Долгострои мира

Ярослав Полуэктов
ДОЛГОСТРОИ МИРА
(Статья для журнала «Мистер Твистер». 2007 г.)
   
   
  ПРЕДИСЛОВИЕ.
   Сколько существует человечество никому доподлинно неизвестно. Но предельно ясно , что с развитием человека уже в эпоху первобытно-общинного строя существовала возможность в создании искусственных сооружений для защиты собственного тела и тел соплеменников от холода, непогоды, палящего солнца, хищников и врагов. В период разложения племенного образа жизни и постепенного перехода к рабовладельческому строю, с разделением труда на сельскохозяйственный и ремесленнический, с появлением новых орудий труда и новых материалов, с появлением зачатков государственности, усиления религиозности, с формированием прообразов городов и концентрации там населения росла культура возведения жилых, культовых, общественных зданий, оборонительных сооружений, и далеко не в последнюю очередь людей и правительства интересовали сроки строительства.
   Существовали ли, как сегодня, какие-то определенные логические нормы на продолжительность строительства - трудно сказать, однако можно предположить, что изначала сроки диктовались самой жизнью (времена года не терпят и не ждут нерадивых, звери не жалуют, враги одолевают, как всегда, в самый неподходящий момент). Далее сроки завершения построек указывали вожди племен, потом деспоты, потом капиталисты, и последние оговаривали их в фиксированных договорах или в приказах с архитекторами и строителями, а также принимали самое непосредственное и посильное участие (помогали или мешали) в процессе созидания указанных выше объектов: инвестировали деньги, кормили рабов, занимались изобретением средств доставки сырья и готовых изделий, терроризировали пограничные области на предмет изъятия вечно нехватающих материалов, журили строптивых и ленивых. Строительство в этом плане было делом рискованным, наказуемым, и нередко архитекторы-неудачники и неторопливые строители теряли не только право на паек или на вознаграждение, но также и части своего тела на потеху гражданам.
   Когда появилось понятие "долгострой" - тоже не особенно понятно, скорее всего это поддержанное бюрократами времен социализма народное определение чересчур затянутого процесса строительства какого-либо объекта.
   Но есть смысл разобраться - всегда ли присутствовал долгострой, почему иногда хотят построить быстро, а получается как всегда; почему иногда специально не торопятся, и при этом никого не ругают; когда есть смысл клеить ярлык "долгостроя", а когда стоит прежде подумать; всегда ли долгострой - это есть плохо; есть ли действенные пилюли от этого тяжкого и вечного человеческого то ли греха, то ли избыточного (или закономерного и похвального) старания, которое, как известно, также ведет к удлинению сроков. А также по возможности привести яркие, всемирно известные примеры архитектурных "долгостроев". Или "ЯКОБЫ" долгостроев ?
   Интересно также как выглядит наша страна на фоне других, и является ли русский мужик-строитель непререкаемым носителем долгостроевской кепки.
   Если начинать издалека, то есть смысл рассмотреть отношение древних созидателей ко времени вообще как к категории. У некоторых специалистов, изучающих древний быт, имеется мнение, что время "тогда" текло несколько по иному, чем в современности, а понятие "это надо сделать во что бы то ни стало" порой не является синонимом необходимости. Либо необходимость понималась как-то по-своему. Практический смысл "бесполезных" по нашему построек и якобы при этом "бессмысленной" траты времени заключался в непреодолимой тяге контактировать с богами на небе, определяющими земную и посмертную жизнь людей.
  Умельцу времен позднего и среднего каменного века и почти всего неолита (когда еще не было даже бронзовых сверел - были деревянные и костяные) делать изделие из 15 тысяч бусинок диаметром 1,3 - 2 мм из кости, раковин, сланца, горной породы и дарить его своей суженой, если только на сверление одной бусины (с использованием твердой колючки кактуса) уходит четверть часа. На нитку длиной 10 см - 3800 часов без перекуров и сна. У него была масса свободного времени? Или таким образом он контактировал с богом? Или причиной всему это вечная и непонятная тяга к красоте и совершенству?
   Для того, чтобы получить усовершенствованное кремневое орудие труда, или охоты, или войны, нужно было в камне высверлить отверстие. По экспериментальным исследованиям дыру в относительно мягком сланце можно было просверлить вращением деревянной палки с использованием лука. На сверление одного отверстия уходило 5-10 часов. Понятно, что это абсолютно необходимый предмет для древнего человека, причем эти предметы приходилось делать достаточно часто ввиду их быстрого изнашивания.
  Тут человек времени не жалел: либо у тебя есть орудие, либо ты - жертва ситуации. Это понятно и необходимо.
   А вот зачем древним нужно было воздвигать громадные и с виду бестолковые сооружения типа Стоунохеджа в Великобритании?
   
