Легенда. Продолжение. Гл. 6-7

Александр Абакумов
      С учетом новых сомнений сделаем еще один возврат – к «Легенде о …» и более подробно поговорим …



Глава 6  О переписи населения 1897 года


      Ранее, в «Легенде о …» я уже сделал некоторые, самые бросающиеся в глаза, но и самые главные  выводы из переписи населения конца девятнадцатого века. Там же были приведены и некоторые обобщенные данные. Сейчас я попробую показать частные особенности и проанализировать статистику, вытекающую из этих документов. Она, естественно, будет касаться только деревни Монастырек.

      Но, сначала я подробнее опишу как выглядела «Форма А» переписи.

      Она  представляет собой двусторонний развернутый лист бумаги размерами примерно 400х300 мм (в современном обозначении А3). Форма сложена пополам в сегодняшний формат А4. В верхнем левом углу лицевой страницы напечатано –  «Безплатно». Посередине –  герб России. В правом верхнем углу –  «№Листа …». Ниже герба название формы –  «Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, на основании ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННАГО ПОЛОЖЕНИЯ 5 июня 1895 года».   

      На лицевой стороне всех переписных листов заполнены следующие печатные графы: Губерния – Архангельская; Уезд – Шенкурский; Переписной участок  – №1; Счетный участок  – №2; Стан - №2; Волость – Власьевская; Сельское общество – Власьевского общества Моржегорского селения; Село, деревня – Пустынская (Монастырек-тоже). Там же: Имя, отчество и фамилия хозяина двора – … Абакумов(а). Хозяин живет в собственном-ли  дворе? – собственный  или на квартире в чужом дворе? … Ниже таблица: «Сколько во дворе жилых строений?» 1 (2, 3, 4). В ней 10 строк для каждого строения – заполнены от одной строки до четырех и два столбца: «из чего каждое строение построено» – из дерева и «чем крыто» – тесом, без других вариантов. Еще ниже итоговая таблица: «Подсчет населения в день, к которому приурочена перепись». Она носит статистический характер по количественному и качественному составу семьи. В самом низу лицевого листа подпись счетчика, собиравшего сведения: священник Александр Семенов, по видимому он был из одной из ближайших  церквей Моржегорского прихода. Все записи сделаны чернилами. Даты сделанных записей нет.

      На обороте развернутого листа напечатана таблица из 14 граф (включает 16 столбцов) и 10 пустых, для заполнения, горизонтальных широких строк. Перечислим графы, но первую из них приведу дословно и полностью, чтобы чуть чуть проникнуться духом того времени: «ФАМИЛИЯ (прозвище), ИМЯ, ОТЧЕСТВО или ИМЕНА, если их несколько. Отметка о тех, кто окажется: слепым на оба глаза, немым, глухонемым или умалишенным». Следующие графы покажу кратко: пол, родство, возраст, семейное положение, сословие, место рождения, место приписки, место проживания, место пребывания во время переписи, вероисповедание, родной язык, грамотность (умение читать и образование), ремесло (главное, побочное и отношение к воинской службе). Как видим объем информации огромен. Переписные листы заполнены по каждому двору. Минимальное количество человек – один, максимальное – двенадцать.

      Немного статистики. При переписи были некоторые тонкости, которые я здесь опускаю, чтобы не усложнять понимание сути. Для этой главы примем понятие семьи как семью, полную или не полную, состоящую только из родителей их детей и внуков, живущих одним двором. Родители: вдовы или вдовцы при женатых сыновьях, а так же невестки-вдовы являются одной семьей, если только они не живут отдельно и самостоятельно.

      Всего по деревне Монастырек было заполнено 34 переписных листа  (без вкладышей), их количество примерно соответствует количеству дворов, в которых было 49 жилых дома. В каждом дворе могло жить несколько семей и до трех поколений ветви рода. По крайней мере, одна семья Абакумовых не имела собственного двора (дома). Исходя из этого состав деревни на 1897 год выглядит следующим образом:

      Абакумовы – 187 человек, проживали в 33 дворах (49 жилых домов),

      Временно пребывающие в деревне чужаки:

      Галактионова Татьяна Михайловна 1837г.р., вдова, солдатского сословия из г.Санкт-Петербурга – находилась в гостях у зятя Абакумова Григория Афанасьевича 1859г.р. и его жены (ее дочери)  Пелагии Григорьевны 1859г.р.

      Белозерцевы – муж и жена, портные из Черевковской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, на отхожем промысле.

      Вот и все!

