1. Рихард Берг. Летний вечер

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".            


            ВСТУПЛЕНИЕ.

            Появилась идея. Очень хочется познакомить тех, кто этого желает, с некоторыми интересными произведениями живописи.
    
     Конечно, есть люди, достаточно хорошо знающие живопись, которым мои тексты покажутся школьническими. Ну что ж, я не профессионал.
    
     С другой стороны, есть люди, которым живопись не интересна вовсе. Они её не понимают и не любят.
      
     Так для кого же это? Не знаю, как сказать. Может быть, кому-то это и понадобится. Может быть, кому-то это поможет приблизиться к живописи - к этому замечательному виду искусства.


            Честно говоря, я почти не представляю, что могут быть люди,  далёкие от искусства и от живописи, в частности. Можно ли быть полноценным человеком без художественного воображения?  А если у человека есть сильное художественное воображение, он не может не тянуться к живописи.

     То, что у поэта носится в голове, а у композитора звучит в душе, живописец даёт наглядно: вот - смотрите. Получается, что поэзию или музыку мы можем видеть глазами - вот что такое живопись.


            Я знаю, что многие люди не умеют видеть живопись. Они не на то смотрят. Они обращают вимание исключительно на сюжет. Они считают сюжет главной целью художника. Если художник изобразил поле и в нём корову, то этот зритель думает, что цель художника в том и была, чтобы показать нам поле и корову. Это, конечно, смешно, но таких людей немало.

     Зачем художнику давать нарисованное поле, если мы можем сами пойти и посмотреть на поле живое?


            Сюжет в живописи (да и вообще в искусстве) не важен сам по себе. Не его хочет дать художник. Просто то, что он на самом деле хочет нам дать, он подаёт с помощью разных средств, в том числе и с помощью сюжета. Сюжет, таким образом, - не цель, а одно из средств в искусстве. В картине (и в стихотворении, кстати) надо уловить не сюжет, а именно вот то, что и ставил автор в качестве своей цели.

            Есть такое мнение, что цель художника - показать нам красоту мира. Может быть, это и верно отчасти, но только отчасти. Это очень неполно. Цель настоящего художника не только красота. Цель его намного выше.

     И если художник сумел это сделать, значит он великий художник. А если зритель сумел всё это увидеть, значит он великий зритель.
 
     Итак, попробуем посмотреть на живопись правильными глазами. С чего бы начать? С чего-нибудь попроще.


            ГЛАВА - 1.  БЕРГ. "ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР".

            Возьмём картину шведского художника Рихарда Берга "Летний вечер".

     Что можно сказать об этой картине?

          
     Ну, прежде всего, спокойно и долго посмотрим на неё. Почувствуем её настроение.

     Да, на картине изображены конкретные люди, конкретная обстановка и пейзаж. Но здесь очень явно видно, что всё это лишь средства для создания нужного настроения.

     Художественно чувствующие люди при долгом рассматривании этой картины не могут не почувствовать поэтическую образность. И даже может показаться какое-то музыкальное звучание.

     Почему бы не назвать это произведение живописным стихотворением или живописной музыкой? Ведь мы же это чувствуем! Вот как слитно связаны разные виды искусства в душе чуткого зрителя.

     Очевидно, разные виды искусства - это лишь разная форма одного и того же.


            Присмотревшись, мы можем заметить, каким именно способом автор добивается нужного настроения. Этот пример действительно прост, потому что довольно просты художественные приёмы.

      Невидимость обращённых от нас лиц. Согласие неподвижности обеих фигур и спокойной поверхности озера, но противопоставленность фигур друг другу. Усиление этого противопоставления тёмным и белым цветом одежд, характерной мужественностью и женственностью поз, противоположным положением рук.

     Обратите внимание на приёмы ритмики. Ритмичная горизонталь перил, вертикальная ритмика двух столбов.

     Люди стоят каждый у своего столба. Они не смотрят друг на друга. Они, следовательно, не видят друг друга. Но неужели не ясно, что они сейчас объединены одной мыслью, и эта мысль - друг о друге?

     Ну и наконец, цвет и свет. Ничего красного, ничего жёлтого или ярко-синего. Общий колорит не кричащий, не пёстрый. Зелёно-коричневый тон.

     Разные сочетания различных цветов порождают разное впечатление, - художники это знают. Тот из вас, кто это тоже чувствует, согласится, как бывают интересны (даже при беспредметности) сочетания, например, чёрного с красным, или алого с голубым, или синего и светло-зелёного (небо и листва деревьев). Использование здесь сочетания зелёного с коричневым не случайно, оно даёт именно то впечатление, какое нужно автору.

     Не противоречит ли этому розовая полоса от заката, лежащая у ног этих людей? Нет, она лишь подчёркивает общее настроение, создавая световой контраст с тёмными кронами и одновременно сочетаясь со светлотой холодного неба. Тоже ритмика, но только ритмика светом.


            Не правда ли, так и хочется написать стихотворение на эту тему? Очень многие признаются, что произведения живописи вдохновляют их на создание подобных же образов, но только в поэтической форме.

     Да, если б удалось передать то, что порождает в нас эта картина, в форме стихотворения (но только не длинного, а по возможности короткого и ёмкого), это была бы замечательная поэзия.