   ДОЛГОСТРОЙ  № 1. СТОУНХЕДЖ.
   На первый взгляд Стоунхедж, учитывая примитивные способы строительства, это один из первых долгостроев мира. По одной из вероятных версий Стоунхедж - это гигантская обсерватория, построенная для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны. С его помощью решалась важнейшая задача - определение дня летнего солнцестояния, когда Солнце восходило на северо-востоке максимально близко к точке севера. От него можно было начинать вести счёт времени на целый год вперёд... и т.д. Познания древних в астрономии кажутся невероятными на фоне общего (казалось бы !) примитивного уровня развития. Но, тем не менее, большинство ученых сходятся именно на этой версии Стоунхеджа. А зачем нужно было такое громадное сооружение, ведь солнечно-лунные часики могли быть и поменьше размером? Вероятно, древние умники с большой буквы вкладывали в каменный календарь еще и другой смысл... может смысл значения времени, собственного величия, и использовали данный объект еще и как сакральное сооружение, сопряженное с каким-то торжественным ритуалом.
   Не так давно, и совсем рядом, на площадке Даррингтон Уоллз, нашли второй круг постройки, аналогичной известному Стоунхеджу. Есть подозрение, что это два связанных по смыслу сооружения. И возможно, что оба "круга" использовались дополнительно для похоронных ритуалов. Либо "часы" это второстепенная функция - как знать!? Вообще, это - первые многофункциональные сооружения. По крайней мере, после начала работ в 2003 году ученые обнаружили в окрестностях Стоунхеджа кремированные останки 250 человек. Нашли также поселение древних строителей (первый "отель") и жильё для пользователей обоих кругов Стоунхеджа.
   Версий строительства - несколько, а датировки построек по разным источникам- разные.
   По одной из версий сооружение строилось в три этапа. Заложили его на исходе каменного века, т.е. в конце неолита (VI тысячелетие до н.э.), но изначально это были всего лишь ритмически расположенные лунки с прицельными деревянными столбами и относительно небольшими вертикальными камнями. Это, вероятно, было выполнено достаточно быстро. Строительство Стоунхенджа II относится примерно к 1750 г. до н. э. Тогда были установлены первые мегалиты.
   Ещё лет через сто началось строительство Стоунхенджа III. Вокруг центра была установлена подкова из пяти "ворот" - трилитов от 6 до 7 м высотой, состоявших из двух вертикальных камней, поверх которых горизонтально лежал третий. Они были окружены кольцевой колоннадой из 30 вертикальных камней, покрытых горизонтальными плитами. Завершено строительство было примерно в 1600 г. до н. э.
  Итого строительство с очень большим перерывом велось около 4000 лет.
   Другие ученые датируют постройки Стоунхеджа между 2640 и 2480 годами до нашей эры и называют вероятность в 95%. В это же время египтяне строили свои гигантские пирамиды.
   В первом случае это рекордсмен долгостроя и как-то становится жалко первобытных строителей, камушки весят немало: по 8, 25 и 40 тонн каждый. Всего камней около 90. Перевезти их надо было сухопутным и водным путем на расстояние от 23 км (для самых тяжелых монолитов) и от 290 до 640 км для менее легких.
   Во второй версии строительство велось не так уж долго, всего 160 лет. И в каждой версии не нужно привлекать инопланетян - теперь это уже не модно! Строили обычные предки современных британцев, которые мигрировали по окрестностям и навещали Стоунхедж лишь время от времени.
   Фактически затраченное время в человеко-часах не такое уж и большое. Экспериментаторы - археологи и добровольцы, а также расчетчики достаточно убедительно доказали, что с учетом уже существующих тогда минимальных технологий и практических знаний (знание рычага, использование временных насыпей, наличие канатов, наклонных площадок, круглых бревен и т.п.) возможно очень многое. Так, для поднятия перекладины весом в 8 тонн на высоту 4-7 м требуется всего 100-150 человек, для поднятия камня весом в 40 т и высотой 9 м в вертикальное положение требуется 180 человек. В качестве примера человеческих возможностей и изобретательности древних - следующий реальный пример: 12 полинезийцев на острове Пасхи по заказу Тура Хейердала и при наличии только условно примитивных инструментов - деревянных рычагов, веревок и каменных подкладок, подняли вертикально каменную скульптуру весом 25 тонн всего за 18 дней. Для горизонтальной перевозки камней на катках требуется меньше усилий, но количество людской тягловой силы впечатляет: для перевозки камня весом 40 тонн (по элементарному расчету) требуется 640 человек.
   Техника построек Стоунхеджа и организация труда вызывает подлинное восхищение. Точно определенного времени строительства Стоунхеджа ученые не знают, но теоретически и практически древние британцы могли построить это колоссальное сооружение
  всего за несколько сезонов !!!
   