      Как мы видим, все постоянное население деревни всех возрастов это семьи Абакумовых. Большая половина жен и вдов Абакумовых, из живущих в деревне 52-х женщин на  момент переписи 1897 года,  родилась здесь же  – 32 человека. Но, по имеющемуся древу, это не подтверждается пока в 25 случаях. Удивительно  большой разрыв между документами и фактами! Что может означать такое несоответствие? Небрежность в предоставлении информации, не преднамеренное заблуждение или что-то другое? Хотя ответ на этот вопрос не столь и важен.

      Остальная часть женской (замужней и вдовьей) половины семей родилась  в основном в деревнях своей или соседних волостях Шенкурского уезда. Но были единичные жены и из Архангельска, Санкт-Петербурга, Вельского и Холмогорского уездов.

      Около четверти всех АбАкумовых из переписных листов я не смог привязать ни к одной из уже известных мне ветвей Власа. Но анализ этой ситуации позволил мне предположить, что многие из пока ненайденных мной  семейных связей некоторых членов семьи АбакУмовых середины и конца девятнадцатого века (по переписи 1897г. в деревне Монастырек) могут относиться к ветви  Василия  Власовича и Андрея Власовича АввАкумовых. Оно основано на наличии только отрывочной и не полной информации о   ветвях этих лиц, их детей и внуков.

      Например,   между известными нам пока только двумя дочерями Никифора Васильевича: Марфой 1794г.р. и Пелагией 1812г.р. разница в возрасте составляет 18 лет! Неужели дети, в том числе и сыновья, в этом промежутке времени в семье больше не рождались? Это абсолютно не возможно – минимум 2-3 ребенка должны быть.

      Кроме этого крайне мало информации и по другим  мужским ветвям Василия Власовича: Семену  1783г.р. и Ивану  1788г.р. А так же по сыновьям ветви Андрея Власовича: Василии 1781г.р., Иване 1784г.р., Михаиле 1790г.р. и Алексее 1793г.р.

      Узнав подробнее о составе ветвей этих семей, мы сможем практически закончить построение нашего родового древа АбакУмовых с Моржегор за весь период до конца девятнадцатого  века и по всей деревне. А закончив его, можно  будет сказать с большой долей уверенности кто и когда (ориентировочно) покинул свою родину и  продолжил свой род в других местах проживания. Конец восемнадцатого века мог оказаться ключевым временем для зарождения большинства будущих переселенцев.

     Если это предположение окажется верным и все, мной не установленные пока, связи найдут свое место в семейном древе, то подтвердится вывод о том, что  Влас действительно был единственным нашим общим прародителем в данном месте, и у него не было в ПУстыни ни братьев, ни сестер, ни теток, ни дядек.

      В конце января 2015 года пришел первый ответ из Архангельского архива. В своем запросе я просил предоставить мне копии всех переписных листов 1897 года по деревням Моржегорского селения, касающихся Абакумовых. Таких деревень в окрУге было несколько. Моя цель заключалась в определении ареала нашей фамилии в данной местности. Ответ ошеломил меня и дал новую пищу для размышлений.

      Вне деревни Монастырек нашлась только одна семья АбАкумовых – Филиппа Николаевича 1864г.р., в составе 8 человек, и проживала она в деревне Денисовской (примерно в 8 верстах выше по течению реки). Я ожидал более широкого представительства. Но и эту семью мне не удалось пока привязать к какой-либо ветви.

      О чем это может говорить? Только о том, что не было большого смысла перебираться в соседние деревни, т.к. это принципиально ничего не могло поменять в жизни конкретной семьи. Решать вопросы переселения надо кардинально – перебираться в города, или туда, где был промысел! А Филипп Николаевич был хозяином мелочной лавки. Мой вывод подтвердил Александр Григорьевич Абакумов в своей книге «Откуда мы родом». Он  привел несколько примеров влияния отхожего промысла в Санкт-Петербурге на уклад отдельных семей в начале 20 века.
 
      Ответы на все другие вопросы этой главы я получил 12 февраля 2015 года. В ревизских сказках оказались все недостающие звенья мозаики Моржегорской пустыни. Мне удалось составить древо Аввакумовых/ Авакумовых/ Абакумовых всей деревни за 150 лет ее существования и даже чуть шире, начиная с начала восемнадцатого и кончая началом двадцатого столетия. В древе более 800 имен, а с учетом «Холмогорского следа» еще больше.

      Это только Абакумовы.

      Теперь можно попробовать установить тех наших предков, которые повторили решение Федота и Власа покинуть свою малую родину и отправиться в неизвестность. И необязательно это было сделано по доброй воле.

      Кто же они, эти АввАкумовы-АбАкумовы, наши предки  с Моржегор,   покинувшие деревню в период с 1800 года по 1900 год? В более раннее время, т.е. в восемнадцатом веке,  такие уходы документами не подтверждаются.

