Сочинение ко Дню Победы Истребитель

Юрий Каргин
В середине 30-х годов прошлого века в Советском Союзе широко развернулась оборонно-массовая работа. Общественная организация «Союз Обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству», сокращенно Осоавиахим объединила около 13 млн юношей и девушек, готовых по первому зову партии и правительства выступить на защиту своего Отечества. Молодёжь бредила танками и самолётами. Во всех кинотеатрах страны с огромным успехом шли фильмы о доблестных советских танкистах и лётчиках. Один из них - «Истребители», где главную роль играл популярный актёр Марк Бернес. Среди тех, кто по несколько раз ходил наэтот фильм и мечтал сесть за штурвал героической машины И-16, был и Владислав Паньков. И когда в мае 1940-го ему, молодому директору сельской школы, сказали в военкомате, что его призывают в военно-морское авиационное училище им. Сталина, он ошалел от счастья:
- Я верил и не верил. Мечта моя должна осуществиться. Проверяли вестибюлярный аппарат. Комиссия была почти что летная.
Каково же было разочарование, когда по дороге к месту службы в г. Ейск, новобранцам сказали, что летать они не будут: станут либо механиками, либо часовыми. Так оно и произошло. А Панькова и вовсе сделали писарем: почерк понравился. Но Владислав не унывал даже от этого бумажного дела:
- Это меня приблизило к лётному составу. Тяга осталась тягой. И я мысленно пилотировал И-16.
Любознательный паренёк понравился командиру полка Смиренскому. Зная о тайной мечте Влада, он даже позволил ему полетать вместе с инструктором. Мечтатель не спасовал и испытание выдержал. В первый день войны после короткого митинга, все написали заявление с просьбой отправить их на фронт. Но вместо этого попали под Куйбышев, на курсы стрелков-радистов. А через три месяца Панькова направили в учебную эскадрилью в село Гвардейцы. Благодаря всё тому же Смиренскому:
- Когда прилетел он на курсы, ему сказали: «Панькова оставляем инструктором». Но Смиренский сказал: «Он буду летать. В Гвардейцы его к Томашевскому». Какое у меня тогда состояние было радостное и, в то же время, тревожное. В Гвардейцах готовили ребят, которые уже летали, а я – ни разу.
Но Владислав боялся зря. Вскоре он догнал всех и уже летал на том самом боевом И-16 из фильма «Истребители». Всё – теперь на фронт. Но отправку пришлось снова отложить:
- Вдруг пролетел самолёт на сумасшедшей скорости, взял горку и ушёл под облака, как снаряд. Это наш инструктор Завьялов прилетел на новом самолете. Мы были в восхищении. И нас оставили.
На фронт лётчик-истребитель Паньков и его друзья-товарищи попали в январе 43-го. На Балтику. Их полк базировался недалеко от Ленинграда, который ещё находился в осаде. Молодёжь получила боевое крещение в первый же день. На аэродром налетели немецкие самолеты:
- Штурман посадил нас, молодых, в домик изучать карту. Вдруг – бомба: одна, вторая, третья – недалеко от домика. Мы – под стол, а потом долго над своим страхом смеялись.
Вот так начиналась боевая жизнь. Сначала лётчиков приучали к морю. Лететь над бесконечной морской гладью, когда не видно берега, психологически очень трудно. Вот каким запомнился истребителю Панькову первый морской ознакомительный полет:
- Пересекли Нарвский залив. Мне ведущий говорит: «47-й, снижаемся до бреющего». Я – за ним, а сам всё равно повыше. А он: «Ниже, ниже, ты видишь – у меня бурун, а у тебя нет». На 25-й минуте снизился. Ощущение, что летишь ниже уровня моря.
Этот ознакомительный полёт стал и боевым. Возвращаясь на базу, напарники увидели, как выше них идёт воздушный бой:
- «Если кто из самолётов пойдет вниз, будем атаковать», - кричит ведущий. И вот Ме-109-й. Мне: «47-й, перезаряди оружие. Я атакую ведущего, а ты ведомого». Ведущий так близко подошёл к вражескому самолёту, что, казалось, врежется. Так и надо было. А я немножко опоздал, но рыжего немца за штурвалом увидел.
Этот рыжий немец, который остался жив из-за того, что неопытный Паньков промахнулся, запомнился навсегда. А главная задача военно-морских истребителей – прикрывать бомбардировщики – топ-мачтовики и торпедоносцы:
- Топ-мачтовик, потому, что летит на уровне самой высокой топ-мачты. Он должен сбросить бомбу и отвлечь огонь на себя. В это время торпедоносец пускает торпеду. Я преклоняюсь перед ними. Им надо было за каждый полёт награду давать. Армада, потопленная ими, приравнивается к крупной военной операции.