  ДОЛГОСТРОЙ № 2.
  ПИРАМИДА ХЕОПСА В ГИЗЕ.
   Над разгадкой тайн египетских пирамид человечество бьется несколько тысячелетий. Об этих величественных сооружениях написаны десятки тысяч книг и научных трудов, однако же по сей день нет ответа на многочисленные вопросы. До сих пор достоверно не разгадано главное: как построены пирамиды? и зачем? Что есть пирамиды - место общения жрецов с потусторонним миром? ориентиры для кораблей инопланетян? хранилище древних знаний? Версии множатся с каждым годом, многие из них - просто фантастические. По Геродоту, пирамида Хеопса была построена в качестве усыпальницы для фараона. Но в ее внутренних помещениях не удалось обнаружить ни мумии фараона, ни предметов, с которыми древнеегипетских царей отправляли в загробное путешествие. Но если это не гробница, то что? Просто куча аккуратно сложенных камней?
   У многих древних народов, кстати, представление о пирамидах было вполне прозаическим. Древние иудеи считали их обычными зернохранилищами. Персы были уверены в том, что пирамиды - своеобразный барьер для наступающей пустыни. По мнению вавилонян и римлян, это астрономические обсерватории.
   Но нас интересует не только это, а как долго строились пирамиды и кто их строил. Можно назвать это долгостроем или нет? И какие при этом применялись технологии?
   Наиболее известная из всех пирамид- пирамида Хеопса - была построена в начале 27 века до нашей эры. То есть она стоит на Земле около пяти тысяч лет. В разных источниках называется разная длина сторон пирамид - от 230 до 233 метров, а то и 250. Современные (видимо неграмотные) инженеры не могут объяснить то, как без лазерной техники можно было добиться идеально прямых углов основания, а также путаются в показаниях относительно длин сторон основания квадрата и высоты (высота около 150 метров). Да к тому же еще и не на ровной площадке. На поверку все оказывается просто: даже наш школьник, чуть- чуть задумавшись, сможет построить перпендикуляр (то есть 90 градусов) к прямой линии, имея лишь линейку и циркуль, а также вычислить число ;, имея лишь нитку, линейку и упоминавшийся уже циркуль. А древние египтяне владели циркулем мастерски. То же и с отвесом, то же и с линейными мерами. Так-что такие отмазки и отсылы фантастов к прилетевшим инопланетянам в наше время наивны и вызывают лишь улыбку.
   Долгое время считалось, что пирамида Хеопса была сложена из примерно 2,5 миллиона каменных блоков, средний вес которых равнялся 2,5 тонны. Причем блоки не скреплялись раствором, их удерживала один на другом точная подгонка. Точность этой подгонки такова, что между плитами невозможно всунуть лезвие ножа. Это кажется невероятным.
   Часть египтологов уверены в том, что пирамиды - это обложенные плитами природные скалы. А не так давно с сенсационной гипотезой, вызвавшей переполох в научном мире, выступил французский архитектор Жоэль Берто: египетские пирамиды построены из искусственных блоков. По его версии, древние египтяне умели изготавливать некое подобие цементных или бетонных блоков - в металлическую форму заливали раствор из песка, дробленого камня и воды. И швы между блоками тоже заделывали раствором. Только так, по мнению этого архитектора, в те времена можно было достичь эффекта монолита. Но пусть над этим еще поломают голову ученые. Хотя вопрос "из чего сложена пирамида" очень важен для определения времени строительства.
   Еще об объеме строительства. Как подсчитал во время своего бесславного египетского похода Наполеон, каменных блоков, которые пошли на строительство трех главных египетских пирамид - Хеопса, Хефрена и Микерина, хватило бы на то, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в тридцать сантиметров.
   Кто строил пирамиды? Древнегреческий историк Геродот посетил Египет около 450 года до нашей эры и подробно описал в своем историческом опусе Великую пирамиду, названную им первым чудом света. Египтяне сообщили Геродоту о том, что пирамиду Хеопса возводили около ста тысяч рабов в течение не менее 20 лет. Причем только фундаментная часть готовилась 10 лет. Вот и одна из версий (по Геродоту) египетского долгостроя. Но недавние раскопки показали то, что строителей неплохо кормили, селили в поселках и хоронили в отдельных могилах. Такая забота о рабах кажется маловероятной. Есть мнение о том, что строительство пирамид для египтян, считавших фараона богом на земле, было сродни великим стройкам коммунизма, и вся страна в едином порыве участвовала в нем. Все регионы регулярно присылали рабочих и продовольствие, а по завершении строительства устраивался всенародный праздник.
   Есть и другой вариант: согласно древним источникам в её строительстве принимали участие крестьяне только три месяца в году, в свободное от полевых работ время, при разливе Нила. Но это не исключает ведения работ небольшого числа специалистов, готовивших фронт работ для тысяч сезонных строителей-крестьян. Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжелым, но за него платили деньги. Каменоломни находились относительно недалеко от места стройки, а большую часть пути каменные блоки перевозили на специально построенных судах по Нилу. На сухопутных участках пути применяли сани с увеличением скользкости поверхности за счет мокрого ила, либо круглые катки.
  Если учесть, что строительство велось, в основном, во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такой "госзаказ" можно считать благом - эта работа не давала людям умереть с голода. Причем крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей. То, что пожелали построить и построили фараоны, полностью отвечало их представлениям о вечной жизни. Лучше всего это выразилось в пословице: "Все боится времени, но время боится пирамид".
   Об одной из наиболее достоверных, подробных и интересных версий о технологии возведения пирамид рассказывает одна из серий программы Дискавери, касающихся уникальных сооружений человечества.
   Греческий путешественник и историк Геродот предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ.
   400 лет спустя Диодор Сицилийский предполагал подъем каменных блоков по земляным насыпям.
   Около 1719 года француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем (гранитом).
   Англичанин Р.Покок в 1745 году высказывает предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах.
   Уже в наше время, всего несколько лет назад, инженер-химик Джозеф Давидовиц возродил гипотезу о цементной облицовке, приведя в ее подтверждение результаты научных исследований.
   Но вот американский инженер Буш снова вернулся к камню, однако высказал мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек.
   Подводя итоги, можно смело утверждать, что срок строительства в 20 лет (плюс 10 лет на постройку подъездных путей) такой глыбы, как пирамида Хеопса, абсолютно не удивляет. Это даже и не долгострой. А при всей неторопливости и эпизодичности строительства, и с учетом преимущественно мускульного метода, строительство главной пирамиды в Гизе является достаточно быстрой стройкой с великолепной организацией труда.
   Но все познается в сравнении и, оказывается, в те далекие времена, кроме так называемых долгостроев, существовали грандиозные стройки с поистине современными темпами строительства.
   Например, колоссальный дворец Саргона II-го в Дур-Шаррукине (древняя Ассирия), одна только платформа которого чуть-чуть уступает объему всей пирамиды Хеопса, построена древними ассирийскими строителями в 711-707 г.г. до н.э. всего за четыре года! Остается только удивляться и завидовать !!!
   
  Попутно некоторые интересные факты:
   1. Несмотря на приведенные огромные цифры и объемы, пирамида Хеопса - не самая большая пирамида в мире. Книга рекордов Гиннесса отдает пальму первенства пирамиде Кетцалькоатля в Мексике, которая занимает площадь, в три раза большую, нежели самая большая из пирамид Гизехского акрополя.
   2. Каменные блоки пирамиды Хеопса весом 2-3 тонны - мелкие камушки по сравнению со следующими действительно колоссальными цельными камнями:
  .- крепость инков Саксагуаман в Куско сложена из многогранных камней весом 300 тонн.
   - самый крупный менгир Бриз во Франции весит 382 тонны.
   - каждый из монолитов трилита в древнеримском храме в Баальбеке весит 800 тонн.
  - каждый из колоссов Мемнона на плоскогорье у Фив весит 1000 тонн.
  - самый гигантский монолит (незаконченный гранитный обелиск) лежит в каменоломне Асуана. Вес 1168 тонн!
   
   
   В прошлой статье было описано всего-лишь два известных сооружения, которых так и подмывало изначально отнести к долгостроям мира. Один - из эпохи первобытнообщинного строя, небольшой, да тяжелый с виду, другой - из рабовладельческой эпохи - куча камней и одно из семи чудес света. Как оказалось, долгострои-то эти достаточно условные. Как бы наоборот, при изучении этих феноменов (Стоунхедж и пирамида Хеопса в Гизе) оказалось, что, соизмеряя уровень строительной техники и существующих в то время технологий, оба этих сооружения построены довольно шустро. Впереди "маячат" откровеннейшие долгострои эпохи средневековья, строящиеся сотнями лет, к описанию которых не терпится приступить.
   
  1. СТАРЫЙ СВЕТ и АНТИКА.
   