      С абсолютной уверенностью мы можем это установить по Ревизским сказкам,  с четвертой по десятую, и Первой переписи населения 1897 года. В двадцатом же веке  явление бегства из деревни стало массовым. А в двадцать первом – практически ни одного АбАкумова в деревне Монастырек постоянно не проживает. Некоторые из них пока еще приезжают сюда, но  только на летний период.

      Привожу далеко не полный поименный список наших  родственников, покинувших свою землю. Он получен на основании анализа архивных документов и составленного на этих данных  древа фамилии АввАкумовых/ АбАкумовых, родившихся и живших на Моржевской горе.

1. АввАкумов Иван Андреевич 1785г.р., рекрутирован в1806 году

2. АввАкумов Михаил Андреевич 1790г.р.

3. АввАкумов Федор Емельянович 1770г.р. 

4. АвАкумов Матфей Федотович 1781г.р.

5. АвАкумов Иван Тимофеевич 1777г.р. рекрутирован 1806 году. 

6. Семья АбАкумова Филиппа Ивановича 1850г.р.
        жена Анна Петровна 1852г.р.

7. АбАкумов Козма Семенович 1813г.р.

8. Абакумов Яков Михайлович 1824г.р.

9. Абакумов Дмитрий Никифорович 1833г.р.

10. Абакумов Сергей Прокопьевич 1853г.р.

11. Абакумов Иона Прокопьевич 1857г.р.

12. Абакумов Никита Никифорович 1848г.р.

13. Семья АбАкумова Петра Алексеевича 1821г.р.
        жена Паракева Емельяновна 1822г.р.

14. АбАкумов Федор Никитович 1847г.р.

15.     Абакумов Сергей Алексеевич 1819г.р. рекрутирован  в 1840г.

16.     Семья АбАкумова Федора Яковлевича 1868г.р.
        жена Ульяния Ивановна  1868г.р.   

17.     АбАкумов Петр Денисович 1842г.р.

18.     АбАкумов Дмитрий Михайлович 1854г.р.

19.     АбАкумов Осип Семенович 1808г.р.

20.     Семья Абакумова Федора Михайловича ок.1843г.р.
Жена Параскева Кондратьевна 1852г.р.

21.     Семья Абакумова Евсигнея Афанасьевича 1863г.р.
        жена Фекла Яковлевна 1872г.р., их дети: Алексей 1894г.р. и 
        Василий     1897г.р. Всего 4 человека. Они уехали в Санкт-Петербург
        около 1890 года и дети родились уже там. Промысел – кровельное дело.

22.     Абакумов Андрей Кирикович 1880г.р. Выехал в Архангельск  около 1895
        года. Промысел – торговое дело (подручный в мелочной лавке).


№       Семья АбакУмова Степана Кузмича 1893-1944г.г. (мой дед)
        жена (Зайцева) Ирина Ивановна 1898-1972г.г. (моя бабушка), их дети:
        Виктор 1921г.р., Павел 1923г.р. (мой отец) и Ольга 1925г.р. Всего 5
        человек. Они покинули деревню Монастырек около 1925 года и
        обосновались в городе Архангельске. Промысел – печное дело.

      Много это или мало? Не важно. Важно, что эти люди могли стать  и наверняка стали, как и их предки Федот и Влас, продолжателями своих родовых ветвей где-то на просторах нашей огромной родины!

      Где же  конкретно большинство наших «ходоков» осело и продолжило свои  фамилии, сейчас сказать почти не реально. Но,  как было бы заманчиво это узнать.

      Возможно, что  этот список может оказаться вторым главным итогом моей работы по изучению истории своей семьи.

      Этими именами я даю возможность многим неравнодушным наследникам  фамилии Абакумовых найти свое место в истории нашего рода. Глубина поиска сокращается до 200 лет! И это многое упрощает. Ищите и найдете.


      И снова возвращаюсь к важнейшему итоговому разговору…



Глава 7  О месте рождения фамилии Абакумовых


      В итоге всех размышлений над найденными новыми фактами мне в голову пришла здравая мысль  о том, что возможно «Легенда о …» не совсем однозначна в своем применении. Вернее, описанные события в ней могут быть отнесены не только к ПУстыни. Этот же вариант истории возникновения нашей фамилии  применим как минимум еще к двум местам, расположенным на Холмогорском тракте севера Руси: Ичковскому и Устьежеварскому.

      С таким же успехом все описанные мной события второй половины семнадцатого века могли произойти как в Холмогорском, так и Сольвычегодском  уездах. Надо быть честным перед собой. Более глубокое исследование остальных выплывших вариантов проблематично. Но одну попытку, как более перспективную, по Холмогорскому следу я сдел. По Верхнетоемскому направлению мне пришлось отказаться от этого, т.к. эти места относились ранее к Вологодской губернии, а по их архиву у меня сложилось субъективно негативное мнение.

