2. Лето 1966года. Моя вторая практика в Туве

Надежда Мартынова45
На фото наша база в Сухом Логу.
   


http://www.proza.ru/2015/02/20/1447


 
   
         
 2. «Моя вторая практика в Туве» Практика в геолого- поисковом  отряде Владимира Ильича Лебедева      

        Радостные и светлые воспоминания прошлогоднего лета, не оставляли меня весь учебный год  четвёртого курса.Грезила я Саянами, Тувой и  не могла себе представить расставания с полюбившимся краем.

Частые письма от  моей подружки, Зины, инженера - строителя из Хову - Аксов, помогали мне быть в курсе всех событий на строящемся  комбинате Тува-кобальт, всех  перемен, происходящих в личной жизни  её и знакомых девчат.

Мне была интересна их сибирская жизнь, зимой, при (- 45 градусах ) и я старалась  успеть   до сильных  морозов выполнить их заказ, - выслать из Ленинграда  мех  песцов  для шапок  и  воротников  к  новым зимним  пальто подруг.   
 
Моё решение, - ехать  весной на геологическую  практику  в  Хову – Аксы, ни  родных, ни подруг  не удивило. К  Новому году вместе с поздравлениями  в геологическую партию в Туву я отправила свою  убедительную  просьбу взять меня на практику и прислать   персональный  вызов на факультет в Ленинградский Университет. 

Для страховки, кроме письма в ГРП-18, я обратилась и к Николаю Николаевичу Сенько - главному металлургу комбината, а мои подружки уже  на месте  отслеживали и координировали все мои обращения и в начале мая, вызов для меня пришёл.

В конце месяца знакомым маршрутом,  Ленинград – Красноярск -  Кызыл – Хову – Аксы,  летела  я  на встречу судьбе. Чтобы успеть к началу  полевых работ, мне  пришлось пожертвовать традиционной  учебной  практикой  минералогов и петрографов, - поездкой на Ладогу, в Питкяранту.  Помню, как я спешила, даже досрочно  сдавала  экзамены  и радостно  собиралась в дорогу.

     Главное  чувство той весны, весны 1966 года, была  радость...Это и радостное  предвкушение  желанной  самостоятельной  поездки в Туву,и  радость в ощущении  моего  взросления, когда"... появляется умение чувствовать обстоятельства жизни, воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг  тебя происходит"*
    
Сегодня в этой радости я вижу,радость жизни согласно Божьей воле: " ...ведь ничто не происходит просто так. Волос с головы человека не упадет без воли Господа, капля воды не скатится, веточка не сломается...

Ничто не произойдёт, если это не было допущено Господом к какому-то нашему вразумлению. Таким вот образом, Бог созидает обстоятельства жизни, но наша свобода этим никак не ограничена: выбор поведения во всех обстоятельствах всегда за нами -               

воля человека выбирающая и  можно сказать, что жизнь по воле Божией — это наш естественный ответ на созданные Богом обстоятельства."*Весной 1966 года мой Ангел–хранитель, как всегда честно "стоял на посту" и  охранял меня.Моя ещё детская и

искренняя вера в  Своего Ангела, молитвы моих родных  оберегали меня тогда, вверяя мою жизнь и судьбу воле Божьей.


*( из книги  " Что такое воля Божия?" Протоиерея Михаила Шполянского я взяла эти строки.)
 
 

    

      Самолёт из аэропорта Пулково вылетел точно по расписанию и взял курс на Свердловск, где предстояла плановая посадка. Далее следовал Красноярск, куда мы  прилетели с небольшим опозданием.Я сразу  пошла  к стойке  регистрации билетов на Кызыл.   

До приглашения  на посадку, спокойно успела  выпить кофе и позавтракать,ведь на предстоящем  мне рейсе кормление пассажиров не планировалось.В Кызыле  мне пришлось переночевать и только  рано утром продолжить  свой  путь на самолёте  Ан-2.
    
     Радостной  была    наша   встреча с подружками  на  аэродроме в Огнёвке.По  случаю  выходного дня, все они пришли меня встречать. Познакомилась с Ниной  Гукало, однокурсницей Зины, теперь они вместе работали прорабами  на строительстве ТЭЦ.