   Однако любопытному читателю интересно, а что же было в промежутке между названными периодами и на других территориях, ведь на заре человечества были мощнейшие поселения с гигантскими завоеваниями в области архитектуры и строительства городов? Речь идет о колоссальных территориях, расположенных в полосе 23;
  - 40; северной широты, так называемый Старый Свет. Сюда помимо упомянутого древнего Египта входят: древнее Двуречье - Мессопотамия, поселения среднего Инда, древний Китай и Япония, более поздняя Малая Азия, Сирия, Палестина, Иран, эгейская культура а также древние культуры Центральной Америки. Вслед за перечисленными древними культурами наступает эпоха античного мира. Это период рабовладельческого общества (ХII-VIII в.в. до н.э. - IV-V в.в. н.э.), или эпоха культур цивилизаций Греции и Рима, названной многими знаменитыми писателями, философами - колыбелью современной цивилизации и фундаментом современной Европы. "Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети... Нормальными детьми были греки..." (Карл Маркс). Так вот "невоспитанные дети" - народы древних восточных деспотий (так надо понимать между строк Маркса) и "нормальные дети" - древние греки (присовокупим сюда "диких детей-забияк" -римлян), оставили нам в наследство такое непостижимое уму многообразие архитектур, технологий, научных открытий, литературных и культурных творений и т.п. , что только диву даешься...и просто шляпа падает от уважения. А вот оставили ли они нам в наследство памятники долгостроя?
   По древним литературным и современным археологическим научным источникам существует достаточно небольшое количество архитектурных объектов, выстроенных до нашей эры, исключая античный мир, с точной датировкой строительства (да, были в проектах автографы архитекторов с датой нарисовки проекта, но вот принимали постройки далеко не по актам сдачи-приемки). И не на каждом фризе выбивали даты стройки.
  В виде подарка "правильные ассирийцы и вавилоняне" практиковали описание строительных работ на глиняных табличках. Поэтому датировки сохранились в веках.
   Остальные "неправильные зодчие" строили без журналов и актов, рассчитывая по-видимому на археологов нашего времени. Но не у каждого исследователя архитектуры , у археолога имеется радиоизотопная аппаратура, да и государства-владельцы памятников архитектуры вовсе неохотно расстаются даже с пылью древних руин (не говоря уж о камнях): вспомним анекдотичный случай с одним французом - исследователем пирамид и сфинксов, которого за его подпольные научные разработки египетское правительство привлекло к суду и оштрафовало на кругленькую сумму. Исходя из вышесказанного: мы знаем не всё и не знаем наверняка всех долгостроев мира.
   Из того, что было под рукой, с некоторой долей авантюризма и не претендуя на абсолютную правоту, при беглом изучении датировок строительства известных сооружений всего выше описанного несколькотысячелетнего периода по популярным архитектурным, археологическим, переведенным источникам привело к неутешительным результатам для данной статьи: практически не было долгостроев! Не умели или не хотели раньше строить долго! В качестве пояснения такой личной версии (но далеко не доказательства) привожу данные по некоторым известнейшим и крупнейшим сооружениям указанного периода. (Если у вас есть чем контраргументировать - пишите в редакцию).
  1. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. 710-е года до н.э. (17 га, только одна платформа дворца примерна равна кубатуре пирамиды Хеопса)- построен за 4 года.
  2. Парфенон. Главный храм Афинского Акрополя. 447-438 г.г. до н.э. - 9 лет строительства. Пропилеи, там же - 5 лет. Эрехтейон (там же, это очень небольшой объект) -15 лет.
  3. Амфитеатр Флавиев (Колизей) в Риме. 75-80 г.г.н.э. - 5 лет.
  4. Форум Траяна с базиликой, библиотекой, колонной, храмом в Риме - 3 года.
  5. Мавзолей Адриана в Риме -11 лет.
  6. Грандиозные Термы Каракаллы (216х120м, диаметр купола-кальдария -34 м ) в Риме -10 лет.
  7. Пирамида Солнца в Теотихуакане (долина Мехико), 210х220х65 м -I-й в.до н.э. - 10 -30 лет.
  8. Великая Китайская Стена (длина 6000-6700 км, по прямой 2450 км). Начало строительства - 220 г. до.н.э. Первый законченный этап - 10 лет.
   Всвязи с отсутствием долгостроев в Старом Свете и в античности, покопаемся в архивах феодальных обществ.
   Вот тут-то в самом начале феодализма нас ожидает целый шлейф находок по нашей теме. Европейские соборы - прямо-таки памятники долгострою. Период романской архитектуры и особенно готики просто изобилуют объектами, строящимся по двести-шестьсот лет. На этом фоне, между делом, упомянем архитектурные сооружения с какими-то смешными сроками строительства (7-100 лет), хотя в этом ряду имеются просто уникальные памятники архитектуры всевозможных размеров.
   Прежде, чем огласить список долгостроящихся соборов, разберемся в этом периоде в целом.
   
  2. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА V-XIV вв.
   ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ГОТИЧЕСКИЕ ДОЛГОСТРОИ.
   
   ў "Со второй половины XII-XIII вв. западноевропейская архитектура достигает особенно высокого развития, что связано с быстрым развитием в городах ремесел и торговли.
  В отличие от более раннего романского периода (западноевропейская архитектура XI-XIII в.в.), когда центром строительства были монастыри, город все более становится средоточием экономической, политической и культурной деятельности. В городах ведутся широкие строительные работы, возводятся монументальные здания и сооружения, вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
   Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей, становится уделом профессиональных строителей, скульпторов и художников-горожан, объединенных в цеховые организации. Растет профессиональная квалификация мастеров, резко повышается уровень строительной техники.
   Развивая достижения романского периода, строители ищут более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого в период средневековья были сопряжены с большими трудностями.
   Как и ранее, ведущая роль в строительстве остается за архитектурными школами Франции. Однако центр тяжести нового строительства перемещается в наиболее развивающиеся тогда северные районы страны Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре, получившее позднее название готического.
  Это название сложилось в период Возрождения с оттенком порицания, так как итальянские мастера XV-XVI вв. принципиально отвергли этот стиль, опираясь на античное наследие.
   ("Отцом" готики по некоторым источникам считают аббата Сугерия, под руководством которого при реконструкции аббатства Сен-Дени под Парижем в 1137-1144 гг.. впервые были соединены в единую конструкцию "бургундская" стрельчатая арка и "нормандский" нервюрный свод. Прим. моё.)
   В период готики получают развитие различные типы городских зданий...Но ведущее значение в архитектуре получают городские соборы - культовые и общественные центры городов. Универсальное назначение соборов и их общественная роль в жизни городов сказываются на характере архитектуры; в их образах наряду с чертами, идущими от религиозной мистики, все более отражаются гражданские чувства горожан с возросшей жаждой познания окружающего мира, осознанием рациональных основ человеческой деятельности.
   Самым выдающимся техническим достижением эпохи является конструкция готического базиликального храма. На основе сочетания стрельчатой формы свода с нервюрами, аркбутанами и крестовым сводом была создана новая пространственная конструкция. В противовес монолитности древнеримских и романских построек готическая конструкция более подобна современным упругим системам и, по существу, является активно уравновешенным пространственным каркасом ... " ў *
   Выше рассказано о конструктивных и исторических истоках и особенностях готики, но еще существует яркая особенность готики - ее эмоциональное воздействие на нынешнего зрителя, а тем паче на современника той поры. Готические сооружения воздействовали на душу и чувства людей просто с сокрушающей силой.
   Вот как описывает (с сокращ. прим. моё) свои ощущения от лицезрения готического храма г-н Н.В.Гоголь:
  "В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость - это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала всебя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма ................... весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека".
   Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к зрительному преодолению тяжести, чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры...
   А вот один из непосредственных результатов эмоционально-художественной выразительности "готической архитектурной революции" и физических размеров, иллюстрирующих гигантизм средневековых заказчиков в точных цифровых данных: ....
   .... высота в 18-20 м была предельной для среднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском -до 38 и, наконец, в Амьенском -до 42м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. Все это огромное пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур... .
   Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась
  центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.
   Отчего долго строилось? В общем и невооруженным взглядом понятно, что такие огромные сооружения, с очень сложной конструктивной и одновременно художественной основой, с таким суперплотным насыщением деталями, скульптурами по-другому и не получилось бы. При безостановочном строительстве и очень плотной работе всех участников такие объемы могли быть построены физически в течение 15-50 лет (некоторые соборы поменьше так и строились), но ведь за эти годы многое что еще происходило: умирали заказчики, менялась политическая структура, происходили войны и перевороты. Предлагаю читателю ознакомиться с некоторыми другими малоизвестными и интересными материалами, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИМИ общую картинку строительства соборов того времени.
   