      В принципе, все три варианта могут иметь место в истории жизни нашей семьи и образования нашей фамилии, только с различными их началами.

      Первое начало мы уже рассмотрели («фантастический» вариант) и оно могло произойти в любом из трех мест. Это ветвь Прокопия через его незаконнорожденного сына, но вероятность Устьежеварского следа много ниже Пустынского и еще более – Ичковского.

      Второе также было проанализировано в «Легенде о …» («параллельный» вариант) –  это ветвь Афанасия, которая могла продолжиться также в одном из этих мест через его сыновей, однако с огромной натяжкой для Устьежеварского варианта.

      Третьим началом могла быть  миграция кого-либо из:  внуков и правнуков Прокопия или детей и внуков Афанасия в любое из рассмотренных выше мест.

      Главный вопрос, который объединяет все начала, может заключаться в том, откуда началась эта миграция, где было место  изначальной оседлости? А если совсем просто: где родился сын Прокопия, где он жил, где женился и где родились его дети?

      И пока нет доказательств обратного, мы снова вынуждены констатировать, что все АввАкумовы на северо-западе России это потомки протопопа АввАкума. И если в восемнадцатом и девятнадцатом веках их расселение было относительно единичным, то в двадцатом – массовым. Это относится только к Моржегорам, т.к. вполне возможно, что из других мест такая миграция могла происходить и раньше.

      Давайте постараемся проанализировать историческое и географическое положение всех трех мест возможного зарождения фамилии АввАкумовых в Архангельской губернии. Примем за исходное время середину второй половины – конец семнадцатого века. Принципы роста семьи и возникновения деревень возьмем из уже рассмотренных ранее, т.к. они основаны на архивных документах. Поэтому все исторические аспекты «объектов» будем сравнивать с ПУстынью.

      Все три места расположены на Холмогорском тракте, по дороге из Москвы на Мезень. Сначала деревня Устьежеварская Сольвычегодского (сегодня Верхнетоемского)  уезда – примерно 430 верст до Архангельска, затем Моржегорская пУстынь Шенкурского (сегодня Виноградовского) уезда – около 220 верст и наконец деревня Ичковская  Холмогорского уезда – около 100 верст. Все находятся при реке Северная Двина и чем они севернее тем суровее там условия жизни и тем ближе они к Архиерейскому дому. А это имеет большое значение.

      Вторая отправная точка для сравнения – количество дворов и жителей в деревнях на 1859 год:
 
Устьежеварская: 7 дворов с 23 лицами мужского пола и 39 женского,
Пустынь: 14 дворов, 55 мужчин и 60 женщин,
Ичковская: 31, 85 и  88, плюс выселок Шатиха.

      Любопытная информация.

      С большой долей вероятности можно сказать, что,  при анализе всех деревень с точки зрения времени их возникновения, Устьежеварская могла образоваться в девятнадцатом, но может быть и в  конце восемнадцатого века, и ни как не раньше, но существовать как отшельническая обитель гораздо дольше. ПУстынь как деревня, а не монастырь – с середины восемнадцатого. А вот Ичковская  значительно старше их  – в семнадцатом, может шестнадцатом. Конечно, архивная информация могла бы точнее показать эти периоды, но добывание ее сопряжено с трудностями для непрофессионального «историка». Но, если исходить из выше сказанного, то первая из них, в Сольвычегодском уезде, могла возникнуть либо из скита отшельника (а там целый куст деревень в «шаговой доступности»), либо в результате более поздней миграции нашей фамилии из других мест.

      Появление в этом месте АввАкумовых и в это время могло быть связано с переселением части семьи или из Моржегорской пУстыни в начале девятнадцатого столетия или из деревень Ступинского прихода в   восемнадцатом. Рождение там внебрачного ребенка Прокопия по дороге из Москвы на Мезень в 1668-1669 году мне не кажется невозможным, а только самым не перспективным. Допуская такое событие, наша фамилия из этого места  вряд ли могла попасть за двести верст севернее, скорее уж южнее в сторону Великого Устюга и Вологды. Да и существовали ли в то время сами эти деревни как таковые?

      Теперь попробуем поставить себя на место пятерых взрослых человек, находящихся в Москве, которым необходимо было отправиться в дальний путь на Мезень, но не сегодня, а 350 лет назад – в 1668 году. Одна из них беременная женщина, причем она опытнее и старше детей АввАкума. Все пятеро знают эту дорогу, знают, что им предстоит преодолеть и знают примерные сроки, за которое они могут пройти ее.  Соответственно они должны принять решение о времени начала своего путешествия. Какие при этом возможны варианты?