Однажды Владислав Паньков едва не погиб. Во время боя с немецкими «Фоккевульфами» его самолёт был подбит. Сам лётчик не пострадал, а вот мотор… :
- Я знал, что минут через пять мотор заклинит. И я, пока было время, надул на всякий случай спасательный жилет.
И правильно сделал. Самолёт вместо того, чтобы плавно приводниться, клюнул носом, и Владислав моментально оказался в воде. Холод был такой, что Паньков вскоре потерял сознание. Очнулся, когда его на катер втаскивали да спирт крепко сжатый рот вливали; «Ну, паря, война тебя не возьмёт». Оказалось, это паньковский напарник спасательный катер на него навёл.
Этот день 26 апреля 1944 года Владислав Паньков впоследствии отмечал как второй день рождения. В те же апрельские дни погиб командир полка Смиренский. Он давно уже стал для Владислава вторым отцом, и его гибель особенно потрясла Панькова. А самый трудный и горький бой, по его словам, – над портом Либава в ноябре 44-го. Тогда из 12 самолетов истребители потеряли пять. И один из них – близкого друга Коли Репина. Как выяснилось спустя много лет уже после войны, Коля не сгорел, а упал в болото. Его самолёт нашли пионеры.
Победу Паньков встретил в Ленинграде, в городе, который он защищал. Он и его друзья прилетели на аэродром Центральный на новых самолётах. И здесь узнали об окончании войны.
За время войны Паньков совершил 267 боевых вылетов, сбил 10 немецких самолётов, уничтожил свыше ста немецких солдат и офицеров, несколько единиц техники. Награждён четырьмя орденами боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 15-ю медалями.
После войны Паньков остался в авиации. Испытывал первые реактивные Миги, дослужился до полковника. В 1958-м ушёл в отставку. В 1962-м приехал в Балаково, и всю свою земную жизнь посвятил военно-патриотическому воспитанию. Иного лет работал в балаковском институте техники, технологии и управления. При его активном участии здесь был создан музей истории института, музей боевой славы. Многие стенды лётчик в отставке сделал своими руками. Например, плакат времен Великой Отечественной «Родина-мать зовет!» выложил из кусочков стекла. В 1987 году Владислав Васильевич стал Почётным гражданином города Балакова. Он оставил след в небе и оставил след на земле. А оглядываясь на свой боевой и мирный путь, нет-нет да и вспоминал тот самый фильм «Истребители», который предопределил всю его судьбу.
Владислав Паньков скончался 11 февраля 2011 года.

P.S.
Выписки из наградных листов
Орден Красного Знамени 1:
"За период участия в Отечественной войне с августа 1943 года по февраль 1944 года произвёл 37 успешных самолётовылетов на самолётах ЛАГГ-3Ф и ЯК-1, из них:
а) на сопровождение штурмовиков - 12 вылетов;
б) на прикрытие своих войск и кораблей в море - 5 вылетов;
в) на штурмовку войск и техники противника - 18 вылетов;
г) на отражение самолётов противника - 2 вылета.
Кроме того, произвёл 5 штурмовок войск и техники противника при сопровождении штурмовиков.
За этот же период провёл 5 групповых воздушных боёв с самолётами противника, в результате которых лично сбил один самолёт противника ФВ-190 - 16.02.44 г. Сбитие самолёта подтверждено совместно действующими экипажами.
В результате успешных штурмовых действий по войскам и технике противника им уничтожено:
а) солдат и офицеров противника до 100 человек;
б) грузовых и легковых автомашин с живой силой - 9 шт.;
в) тягачей - 1 и фургонов - 1;
г) повозок с грузами - 8 шт.;
д) подавлен огонь двух батарей ЗА и 3-х батарей МЗА.
При выполнении боевых заданий и особенно при ведении воздушных боёв и штурмовках проявляет мужество и отвагу, умело сочетая своё мастерство в технике пилотирования с лётно-тактическими данными своего самолёта.
10.11. 43 года в составе 6-ти ЛАГГ-3Ф вылетел на сопровождение 4-х Ил-2 на бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в Финском заливе. После выполнения боевого задания на обратном маршруте встретили 8 Фиат-50, которые пытались атаковать самолёты Ил-2. Умелыми и решительными действиями наших лётчиков все атаки самолётов противника были отбиты. В завязавшемся воздушном бою было сбито два самолёта противника. Одного из них сбил ведущий пары мл. лейтенант Паньков.
