Благодарным потомкам

Новый Бурбаки
Прощаясь навсегда с бумагами, письмами, книгами и прочим, что составляет архив учёного, решил для себя оставить минимальный расходный материал из того же скарба, и вижу, что есть среди всего этого вещи, которые можно назвать вещами особыми – сущностными. Без них человек теряется в прошлом, и нет надежды на то, что историк обнаружит след в былом того, что составляет суть предмета, которую можно назвать антропологией воображаемого или сущностным следом человека, следом его, воспринимаемым как речь или её абсурд.

Представьте себе ситуацию, когда ваша задача состоит в том, чтобы поведать от себя человеку нечто, что только ему открылось в этом мире. Вы сразу же встанете перед проблемой неведомого, неведомого для других, но вам ставшего ясным. Не надо быть многословным, чтобы другие поняли, о чём может идти речь, так как для этого необходимо только представить каждому себя перед аналогичной задачей – раскрыть свою тайну. Мераб Мамардашвили использовал термин, который здесь уместен, чтобы сжато выразить приём, без которого человеку не обойтись, раскрывая свою тайну, - мыслеформа.

Если я выразил тайну, если задача мной решена, то первое, что должно прийти на ум от ознакомления с речью о тайне, - такое не было! Такое не было, потому что сущность, раскрывшаяся в былом, теряет свою таинственность навсегда и становится абсурдом. Иначе понятое утверждение о тайне – её непознаваемость. Не существует то, что невозможно познать. В этой ситуации возникает вопрос, является ли человек загадкой вообще? Всю жизнь меня учили, что человек – загадка, - и не только для других, но и для себя. Поэтому, основная задача философа – познай себя!

Итак, минимальный расходный материал оказался заданием на оставшуюся жизнь. Мы будем говорить о воображаемом. И, поскольку человек в нём узнает самого себя, это воображаемое – антропоморфное в сущности своей. Но говорить необходимо так, чтобы тайна осталась манящей своей неприкосновенностью, своей сущностной природой. Жажда, рождаемая стремлением познать тайну, с родни богопознанию, в котором мы заражены вечным стремлением жить. Аминь.