Белеет парус одинокий

Курнавенкова
     Вся ребятня в нашей округе училась в тринадцатой школе, которая находилась на улице Урицкого всего в двух кварталах от моего дома.
 Школа была восьмилетняя, здание старинное, величественное, как нам тогда казалось. Классы небольшие, удобства на улице, но зато был буфет, где работала буфетчица тётя Аня. Мы покупали у неё стакан чая или кофе с булочкой и кусочком сосиски за 10 копеек – гривенник, как говорила наша первая учительница Роза Дмитриевна Козлова.
Хотя школа была небольшая, но учителями укомплектована полностью, да ещё какими! Ученики её всегда занимали первые места на олимпиадах.
Русский язык и литературу у нас преподавала директор школы Багаева Александра Петровна.
Это была очень строгая женщина, настоящий директор. Я помню её в тёмно-синем костюме и белой блузке, как в форме.
Казалось, все её боялись, но любили и уважали и, даже через много лет после окончания школы, часто навещали. Это она привила нам любовь к литературе, чтению. Это она познакомила нас с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, это ей мы читали: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят ещё какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!».
 Лермонтова нельзя было не полюбить. Ведь он начал писать стихи в том возрасте, в каком мы изучали их по школьной программе.
Он говорил нам о любви к Родине:
«Люблю Отчизну я, но странною любовью!
 Не победит её рассудок мой.
 Ни слава, купленная кровью,
 Ни полный гордого доверия покой…
А как он описывал природу Кавказа в своём романе «Герой нашего времени»! Настолько всё точно и правдиво, что представляешь всё очень чётко.
Но самым дорогим моему сердцу произведением Лермонтова стал «Парус», написанный в 1832 году, когда поэту было примерно 18 лет.
 Я вижу здесь и геройство, и борьбу, и мечту…
Позже я много раз слышала романс, написанный на эти стихи в разном исполнении. Сердце сжималось от тоски и боли, а я мысленно переносилась в свою юность, даже может в детство, когда вся жизнь была ещё впереди, а белый парус «в тумане моря голубом» манил вдаль, в неизвестную ещё тогда  взрослую жизнь, а душа трепетала от предвкушения чего-то нового, неизведанного.


2.12.2014.