16.02.44 года 8 ЯК-1 и ЯК-7б вылетели на сопровождение самолётов ИЛ-2 на бомбо-штурмовой удар по войскам и технике противника на ст. Сандо. При подходе к цели встретили 10 самолётов противника: 4 ФВ-190, 4 МЕ-109 и 2 "Чайки". В завязавшемся воздушном бою в результате решительных действий наших лётчиков было сбито 3 самолёта противника, из них один ФВ-190 сбил тов. Паньков.
При выполнении боевых заданий по штурмовке, несмотря на сильный огонь ЗА противника, с исключительным мужеством и отвагой делает по 2-3 захода на цель, метко поражая её пушечно-пулемётным огнём своего самолёта.
8 марта 1944 г."
Орден Красного Знамени 2:
"С момента последнего награждения орденом Красного Знамени, с марта 1944 года, совершил 46 успешных боевых самолётовылетов на самолётах ЯК, из них:
а) на сопровождение ИЛ-2 - 43;
б) на разведку морских и сухопутных объектов противника - 3.
За это время провёл 11 воздушных боёв, в результате которых сбил в группе 1 ФВ-190 - 03.04.44 года:
...при сопровождении самолётов ИЛ-2 на бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в Финском заливе в составе 16 истребителей в районе цели встретили 10 ФВ-190. В заявзавшемся бою тов. Паньков решительной атакой в паре со своим ведущим сбил самолёт противника и не допустил атак по самолётам ИЛ-2...
27 июня 1944 г."
Орден Красного Знамени 3:
"После последнего награждения - с июня по декабрь 1944 года - совершил 45 боевых вылетов на самолётах ЯК, из них 41 успешно выполненных.
Из всего совершённых боевых вылетов произведено:
а) на сопровождение самолётов-штурмовиков и бомбардировщиков на бомбо-штурмовые удары по кораблям противника - 32;
б) на разведку военных объектов противника - 9;
в) на штурмовку живой силы и техники противника - 2;
г) на охрану своих кораблей и аэродромов - 2.
За это же время провёл 3 воздушных боя с самолётами противника.
07.08.44 года при штурмовке плавсредств противника на Чудском озере в группе с товарищами поджёг одну СДВ, которая затонула.
22.10. 44 года, вылетел в составе 10-ти ЯК-9 на сопровождение 9-тисамолётов ПЕ-2 на бомбоудар по кораблям противника в порту Либава. В районе цели самолёты ПЕ-2 были атакованы большим количеством самолётов противника. Будучи ведомым у ведущего группы тов. Паньков надёжно прикрывал действия своего ведущего и дал возможность ему сбить одного ФВ-190.
15 ноября 1944 г."
Орден Красного Знамени 4:
"С момента последнего награждения орденом Красного Знамени - с декабря 1944 по май 1945 года совершил 35 успешных боевых вылетов на самолётах ЯК-9, из них:
а) на сопровождение самолётов ПЕ-2 и А-20а на бомбове и торпедные удары по кораблям противника - 29;
б) на разведку военных объектов противника - 6.
За этот же период провёл два групповых воздушных боя с самолётами противника.
Летая на сопровождение самолётов-бомбардировщиков и торпедоносцев ведущим пары и четвёрки, умелыми и тактически грамотными действиями обеспечивает надёжное прикрытие их от истребительной авиации противника.
22.12. 1944 года ведущим четвёрки ЯК-9 вылетел на сопровождение самолётов ПЕ-2 на бомбоудар по военно-морской базе Либава. над целью самолёты были атакованы 6-ю ФВ-190. Несмотря на численное превосходство противника, тов. Паньков со своими ведомыми решительно атаковал самолёты противника и не допустил их к самолётам ПЕ-2, чем дал возможность последним успешно выполнить поставленную боевую задачу.
21.12.45 года, летая один на разведку кораблей и транспортов противника в Данцигской бухте и порту Пиллау. Несмотря на плохие метеоусловия, тов. Паньков боевое задание выполнил и доставил разведданные, по которым самолёты ПЕ-2 нанесли эффективный бомбоудар по кораблям противника.
6 мая 1945 г."

Владислав Васильевич написал мемуары. Они были напечатаны кустарным способом на ризографе института, где он работал. Надеюсь, что их удастся выпустить в виде хорошей книги.