      Они зависят, по большому счету, от двух взаимно обуславливающих причин, даже трех (а может и четырех?): первая – от времени получения царского разрешения, вторая – от срока беременности у Фетинии и третья – от времени года (четвертая – финансовая?).

      Что нам точно известно из фактов истории: примерное время написания протопопом АввАкумом челобитной царю с прошением отпустить детей к матери – это «начало» 1668 года и время когда они «прибрели» на Мезень – это лето 1669 года. Из этих полутора лет первые шесть, максимум –  девять месяцев, мы выбрасываем на написание и доставку письма царю из Пустозерска, на принятие им положительного решения. Мало вероятно, что  рассмотрение прошения искусственно бы затягивалось. Поэтому к лету 1668 года или его концу разрешение могло быть получено, но…. А лето самое благоприятное время для «путешествия». Челобитная не могла быть написана просто так на пустом месте. АввАкума только только доставили к месту ссылки к концу декабря 1667 года. Затем он должен был узнать о ссоре своих духовных детей, которая произошла в его отсутствие, и о тяготах  скитаний сыновей с Федором по Москве зимой 1667-1668 годов. Поэтому «начало года» понятие растяжимое.

      Если с первой причиной все более или менее понятно, то вторая должна оказаться в данном случае определяющей. На каком сроке беременности могла быть Фетиния в момент получения разрешения? Начало, середина, конец или вообще она еще не была беременна и это событие случилось по дороге? Получается, что только начало, без других вариантов. Видимо в этом случае предполагалось до рождения ребенка, с некоторым запасом времени, успеть дойти до конечного места. Обратим внимание на слово использованное в историческом документе: братья «прибрели» на Мезень! Пятеро взрослых человек  добирались на перекладных полторы тысячи верст. На какие средства они это делали, как существовали? Источник денег от боярыни Морозовой иссяк. Подаяния? На это нужно время. А чем севернее тем и сложнее добыть деньги. Поэтому дорога могла растянуться с обычных двух-трех месяцев, до пяти-шести, а то и более – до года.  Учитывая начальный срок беременности и тяжесть пути, разрешение от родов могло начаться ранее положенного времени.

      А не могла ли неожиданная беременность наступить в самом начале пути на Мезень или перед самым выходом из Москвы? Тогда и вторая, и третья причина исключаются. Тогда становится более понятными и  длительность пути и возможное место рождения ребенка. Вероятны ведь и болезни у кого-то из них, которые могли заставить чаще останавливаться где-нибудь по дороге.

      Мест довольно много. В начале пути, до Великого Устюга? Возможно, но мало вероятно, и для нас возникают новые вопросы. На озере Кубенское в Кадниковском уезде Вологодского наместничества  с начала семнадцатого века существовало село Никольское (№3857). В 1859 году в нем было 23 двора, где проживали 68 лиц мужского пола и 84 женского. Сегодня это деревня Никола-Корень (в 2002г. - 139 жителей). Там жили АввАкумовы. Одного из них я случайно нашел в Архангельске – это Аввакумов Анатолий Алексеевич 1939г.р. и его жена Венера Васильевна (в девичестве Пинаева), 1941г.р. Его отец:  Алексей Александрович 1905-1942г.г. Его дед: Александр Павлович 1870г.р.  А.А. утверждает, что якобы в середине двадцатого века там почти вся деревня были Аввакумовы! Могли ли они быть потомками АввАкума?

      Во-первых, деревня стояла далеко в стороне от Холмогорского тракта. А во вторых, рождение ребенка Фетинией в начале путешествия сомнительно из-за предполагаемого нами малого срока ее беременности. Надо быть совершенно безответственными людьми, чтобы решиться без принуждения покинуть Москву и начать длительный переход на Мезень на последнем месяце, за 2-3 или даже за 4-5 месяцев до рождения ребенка. Если, конечно, он был нужен своим родителям.

      Но ведь возможен и вариант обратного действия, т.е. переселения кого-то из потомков АввАкума с севера Руси в сторону Вологды, в том числе и Афанасия. Или это были потомки Прокопия?

      Сделаем необычное отступление.

      При общении с Аввакумовым А.А. с Вологодской области, урожденного деревни Николы-Корень, он упомянул священника Боголепова, фамилию которого принял его двоюродный брат Валерий Семенович Аввакумов. Получив же отсканированные копии духовных росписей за 1910-1915 годы по Моржегорскому приходу я обратил внимание на фамилию священника подписывавшего духовные книги – тоже Боголепов, но Федор Павлович!  Я не удержался и позвонил жене Анатолия Алексеевича Венере Васильевне, рассказал эту историю. Они осенью 2015 года собираются побывать у себя на родине и постараются узнать подробности по этой фамилии.

