих. Танцовщица

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".            


            ГЛАВА - 3. С. РЕРИХ. "ТАНЦОВЩИЦА".


            На примере картины Святослава Рериха "Танцовщица" порассуждаем о роли линий и цвета в живописи.

     Начать хочу с фона. Понятно, что цвет и свет фона создают то или иное впечатление сами по себе. Но поскольку фон на картине зрительно соединяется с главным изображением, художник всегда думает и о впечатлении от их сочетания.

     Почему автор избрал светло-синий фон? Что такое светло-синий цвет с точки зрения порождаемых ассоциаций? Свежесть? Чистота? Может быть, холодная сдержанность? Или небо, а значит - простор, свобода?

     Мне почему-то кажется, что художник здесь исходил именно из фона и уже к нему строил цвета главного изображения. Может, это не так, но я знаю, что иногда художники так делают. Это похоже на то, как поэт иногда пишет стихотворение под захвативший его ритм. Он видит что-то очень важное в том настроении, которое создает какой-то сложный, может быть даже переменчивый, ритм и безоговорочно делает его фоном, к которому потом привяжет образ своего стихотворения. Как видим, такое бывает в разных видах искусства.

     И тут же о линиях. Присмотритесь: фон-то не гладкий, на нём есть линии длинных продольных мазков. Зачем? Динамика движения. И эта динамика должна совпадать с динамикой главного образа.

     В поэзии подобный приём мало кем осознаётся. Но он есть и имеет своё значение. Динамика ритмического фона может быть различной при одном и том же ритме, причём опять-таки за счёт линий, - линий слов.

     Вот, например, строчка из пушкинской "Полтавы":

    "Швед, русский колет, рубит, режет..." -

     и точно такого же ритма строка из революционного гимна "Интернационал":

    "Вставай, проклятьем заклеймённый..."

    Вы чувствуете, как в пределах того же ритма короткие, резкие слова первого примера создают динамику боя, а растянутые слова второго примера ("проклятьем", "заклеймённый") создают пафосную возвышенность торжественности?

    Ритмический фон один, а динамика линий слов разная.

    При сочинении стихов следует помнить об этом и, подбирая слова, медленно проговаривать строчки, вслушиваясь в динамику их линий. Стихотворение станет лучше.



            Теперь обратимся к цвету главного изображения. Если наше предположение об исходности голубизны фона верно, то неслучайно центральным цветовым пятном выбран оранжевый. Известно, что оранжевый и голубой взаимно подчёркивают, усиливают друг друга. Всегда ли надо пользоваться этим? Нет, конечно. Намеренное выпячивание цвета может выглядеть слишком кричаще. Но здесь это как раз к месту. Таким способом хорошо передаётся экзотика Востока.

     А теперь о чёрном. Чем здесь является чёрное - цветом или линией? Вопрос совсем не странный. Чёрный цвет это, конечно, цвет, но здесь он использован в качестве линии. Он расположен не пятном, а растянут по линии, и это создаёт замечательный эффект. Линия чёрных волос то тяжело вертикальна, то прихотливо изгибается. Такой густой чёрный цвет не может не притягивать взгляд, особенно в сочетании с голубым и оранжевым. Это даёт картине силу движения.

    Мысленно представьте, что волосы танцовщицы светлые или, что ещё хуже, близки к цвету центрального оранжевого пятна одежды. Не было бы того эффекта, который возникает сейчас. Была бы какая-то размазанная на холсте яичница.

    Сочетание чёрного с синим - одно из самых интересных цветовых сочетаний. Во всяком случае, на меня оно призводит очень сильное впечатление. Я вспоминаю, как когда-то давно случайно увидел девушку с чёрным цветом волос, смуглую, но с ярко-голубыми глазами. Это было потрясающе красиво. Словами это трудно описать, тут надо видеть.


            Остальные линии этой картины заимствованы художником из динамических линий танцевального искусства. В этом мы опять видим взаимное проникновение разных искусств.

     Горизонталь расставленных изгибающихся рук (кстати, заметьте розоватый оттенок кожи). Изгиб бровей. Диагональное направление взгляда глаз (опять чёрных, да ещё и в контрасте с красным кружком на лбу). Вольное движение волос. (О волосах уже говорилось, но посмотрите на изогнутую откинутость их концов на руку. Закройте этот кусочек картины - и впечатление сразу чуть померкнет. Маленькая деталь - а тоже имеет сильное значение!)

     Правильное сочетание динамических линий и цвета создаёт не только иллюзию жизни, иллюзию движения тела, но и движение наших зрительских эмоций. Я не случайно выбрал по теме именно эту картину. В линейно-цветовом отношении это очень талантливое произведение.