   
  2. О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОБОРОВ.**
   
  СМЕТА И ДЕНЬГИ. Никакие архивные материалы не позволяют сделать вывод, что перед началом этих колоссальных работ производились какие-то подсчеты затрат и составлялись сметы. В средневековой бухгалтерии действовал романтический принцип соизмерения усилий в соответствии с замыслом. Впрочем, поначалу благодаря безмерному энтузиазму верующих, для которых строительство собора было еще и проявлением местного патриотизма, денег набиралось много, ну, а потом бывало по-всякому.
   Этим-то и объясняется, почему очень немногие соборы выдержаны в одном стиле и построены сразу. Добавим к этому еще вот что. Затраты на строительство превосходили средства, какими мог располагать один человек, даже суверен. Желая обеспечить постоянный приток средств, папы в XIII веке потребовали, чтобы четвертая часть доходов каждой церкви предназначалась на строительство. Но требование это исполнялось не слишком дотошно. Например, король Ян Чешский передает на строительство церквей доходы от королевских серебряных копей. Не отставали и городские коммуны. В Орвиетто в 1292 году произвели перепись жителей и в соответствии с их состоянием назначили налог на строительство II Duomo. Сохранился также весьма интересный реестр жертвователей на возведение Миланского собора, включающий все профессии и социальные группы, в том числе и куртизанок. Очень часто дарения поступали натурой; так, королева Кипра пожертвовала одному из итальянских соборов великолепную, шитую золотом ткань. Лихорадка пожертвований порой приводит к семейным конфликтам. Например, один итальянец просит возвратить золотые пуговицы, которые жена принесла в дар на строительство. Рядом с церквями открываются большие лавки, где можно купить все, что жертвуют верующие, - от драгоценностей до домашней птицы.........................................
  Сборщики пожертвований отправляются в дальние страны добывать средства на строительство. Цистерцианцы, приступив к возведению Сильванского аббатства, обращаются за помощью к императорам, королям, графам. Прихожане же объединяются в братства, целью которых является оказание материальной помощи начавшемуся строительству. Братства были самые разные, но, пожалуй, самым экзотическим можно считать "братство игроков в шары" из Ксантена. В нем состояли отнюдь не самые последние люди - среди членов этого братства числился и епископ. Не следует упускать из виду и доходы от продажи духовных ценностей. То есть индульгенций. Сбор пожертвований, особенно если он производился далеко от места строительства, неизменно сопровождался привозом реликвий, что для каждого города, куда приезжали сборщики, было большим праздником.
   Невозможно не изумляться безмерной инициативе и смелости сборщиков пожертвований. Так, в 1112 году после пожара, который причинил серьезный ущерб собору в Лане, семь каноников собирают уцелевшие реликвии: лоскут рубашки Божьей Матери, кусочек губки, с которой поили на кресте Христа, и частицу самого креста. После процессий в нескольких французских городах паломники возвращаются с суммой, достаточной, как они посчитали, для завершения строительства. К сожалению, собранные деньги опять быстро закончились, и пришлось снова отправиться на сбор средств. ... Но не везде удавалось столь удачно разрешить проблему приведения в равновесие доходов и расходов. В отчетах о строительстве часто приходится читать меланхолическую констатацию: "Ничего не делается. Нет денег".
   МАТЕРИАЛЫ И ТРАНСПОРТИРОВКА. Другой серьезной проблемой для строителей соборов была транспортировка материалов. Транспортные средства оставались те же, что и в античные времена, то есть водные пути и повозки, в которые запряжены лошади или мулы.
   Французская пословица гласит: "Замок разрушенный - это замок наполовину построенный". Многие камни готических соборов происходят из крепостных стен и сооружений времен Римской империи. Чтобы возвести огромную церковь Св.Олбэна, в Британии разобрали остатки античного города Веруламия. Примеры можно умножать бесконечно. Хроники сообщают о чудесных находках, как это было, например, в Понтуазе, месторождений камня, которого хватило на строительство собора Сен-Дени. Но такое случалось не часто. По Рейну, Роне, Арно плыли барки с античными колоннами, капителями, блоками белого и роќзового мрамора. Гордая и могущественная Венеция посылала свои корабли в поисках строительных материалов для базилики Св. Марка в Сицилию, Афины, Константинополь, Малую Азию и даже в Африку.
   Какова стоимость транспортировки? Супердорого! Пример из Англии. Если материал доставлялся из места, находящегося на расстоянии в несколько десятков километров, его цена увеличивалась втрое, а то и впятеро. В каменоломнях за единицу камня платили один фунт шесть шиллингов и восемь пенсов. Когда же он оказывался на строительстве собора в Норвиче, его цена составляла четыре фунта, восемь шиллингов и восемь пенсов. Подсчитано, что общая стоимость многих соборов могла бы снизиться наполовину, если бы не трудности фрахта. Так что разрушение старинных сооружений было отнюдь не слепым вандализмом, а жесткой экономической необходимостью. Очень скоро пришли к пониманию, что единственная эффективная возможность снижения стоимости перевозки - это доводка камня в каменоломне до состояния готового продукта и доставка к месту строительства уже обработанных блоков.
   Нельзя не упомянуть об одном оригинальном транспортном средстве, не встречавшемся нигде и никогда, кроме Средних веков, а именно спинах верующих, добровольно предоставлявших их для доставки строительных материалов. Прежде чем паломники доходили до прославленного собора Св. Иакова в Компостелло, каждый из них в городке Трикастела получал порцию известняка, которую должен был донести до Кастанеды, где находились печи. В письме аббата Эмона из Шартра (1145 год) описывается, как толпа женщин и мужчин всех тянут возы "с вином, пшеницей, камнем, деревом и всем прочим, потребным для строительства церкви и пропитания". Тысячи людей идут в полном безмолвии. Дойдя до цели, они распевают благодарственные гимны и исповедуются в грехах.
   Однако нужно относиться критически к этим красивым историям, вполне вероятно, правдиво отражающим настроения, общественный фон и атмосферу чуда, окружавшую строительство больших соборов. Но могли ли они оказать сколько-нибудь значительное влияние на ускорение строительства? Осторожные исследователи весьма в этом сомневаются.
  Охваченное энтузиазмом ополчение, надо полагать, не было решающим фактором этого великого архитектурного сражения.
   Неисчерпаемым источником сведений о том, что происходило с материалом, когда он уже оказывался на строительной площадке, являются не столько записи хронистов, сколько витражи, миниатюры и гравюры.............................
  ТЕХНИКА. Камни и раствор рабочие вносили наверх на плечах либо поднимали с помощью простейших механизмов, основанных на системе блоков. Применявшиеся в древности большие деревянные подмости, опирающиеся на землю и поднимающиеся вместе с ростом здания, использоваться здесь не могли из-за плотной застройки вокруг соборов. Леса начинались не от фундамента здания и напоминали ласточкины гнезда, подвешенные на головокружительной высоте. На возводимых стенах видны так называемые "журавли", то есть крановые балки в виде бревен, и примитивные лебедки. Канат, к которому крепился камень, внизу наворачивали на барабан, точь-в-точь как сейчас в деревенских колодцах. Использовались также большие колеса со ступенями, которые приводились в движение ногами ступающих на них рабочих. Нет никаких указаний на то, что в Средние века удалось изобрести какие-нибудь приспособления, пусть не заменяющие, но хотя бы уменьшающие мышечные усилия людей. Так что готические соборы являются поистине творением человеческих рук.
   Набор инструментов был исключительно прост: пила для резки блоков песчаника, разные виды плоских и заостренных молотов, кельмы, а также измерительные инструменты - угольник, угломер, уровень. Спорным остается вопрос, когда появилось долото с широким острием. Инструментарий строителей соборов не слишком отличается оттого, каким пользовались создатели Акрополя.
   Но это отнюдь не было существенным фактором, тормозящим темп строительства. Финансы и транспорт - вот слабые места этих честолюбивых предприятий. Почти ни один готический собор не был завершен при жизни тех, кому снились его башни, устремленные к облакам.
  МОРАЛЬ И ДУХ. Церковь весьма неодобрительно смотрела на тех, кто создавал большие состояния не физическим трудом, не благодаря своему происхождению, а благодаря ловкости и уму. Им не оставалось ничего другого, кроме как жертвовать часть доходов на возвышенные цели. Хоть это, конечно, не абсолютная истина, но все-таки можно рискнуть и высказать утверждение, что готические соборы появились как следствие нечистой совести нарождающейся буржуазии.
   Соборы были предметами гордости, а также видимыми издалека знаками могущества. А равно и местом вполне мирской деятельности. Человек средневековья в соборе чувствовал себя как дома. Нередко он там ел, спал, разговаривал, не понижая голоса. Поскольку скамей не было, по церкви свободно расхаживали и частенько в ней укрывались от непогоды. Запреты церковных властей на проведение в церквах светских собраний доказывают, что, вероятней всего, это было широко распространенным явлением.
   Поражает и заставляет задуматься то обстоятельство, что короли и князья сыграли очень скромную роль в деле строительства соборов, особенно если речь шла о степени личного участия. Ежели не брать в расчет чисто королевские храмы, такие как Сент-Шапель или лондонский Вестминстер, роль суверенов ограничивалась денежными субсидиями, редкими посещениями стройки да иногда направлением придворного архитектора для проведения экспертизы. И это всё............................... .
   Постоянная забота об облике собора и его строительстве в Англии, Германии и Франции лежала на аббатах и епископах, а в Италии - на городских коммунах. Аббат Сугерий является образцом и символом тех, кто все свои силы, время и талант посвящал собору. Легко можно представить себе, как он спорит с золотильщиками и живописцами, устанавливает иконографию витражей, поднимается по лесам, возглавляет экспедицию дровосеков в окрестности для поисков достаточно высоких и крепких деревьев.
   
