Заметки о мастерстве - 2

Людмила Волкова
               
                Дорогие авторы, прочитавшие первую часть моего эссе! Спасибо всем, кто правильно понял замысел моего очерка и даже попросил продолжить  его! Из 17 человек, ответивших рецензией, только трое иронический тон приняли за сарказм и раздражение в свой адрес, хотя я никаких фамилий не упоминала и никого конкретного не клеймила.
                Не было у меня злого умысла «растормошить гнездо  графоманов» (цитата из рецензии) и даже унизить кого-то.  Потому что все мы   графоманы в прямом смысле этого слова. А если не в прямом, то  я ведь писала  с улыбкой,  адресуя свои мысли НАЧИНАЮЩИМ авторам, не обремененным тщеславием, не очень в себе уверенным,  однако желающим  повысить свое мастерство.
                Так что всем, кто убежден в своем таланте, предлагаю тихо исчезнуть с этой страницы. Остальным – мой привет и благодарность за терпение.
                Итак, можно ли научиться писать ХОРОШО? Если от природы вы наделены  воображением и чувством красоты, то да, можно. В классики  вы не попадете, но своего читателя найдете, если  сумеете избежать ошибок,  типичных для начинающих.
                Одна из таких –  многословие. Оно утомляет с первых же абзацев. Если вам уж так хочется подробно что-то описать, делайте это где-то в середине текста, когда читатель войдет во вкус именно вашего стиля. Тогда он проглотит и описание заката на  несколько страниц.
                Но лучше не рисковать. Закат, восход солнца и прочие прелести природы  можно нарисовать и двумя-тремя  фразами. Как, впрочем, и душевное состояние  персонажа, и его портрет.
                Современный читатель ценит динамичное действие и точное слово. Вам, например, хочется со смаком описать походку уставшего героя:  «Он шел медленно, еле волоча ноги, спотыкаясь на каждом шагу», а вы сократите: «он еле волочил ноги и все время спотыкался». Ведь если герой  еле волочил ноги, то и шел не быстро, а медленно. Картинка не изменилась, а слов потратили меньше.
                И не нужно возмущаться, что я привела неуклюжий пример. Это же ШУТКА!
                В практике моего рецензирования на нашем сайте  находила я примеры глобального многословия. Не у одного автора, Так что не спешите принимать критику на свой счет. И автор смертельно обиделся на меня, когда я  сказала, что длинноты усложняют чтение. У него одна глава романа в жанре мемуаров равнялась целой  моей повести, состоящей из двадцати глав.  И я посоветовала просто разбить эту бесконечную главу на несколько.
                Я понимаю: авторам охота поговорить. А если о себе, то им кажется, что все пережитые когда-то события, сыгравшие какую-то роль в их жизни, так же будут интересны читателю. Будут, да, но при условии, что автор будет помнить и о читателе. И о том, чтобы не было скучно. Если хочешь, чтобы твои герои заинтересовали читателя,  оживи их точной деталью-характеристикой, покажи их в действии, в особенностях речи (в диалогах). Да выдели из своей жизни те моменты, которые будут интересны всем, а не тебе одному. Ну, пошути хотя бы для разрядки! Это книгу можно отложить с закладкой на потом, а с экрана читать многим просто нелегко, если чтение растягивается на несколько часов.
                Ремесло писателя – одно из самых приятных, но и трудных одновременно. Можно сказать – это приятный труд, который постоянно подвергается контролю читателя. Так что перед выпуском «продукции» в свет  полезно самому критическим оком собственное творение осмотреть, лишние детали убрать, но добавить нужных красок,  оживить, приблизив к оригиналу – то есть к жизни. Для чего и служат всякие художественные приемы: эпитеты,  метафоры, сравнения, антитеза, инверсия, олицетворение, аллегория и так далее.
                Да, о художественных средствах в  литературе можно  прочитать в Интернете.
                А кто ленится читать длиннющие статьи профессиональных критиков, тому напоминаю упрощенно обо всех этих средствах, позволяющих  сделать текст «читабельным».
                Сначала – об эпитетах. Не путать с определениями. Например, описываем чье-то лицо. А оно вам не нравится. Если описать так: « У N большое лицо, маленькие глаза  и некрасивые зубы», то все прилагательные здесь – никакие не эпитеты, а   лишь определения, с помощью которых можно составить фоторобот  для стенда «Их разыскивает милиция».
                Правда, по такому портрету можно доставить в отделение половину жителей села или города, которым не повезло с внешностью.
                А вам хочется вызвать у читателя антипатию к герою, и тогда вы станете подбирать КРАСОЧНЫЕ определения, то есть эпитеты. Получится приблизительно так: “Он был мордатым, с малюсенькими  глазками и торчащими зубами, из-за которых  его рот не закрывался».
                Такую физиономию не спутаешь ни с кем. А уж ЧТО представишь – зависит от твоего воображения.
                Но  с любым приемом можно и переборщить. Иногда лучше не додать, чем передать.
                Некоторые авторы, желая приукрасить своего героя, наделяют его такими эпитетами, что эффект получается обратным.
                Вот пример: « Она была божественно красива: лучистые глаза на пол-лица,  изумительной красоты нос,  потрясающие губы, шелковистая кожа».
                Вы себе представили сию красотку? Я – нет. Только эпитет «шелковистая» дает конкретное определение, потому что МОЖНО  такую кожу представить, если знаешь, как выглядит шелк.
                Но вот какой формы нос автор считает изумительным, – понятия не имею. Может быть, он курносые носы любит? Или с горбинкой?
                А чем  автора потрясли губы? Ведь потрясение – сильное чувство. Можно и в обморок свалиться!
                А глаза на пол-лица? Это же кошмар! Это у стрекозы или кузнечика  глаза – на пол-«лица»
                Кстати,  «глаза на  «пол-лица» – классический штамп, а не просто гипербола.
                Не пугайтесь: пример взят не с нашего портала. Хотя многие здесь страдают подобными «красивостями».
                С метафорами  у начинающих авторов тоже напряженка.  У метафор есть коварное свойство: они рождаются только в той голове, где царствует воображение, способное выдумку  сделать привлекательней реальности.
                Текст не должен строиться  сплошь на метафоре. То есть, на  несколько предложений вполне хватит одной метафоры или сравнения.
Прочитайте миниатюру Евгения Обвалова «Абрикосы» http://www.proza.ru/2014/12/04/2032
                В тексте  много точных по смыслу и окраске эпитетов, и совсем немного метафор: «…тёплый летний воздух пропитывается тропическими нотками, завораживает и расслабляет».
                «Смотрятся хорошо – ровные, с кокетливой ложбинкой, а сбоку будто розовым напрыском подкрашены».
                А вот примеры из миниатюры Елены Студзинской «Вьюны»
(http://www.proza.ru/2015/02/01/1991)
 «И плыл над улицей сладкий и спокойный аромат маттиол, которые  открывали только к вечеру свою фиалковую нежность».
«Предвечерняя прохлада зашла в наш большой двор, и ПРИСЕЛА РЯДОМ С НАМИ»
«Не  люблю  пыль. С детства. Не крахмальной  брезгливостью  домохозяйки, а чувством  необратимого  детского  горя».

Продолжение http://www.proza.ru/2015/02/24/1318