      Вернемся.

      Остаются еще три места возможного рождения сына Прокопия по Холмогорскому тракту: в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в Шенкурском и в Холмогорском уездах Архангельской губернии. Вообще-то таких потенциальных мест множество, но наша фамилия проявила себя только в этих трех местах.

     Вероятность благополучного родоразрешения зависит от пройденного расстояния, т.е. от увеличения  времени на его преодоление и остановок в пути. С этой точки зрения первое место занимает деревня Ичковская, как самая дальняя от Москвы, затем – Моржегорская пустынь и наконец – Устьежеварская. В настоящее время (только в пределах начала этой главы) у меня нет никаких других особых аргументов для отдания предпочтения какой-либо из них. Кроме того не надо забывать и о возможных потомках Афанасия. Но и здесь  приоритеты оказались бы абсолютно те же.
 
      Младший сын АввАкума почти тридцать лет со дня своего рождения прожил на Мезени и кроме одной отлучки в 1688 году нигде не бывал. В «Легенде о …» я предположил, что дальше места рождения своего племянника Афанасий уйти не должен. Для этого нет ни одной разумной цели. Отсюда следует, что он минимум дважды прошел один и тот же путь  туда и обратно. При этом   он мог достаточно хорошо «повидать мир», узнать подробнее у попутчиков из обоза о  селах, деревнях, скитах, монастырях и т.п. местах в пределах своего «беглого» путешествия. На  остановках для отдыха он мог знакомиться с жителями, разговаривать с ними, а может и встретить молодую девицу – будущую жену. Не даром же он отказался уехать с семьей с Мезени в Москву, но затем покинул ее. Интересно куда?

      И откуда известно, что Афанасий остался на Мезени после отъезда семьи? Только из-за того, что он не появился в Москве с матерью, с братьями и о нем больше никаких документальных свидетельств нет? Думаю, что Афанасий как раз и ушел с семьей, но только до … одной из деревень Ступинского прихода, где он наверняка уже побывал за пять лет до этого.

      Шансов на  знакомство с будущей женой было больше в том месте, где Афанасий мог останавливаться на относительно длительное время, а не на период короткого отдыха обоза. Конечно же это  конечный пункт его побега, там где он гулял на свадьбе племянника и дожидался обратной «попутки». С этой точки зрения деревня Пупачевская (современная Копачево) была немного предпочтительней Ичковской, т.к. стояла непосредственно на Холмогорском тракте, тогда как последняя была за рекой. Но с другой стороны в зимний период  это не играло ни какой существенной роли. Обе они были еще более предпочтительней Пустыни, которой при монастыре в то время вообще еще не было. Ранее я уже показал, что эти деревни были много старше остальных деревень, а значит и многочисленными. Возможно, что Афанасий мог в одной из них и даже должен был бы жениться в это же время. Возраст то, даже по нашим временам, приличный – 23 года. Тогда и первые дети у дядьки и его племянника могли бы родиться одновременно в 1688г.: сын-сын, дочь-сын, дочь-дочь, сын-дочь. Из четырех  разных комбинаций три возможны для продолжения рода протопопа АввАкума, а одна абсолютно нет. Но при любом  первичном раскладе рождения детей этим не должно было ограничиться и в пределах 1690-1710 годов у сына Прокопия могли появиться еще несколько малышей.

      Афанасий после 1693 года должен был перебраться с Мезени к своей жене(?) и ребенку(?) и обосноваться там же. Невеста, в отличие от жены, навряд ли  могла  бы ожидать жениха из ссылки столь  неопределенное время. Да и желание невесты в те времена не спрашивали, все решали родители. Принимая как постулат  сына Прокопия с именем Матфей 1669г.р., он женится в 1688 году и у него  рождается сын Иван в 1705 году. По второй ревизии 1745 года, а ревизия проводилась (длилась) 2-3 года, кроме сына Ивана больше детей у Матфея нет. Но этого не может быть. За 15 лет семейной жизни до рождения Ивана детей должно быть больше – в те времена это вопрос жизни и смерти семьи. Почему же в сказке 1745 года больше никто не показан? Это может быть только в одном случае, когда сыновья не просто уходят из своей семьи в самостоятельное плавание, а покидают этот населенный пункт навсегда. Только две причины выбытия я обнаружил во множестве сказок – это смерть в таком то году и отдача в рекруты в таком то году. Все. С дочерями проще – они выходят замуж и покидают семью. По годам рождений Федот, Влас и Иван очень логично вписываются в состав семьи Матфея  – 1699, 1702 и 1705 года, а перед ними могли родиться 2-3 дочери. Однако здесь возникает вопрос разных имен их отцов. Или до 1705 года рождались только дочери, а девиц и женщин в ревизской сказке не указывали.