   Но даже безмерной энергии и энтузиазма одного человека было недостаточно для того, чтобы обеспечить непрерывный надзор за огромным этим начинанием. Поэтому возникают некие организации, своего рода службы, которые в разных странах назывались по-разному: упомянем только русскоязычные фабрики и коммуны. Они занимаются всем сложным механизмом управления и бухгалтерией, нанимают художников и рабочих, сохраняют планы.
  СПЕЦИАЛИСТЫ. Присмотримся к людям, работающим на строительстве. Они составляют небольшое иерархизированное сообщество. В самом низу этой общественной лестницы мы видим рабочих; миниатюристы изображают их поднимающими наверх в носилках камни или раствор либо терпеливо вращающими колеса подъемных механизмов. Набирались они большей частью из беглых крестьян, выходцев из многодетных деревенских семей, которые устремлялись в города в поисках хлеба и свободы. Квалификации у них не было, и чаще всего они исполняли самые тяжелые работы: копали котлованы под фундаменты, порой на глубину до десяти метров, а также занимались транспортировкой материалов. Однако у них, особенно у молодых, предприимчивых, была надежда, что в один прекрасный день кто-то другой переймет у них тяжелые носилки, а они там, наверху, будут укладывать в стены камень. И экономический фактор играл тут весьма существенную роль. Подносчик камня, землекоп получали в день семь денье, каменщик же - двадцать два.
   Нужно ли удивляться тому, что они не слишком доброжелательно смотрели на тех, кто бескорыстно, подобно высокородному Рене Монтобанскому, который пытался тяжелым трудом искупить былые свои прегрешения, трудился на строительстве. Рассказывается, что вечером, когда рабочие получали поденную плату, Рене взял только один денье. Но это вовсе не значит, что работал он плохо, напротив, за раз он переносил больше, чем трое рабочих, так что каменщики спорили между собой, кому он будет помогать. Его прозвали "работником св. Петра", и тем не менее через неделю отчаявшиеся сотоварищи по работе убили его, ударив тяжелым молотом по затылку, а тело бросили в Рейн. Из этой кровавой истории можно сделать важный вывод: количество неквалифицированных рабочих было велико и борьба за рабочие места жестока. Отношение неквалифицированных рабочих к квалифицированным составляло три к одному - четыре к одному, а иногда и больше. Аббаты из Рамзи брюзжат по поводу тех, кто приходит на строительство не из благочестия, а "из любви к заработку", что нас, постперестроечных россиян не удивляет.
  Одной из тайн готической архитектуры и вещью совершенно непостижимой для нас является то, что скульпторы эти не воспринимались как художники и растворялись в массе анонимных каменщиков. Архитектор и теолог держали их индивидуальность в узде. Высшую группу составляют каменщики и все другие мастера, работающие по дереву, камню, свинцу и железу. В сущности, они являются конструкторами.
   ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. Готические соборы, эти великие импровизации, требовали наличия чего-то наподобие органических связей между всеми участвовавшими в их строительстве. Это следовало даже из самой сущности материала. Камень, отесанный внизу каменотесом, должен был попасть на точно определенное место, потому что, в отличие от кирпича, не был взаимозаменяемым. Сразу же за мастером каменщиком следуют его подручные или подмастерья. Им просто по необходимости приходилось учиться ремеслу.
   К работам в каменоломнях чаще всего приступали еще до того, как начинали копать котлован под фундамент. Трудились там группами по под руководством мастера, который зарабатывал куда больше рабочих и получал еще " бонусы" за каждый вытесанный камень.
   ТЕМПЫ РАБОТЫ. Без расшифровки: темп работы, по некоторым источникам, был очень быстрым.
   ВРЕМЯ РАБОТЫ. Англия. Время работы определялось солнцем. Начинали трудиться с рассветом, а заканчивали в сумерки. Зимой работали по восемь-десять часов, летом все двенадцать. Праздничных дней было пятьдесят, рабочих дней в году получалось примерно двести пятьдесят.
   ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА СТРОЙКЕ. Пример : В XII веке на строительстве монастыря в Обазене произошла забастовка рабочих. Не вынеся длительного поста, они купили свинью, зарезали, часть съели, а остальное припрятали. Аббат Стедан нашел спрятанное мясо и велел его выбросить. На следующий день рабочие отказались работать и даже оскорбляли аббата.
   