Жили тоже вместе в однокомнатной квартире, рядом со знакомыми по прошлому лету учителями средней школы: географом, Тамарой и химиком, Валей. Вечером, после дружеской встречи за ужином, мы всей компанией пошли прогуляться по строй-городку.

По берёзовой роще, незаметно поднялись на ближайшие отроги  гор, по "хребтику" обошли посёлок, спустились  к  говорливому Элегесту и уже в наступивших сумерках вернулись домой, но разговоры  наши затихли лишь к утру.
 
     На следующий день начальник геологоразведочной партии (грп-18), Евгений Порфирьевич Захаров, принял  меня на работу техником–геологом  в полевой отряд к Владимиру Ильичу Лебедеву.Так и планировалось,я  знала это  всё из  последнего письма Николая Николаевича.

Всего  несколько дней  назад   отряд  выехал  на базу, построенную  километров в сорока  на северо-запад от  комбината.
" А в  отряд  уже приехал  студент ", - заметили мне в отделе кадров.

"Видный такой  парень,тоже из Ленинградского университета... ",-  прибавила светловолосая загорелая  женщина геолог,  по имени Галина.Мне же  было  достоверно  известно, что  из Университета никого, кроме меня, в Туву отправлять не планировали.

" Может  это  студент  из  Горного института?" - с напускным равнодушием, заметила я.Сегодня,почти полвека спустя, я помню это моё желание,почему - то скрыть свою заинтересованность ленинградским  студентом...

Я верю, нет, точно знаю, что обстоятельства предстоящей встречи с  Василием были уготованы  самим Господом. Итогом  встречи станет  наша  любовь  и счастливая совместная  жизнь.Я и сама тогда  не заметила, как "ёкнуло" сердечко моё,видно была мне то  весточка  от Бога  прямо  в душу!

Ведь мне почему-то захотелось, скрыть  мою заинтересованность, отсюда  и  моё " напускное равнодушие ".На студента этого указывал мне Бог, предупреждал, что предстоит мне прожить с Василием  вместе 37 лет 11 месяцев и 23дня.Так я сейчас понимаю,прости , Господи, моё дерзновение...

     Район  работ находился на границе  лесостепи со степью, база стояла в Сухом Логу, так переводилось  с местного наречия его название, поблизости не было ни реки,ни даже пруда.Машины - водовозки на базу отряда вынуждены были ходить ежедневно,- возить воду для питья и других хозяйственных нужд. 

Воду заливали в большую  цистерну, мне это сразу совсем не понравилось, да и кому понравится,  работая   на жаре  и в  пыли,   не иметь возможности  после рабочего дня вдоволь поплескаться, хотя бы, в ручейке?

Вместо этого, около каждой палатки были установлены рукомойники, имелись тазы и вёдра.Конечно, при большом желании помыться,  можно было в любой день организовать подогрев  воды и в шатровой палатке устроить баню.Обычно, не реже двух раз в неделю, 

устраивалась такая баня, а любители попариться с удовольствием топили  баню и чаще. Правда веники им  тоже приходилось привозить из посёлка, берёзы в этом логу не росли.   
      
     На  пологих склонах  ближайших гор росли только лиственницы,а на них в этот сезон напали "тучи" вредителей. Деревья стояли почти без хвои, в паутине  и имели  пепельный цвет,который им придавали миллионы мохнатых серых гусениц, покрывавших все их ветки и веточки!

Гусеницы падали на крыши палаток и ползали  везде.Пришлось даже спилить на дрова несколько ближайших к лагерю деревьев и прокопать канавки  вокруг палаток, чтобы как то уберечься от такого навязчивого и неприятного соседства.
      
     Надо же, и воды на базе не было, и омерзительные гусеницы лезли палатку.Утомительные и монотонные маршруты на  металлометрической съёмке  по профилям  с отбором  большого количества  пыльных проб, а меня всегда так  завораживают воспоминания о том сезоне!
         

    
Продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/25/1468