      Ну, а если Афанасий не женился скоропалительно в 1688 году, то мог ли он позже обосноваться рядом с сыном Прокопия, и не просто рядом, а  временно в его доме? Конечно мог! Он мог бы жениться через пять лет, в 1693 году, и тогда его мать, Анастасия Марковна со старшими сыновьями Иваном и Прокопием, по дороге в Москву могла бы остановиться на какое-то время в доме внука. Она вполне могла быть сватьей на свадьбе своего младшего сына. В этом случае дети от  Афанасия могли бы рождаться в 1694-1710 годах. Возраст позволял это делать. При таком раскладе могли ли Федот и Влас быть  сыновьями Афанасия? А внуками Прокопия? Конечно. Но мы снова возвращаемся к проблеме их отчества.

      Анализируя семейное древо, я должен отвергнуть  предположение смены отчества как абсурдное. Дело в том, что при многочисленности рождения детей мужского пола, одного из сыновей зачастую называли именем деда. И моя прямая ветвь это подтверждает: Влас назвал своего третьего сына Василием, а еще через одно поколение, уже внуку Василия, снова дают такое же имя. Это говорит о чувствах уважения к своим предкам.

      Документально имя отца Федота и Власа –  Василий. Ни одной, известной мне, личности с таким именем и соответствующим возрастом  среди АввАкумовых нет ни в Ичковской, ни в Пустынской деревнях. Что остается? Устьежеварская?  Формально Василий, по своему имени, не может быть  внуком Прокопия, а уж сыном Афанасия тем более, еще и  по возрасту. Поэтому ответ на этот вопрос может повиснуть в воздухе.

      После долгих, и поверьте – мучительных, размышлений мне в голову пришли только две правдоподобные, но очень красивые и логичные версии.

      Первая: Василий мог быть еще одним, неподтвержденным нам документально, третьим сыном Фомы. Это более чем реально. Если Василий (ок.1670г.р.) умер до 1719 года, то во второй ревизской сказке он не должен быть указан, т.к. по первой ревизии он уже отсутствовал бы. В сказке же 1745 года по деревне Ичковской сыновья Василия так же не указаны, а это может быть только в случае их ухода из деревни окончательно, и до этой даты. Что в принципе мы доказали в главе о Холмогорском следе. Они могли быть и даже должны были быть вписаны  в первую ревизскую сказку, но ее у нас нет. Вы можете сами сравнить события, произошедшие в Ичковской деревне с семьей АввАкумовых в период с конца семнадцатого и до середины восемнадцатого веков. Главы «О деревне Монастырек», «О  Холмогорском следе» и настоящая ни где не противоречат друг другу, а только подтверждают вероятность моих выводов. 

      Вторая, зеркальная. Все сказанное в первой версии абсолютно верно и для второй, за исключением того, что третьим сыном Фомы должен быть Матфей Фомич(1669г.р.), отчество которого подтверждает это. Василий же, тоже 1669г.р.(!!!), должен быть незаконно рожденным сыном Фетинии от Прокопия АввАкумова сына и тогда он мог быть приемным ребенком в семье Фомы. Совпадение времени рождения двух детей (с возможной разницей в несколько месяцев) могло быть случайностью и удачным стечением обстоятельств для выбора Прокопием приемной семьи, ведь ребенка надо кормить грудным молоком. Раньше искусственных молочных смесей не было. Надо принять во внимание следующее: роды наверняка принимала местная повитуха, которая знала в своей округе всех женщин или уже недавно родивших или вскоре будущих рожениц, и которая, в случае гибели Фетинии, могла помочь пристроить новорожденного в приемную семью на некоторое время.

      Какую версию имени незаконно рожденного ребенка мне выбрать? Первую – Матфея,  или вторую – Василия?

      Отложу ка я их пока на некоторое время.

      В чем же могла заключаться возможная  причина миграции семей Федота Васильевича и Власа Васильевича в Пустынь? Их может быть множество, поэтому нет особого смысла гадать «на кофейной гуще». Хотя, две  мне кажутся вполне вероятными – условно и гипотетически это «протестно-духовная» и «протестно-политическая»!