  4. ГОРЯЧАЯ "ДЕВЯТКА" "очень-долгостроящихся" изящных готических динозавров .
   
  - Страсбургский собор. Франция. Начало стр-ва 1015 год. Около 700 лет стр-ва (до сих пор не закончен).
  - Кёльнский собор (Германия) - более 630 лет строительства.
  - Собор святого Вита (Прага ) -585 лет стр-ва.
  - Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)
  -579 лет стр-ва.
  - Собор Парижской богоматери (Нотр Дам )- 1163-1250-постройка и завершение в середине XIV века - 87- 300 лет стр-ва.
  - Капелла Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515 гг.) -69 лет стр-ва.
  - Собор Глостера.Великобритания (1351-1407 гг.) - 56 лет стр-ва.
  -Шартрский собор(Нотр Дам, Франция)-26 лет.
  - Собор в Солсбери. Великобритания (1220-1270 гг.) - 50 лет стр-ва.
   
   Здесь названы наиболее известные и отмеченные необычайной красотой и выразительностью готические долгострои. В период расцвета готики (с 1180 по 1270 г.) в одной только Франции было сооружено около 80 грандиозных кафедральных соборов. Поэтому даже вскользь упомянуть о всех сооружениях этого периода, имеющих ярлык долгостроя в объеме этой статьи -невозможно.
  Если дополнительно говорить о неоготике и сооружениях в чем-то отдаленно напоминающих готику, то также имеются примеры относительно "свежих" долгостроев (например, строящаяся до сих пор церковь Саграда ла Фамилия арх. Антонио Гауди;с начала строительства прошло более 120 лет).
   Посмотрим поближе на некоторые из этих реликтов и посмотрим попутно об индивидуальных причинах столь длительных проволочек со строительством.
  Кёльнский собор.
  Крупнейший (157 метров в высоту) и наиболее величественный собор Германии, являясь одним из самых известных долгостроев мира, возведение которого продолжалось в течение 6,5 веков, очаровывает своей прелестью, "воспевающей" хвалу Господу. Ни на йоту не отступив от первоначального архитектурного замысла, предложенного в дал еком 1248 году Герхардом фон Риле, строители создали один из лучших образцов готики в Европе.
   Выбрав местом для работ площадку оставшуюся от сгоревшего в 9 веке старого собора, началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка, с небольшими задержками продолжавшаяся до 1560 года, после которого, финансовые проблемы, накрывшие Кельн, прямым образом отразились на соборе - было решено "заморозить" работы до лучших времен. Так неоконченному зданию, был вынесен приговор, исполнение которого продолжалось до 1842 года, когда прусский король Фридрих Вильгельм IV постановил завершить начатое дело - достроить стоящий в запущенном виде собор. Окончательный вид Кельнский собор, снаружи украшенный изящными аркбунанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами и т.д., приобрел в 1880 году, когда был установлен отлитый из металла захваченных французских пушек колокол, своим звоном возвестивший о наступлении новой истории Кельна.
   Проникнувшись духовностью и светлостью Кельнского собора отправимся в город Прагу.
   Собор святого Вита (Прага)
  является одним из самых грандиозных и продолжительных долгостроев в мире. Строили его не много не мало 585 лет. - с 1334 г. по 1929 г. Заложили этот великолепный памятник готической архитектуры по повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа. Как гласит легенда, некогда на этом месте было святилище языческого бога Святовита. Считается, что название нового собора было выбрано по звуковой аналогии с именем этого бога.
   История постройки града такова. Изначальный проект собора подготовил француз Матье из Арраса. Через восемь лет после начала строительства он умер. Его дело было передано двадцатичетырехлетнему Петру Парлержу из Кельна. После его смерти в 1399 году строительство продолжилось под руководством его сыновей, Яна, Вацлава и Петра. К моменту начала гуситских войн, было уже почти завершено строительство главной башни собора, однако планы зодчих нарушили следующие непредвиденные обстоятельства. В некоем пророчестве королю Вацлаву IV, правившему в то время, было сказано, что он погибнет "перед башней на площади". В чешском варианте этого высказывания допускается двоякое толкование: либо перед башней (в пространственном смысле), либо перед тем, как она будет завершена (во временном смысле). Недолго думая, Вацлав решил обезопасить себя хотя бы от одной из этих возможностей и приказал снести башню, что и было успешно выполнено. Несмотря на это, король скоро умер от разрыва сердца. Достроили башню только в 1562г. под руководством архитекторов Вольмута и Тироля. Однако возведение отдельных элементов храма и различного рода переделки продолжались с небольшими перерывами вплоть до 20 гг. XX века.
   Домский (Дуомский) собор в Милане .
   (1386 - 1813 г.г.)
   Миланский кафедральный собор (Дуомо) - (второй по величине христианский храм после Собора Св. Петра в Риме), как и его европейские собратья устремил ввысь легкие ажурные кружева готики. Не многие из итальянских церквей строились так долго и с такими трудностями, как Миланский Собор. Решение о его строительстве было принято в 1387 году. Собор, посвященный Святой Деве Марии Нашенте (это полное название Миланского Собора) был заложен на месте, где раньше стоял собор Санта Мария Маджоре (IX век). Замысел собора является продуктом одного гениального ума - инженера Симоне да Орсениго.
  Однако над воплощением его идеи трудились различные итальянские, французские и немецкие архитекторы на протяжении нескольких веков. Собор был освящен в 1575 году, когда строительство вступило в окончательную стадию, но полностью Собор был достроен лишь в XIX веке.
   Миланский Собор является самой большой в мире готической церковью. Его длина - 158 метров, ширина - 93 и высота - 180 метров. Для Собора характерно единство стиля и гармоничность форм, что типично для французской "пламенеющей" готики.
  135 крупных шпилей и множество мелких, которые возвышаются повсюду, кажутся фантастическим лесом, населенным скульптурами, каменными чудовищами и персонажами из легенд. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая статуя Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.
  Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам). 87-300 лет.
  Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) - самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается миром как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.
   Первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Даме короновался Наполеон. Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах или константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин не только в веках, но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественной культуре создавшего его народа. Восхищение Виктора Гюго западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именно это соперничество создает здесь такую несравненную четкость.
   Страсбургский собор. Франция. Около 700 лет стр-ва. Страсбургский собор по сей день не закончен и потому всего с одной башней. Здание построено из красного вогезского песчаника.
   Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры.
  Среди главных строителей собора были Ульрих фон Энсинген, ранее участвовал в создании Ульмского собора) и Эрвин фон Штайнбах.
  Северная башня высотой в 142 м, строительство которой закончилось в 1439 году, была с 1625 по 1874 года самым высоким зданием мира. Южная башня никогда не строилась, что придаёт собору известную ассиметричную форму.
   Шартрский собор (Нотр Дам, Франция).
  1194-1220(1260)г.г. ) - 26 лет стр-ва.
   От зодчих поздней французской готики можно было услышать такое суждеќние: "Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского - башни, от Парижского - фасад, от Амьенского - продольный корабль, от Реймского - скульптуру".
   Собор Нотр-Дам в Шартре был заложен на месте древнего друидского святилища епископом Фульбером в 11 в. После пожара (1194) собор был восстанавлен; при этом крипта разрушенного собора Фульбера была включена в систему фундаментов, а ранний готический фасад 1135-1180 оказался встроенным в новый фасад. Собор был освящен в 1260. Это одно из наиболее почитаемых церковных зданий в мире, силуэт его гармоничен, хотя и не завершен (предполагалось возвести восемь башен, но только две из них увенчаны шпилями
   Западный вход, именуемый "Королевским порталом" (украшен статуями королей и королев), датируется 1145 и демонстрирует переход в скульптуре от романского стиля к готике. В Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.
   
  3. ПОСЛЕСЛОВИЕ.
   
   Завершая сий трактат о средневековых долгостроях и причинах такого знакомого до боли явления, как- то уже даже не пытаешься объяснить это приведенными разумными и рациональными причинами, которые в наших аналогичных ситуациях также всегда находятся: то не привезли материалы, то сильно неудобно строить- "мелкоштучно" (чего-чего, а этого у древних было не занимать),то объект оказался не по зубам - плохо подумали в начале, то авторы перестарались с количеством украшений и деталей, то мнение переменилось и кончились деньги у заказчика, то инвестор умер, то началась перестройка эпохи. В общем, то война, то золотуха! Имелись в избытке объективные причины неспешного строительства соборов и церквей и все беды в средневековье были аналогичными нашим современным и российским в том числе (чего-чего, а чумы и войн в те времена хватало на всех. Но ! Заметьте: всё остальное, кроме соборов строилось-то стабильно!). Но если объект строится веками, чертежи не выбрасываются и стены не разбираются на кирпичи для конюшен, то значит это кому-то было нужно!!!
   Тяга к гигантомании и одухотворению сооружений преимущественно религиозного толка, присущая примитивным и древним народам, была настолько сильна, что не сдерживалась ни соображениями рациональности, ни экономическими, ни временными затратами.
   Великая Китайская Стена, к примеру - не просто оборонительное, а еще и мистическое сооружение, стоящее в одном ряду с пирамидами, Родосским колоссом, Стоунхеджем, Борободуром. Статуи острова Пасхи ? Найдите практический смысл и целесообразность этим истуканам.
   Связь между экономикой и политикой безусловно есть. Существует даже известное изречение: "... политика - это концентрированная экономика". Наверное, этот принцип и справедлив - но не для древности, а для более поздних веков.
   Экономика и рациональность, на мой взгляд, почти совсем не при чем. Истоки многих событий в разрезе долгостроев следует искать в психологии древнего человека. Которая, что бы ни говорили, принципиально отличалась от современной.
   
  P/S/ В надежде , что не переутомил: арх. Я.И.Полуэктов. Май 2007 г.
   
  • * Взятое в значки ў-ў с кавычками записано с сокращениями со слов проф. Н.Ф. Гуляницкого.
  • ** Раздел 3 "О строительстве соборов" со значительными сокращениями и авторской правкой заимствован из книги З.Херберта "Варвар в саду".
  • Описание соборов в главе 4 заимствовано из кой-каких описаний тур-компаний естеств.со значительными сокращениями и переработкой текста.