      Мы, сегодня, можем только предполагать сложность взаимоотношений между официальной церковью и старообрядцами в конце семнадцатого века. Прошло не так уж и много времени после жуткой казни лидеров староверов в Пустозерске на Печоре в 1682 году, среди них был протопоп АввАкум. Староверы, явные и не явные, не сдались. Память жива. Давление холмогорских архиереев велико. Архангельская епархия только только образовалась в 1682 году и череда архиепископов Холмогорских и Важеских, начиная с  Афанасия (1682-1702), должна была пресекать все старообрядческие поползновения и воспоминания об их лидере протопопе АввАкуме. А дети,  внуки и правнуки АввАкума вот они, рядом. «У страха газа велики». Поэтому протест мог вылиться в уходе, а может и высылке, потомков АввАкума в новые, более дальние, места поселений, пУстыни.

      Другая: возможный духовный конфликт «отцов и детей» (приемных детей), который мог привести к разрыву в семейных отношениях. Сейчас трудно сказать в каких условиях рос Василий (или Матфей?) и какую веру он предпочел. Какое влияние оказала на него официальная православная церковь? Был ли за ним какой-то персональный присмотр со стороны священников или может быть староверов. Какое место те и другие могли занимать в жизни внука АввАкума? Была ли борьба за его душу?  Все эти вопросы можно отнести и к его детям Федоту, Власу (или Ивану?).

      За все время жизни семей в Ичковской и Моржегорской деревнях их пути ни разу больше не пересекались. Почему?

      Вернемся к выбору имени и не будем полагаться на его случайность.

      По первой версии, Ичковская ветвь протопопа АввАкума могла пойти от сына Матфея Ивана 1705г.р. через его двух потомков: Ивана 1730г.р. и Петра 1733г.р. Там же, однофамильцы Аввакумовых могли пойти от сыновей Фомы(глава приемной семьи): Гаврилы 1657г.р., Степана 1661г.р. Тогда как моя Моржегорская ветвь пошла от Василия (Фомича?) через его сына Власа. И еще была ветвь Федота. Другими словами часть семьи Фомы должна была остаться в деревне Ичковской, а часть уйти в пустынь. Потомки АввАкума тоже должны были остаться. Сложновато выглядит эта пирамида.

      По второй версии, все Ичковские ветви Фомы пошли от его сыновей Гаврилы, Степана и Матфея. А в Моржегоры ушли все потомки Прокопия – его внуки Федот и Влас. Это уже более жизненно и правдоподобно. Если же к этой версии дополнительно добавить и сопоставить рассмотренные выше протестные причины, то вывод в пользу ее напрашивается сам собой! Василий - внук АввАкума. По моему убеждению, с этим выводом Легенда о происхождении фамилии и рода Абакумовых приобрела стройность и законченность.

       Деревне Устьежеварской отводится такая же роль места миграционного поселения  АввАкумовых в  восемнадцатом веке, не исключаю при этом и Афанасия, т.к. его ветви ни где себя больше не проявили.

      Я признаю некоторую поспешность и возможную ошибочность своих ранних взглядов на место зарождения нашей фамилии, описанных в «Легенде о …». Не считаю это большим упущением, т.к. знания все время накапливаются. На все остальные события моя ошибка не может сильно повлиять и они остались такими же неизменными. Кроме …?  Места рождения нашей фамилии – это деревня Ичковская, откуда все потомки АввАкума мужского пола ушли в Моржегорскую пустынь.  Ичковский род семьи Абакумовых не является нашими родственниками  – они только получили свою фамилию от прозвища нашего предка. Нас связывает "сводное" или "молочное" родство, если можно так выразится. А вот Устьежеварский род АввАкумовых вполне может оказаться нам ближе, чем ..., но это уже другое исследование. Ну а, легенда она и есть легенда, поэтому необходимо просто внести не существенные поправки в нашу  семейную историю, касающиеся места и самого события зарождения фамилии АввАкумовых.

   
Послесловие


      И так, я закончил вторую, и последнюю,  часть своих поисков. Что я получил на сегодня? Подведу итоги второго этапа.

1. Семейное древо всей фамилии Абакумовых с Моржегор составлено. Оно включает в себя все ветви мужских  линий рода, проживавших в Пустыни и частично вне ее.
2. Результаты исследования истории фамилии оказались неожиданно полными .
3. Описание второго этапа поисков опубликовано в интернете. Это мое  личное видение истории образования фамилии  и рода Абакумовых, без древа.
4. Я получил огромное удовлетворение от  чисто теоретических исследований, от знакомства и общения со своими кровными родственниками и возможными однофамильцами.

  Я добился  выполнения всех этих, поставленных перед собой, задач, но это только монументальное окончания работы. Дальше «продвижение в массы» Абакумовых моих «произведений», новые встречи и знакомства, дополнения и шлифовка.



                Но, по большому счету, неужели все?

                "Ай да "АбакУмов"! Ай да ... "АввАкумов" сын!"   


      Всем желаю удачи на поприще поисков своих корней. А.П.Абакумов