Чудище обло

Иван Парамонов
   По данным специалистов самый нерадиоактивным в Москве являются север и северо-восток.

   ЛУЧИ ПЕРЕСТРОЙКИ

   Большинство московских «радиоактивных» свалок образовалось прежде, чем мегаполис их поглотил. До шестидесятых годов (времени принятия декларации МАГАТЭ) нормативы складирования промышленных отходов были щадящие, и в овраги на городской окраине валили свой мусор кто ни попадя: предприятия, медучреждения, институты... Зарывались эти «сокровища» не всегда глубоко, но даже погребённые под 50-сантиметровым слоем земли не представляли особого вреда. «Фонить» свалка начинала, когда её покой тревожили. Но тогда никто не думал о последствиях, о них попросту не знали.

   Сегодня без заключения специалистов не проводятся никакие земляные работы. Заказчик обязан вызвать любую лицензированную организацию (МНПО «Радон», Госсанэпиднадзор или другую) для проведения радиационной экспертизы. Весь опасный груз (если он найден) утилизируется. Весь бытовой и промышленный мусор, проходящий через перерабатывающие комбинаты, прежде всего проверяется на радиацию. Машины проходят через специальную арку, наподобие таможенной, и если срабатывает сигнализация – немедленно вызываются эксперты.

   ЛИЦО ВРАГА

   В Москве достаточно низкий для мегаполиса естественный радиоактивный фон. Его составляют космические лучи и газ радон, идущий из земли. В 2001 году радон давал до 40 % естественного излучения. Он тяжелее воздуха и легко выветривается. Проблема радона, между тем, беспокоит Швецию и Норвегию... У нас она актуальна в районе Кавказских минеральных вод, где жильё возводилось на гранитных породах (теперь не возводится), а высокогорье добавляет солнечной радиации. В высокогорных районах норма может быть и 50-60 мкР/ч. Радиационный фон по северо-востоку столицы (взяты сведения, начиная с марта) составляет 7 мкР/ч. На востоке – 14. В центре – 11 (тут много гранита и фон может достигать 30 мкР/ч. Но 20-30 – это не опасно, средние же московские показатели 7-14. Мрамор, кстати, совершенно безвреден).

   Радон любит скапливаться в нижней части зданий. Ситуацию осложняет то, что вентиляционные отверстия многих подвалов заколочены (от крыс, кошек, бомжей и наркоманов). Без обязательного надзора дозиметриста не существуют муниципальные детские и дошкольные учреждения, где большую часть времени малыши проводят, ползая по полу (частные садики и школы, увы,  обследуются лишь по заявке хозяев). Для проверки места, куда вы отдаете своего ребенка (как и для обследования своего жилища) на радиацию достаточно вызвать соответствующую службу, осуществляющую это бесплатно.

   СЛУЖЕБНОЕ ОКО

   Специалистами «Радона» разработана автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), осуществляется радиоэкологический мониторинг Москвы: организована сеть регулярного наблюдения, которая включает в себя 150 пунктов отбора проб (снега, почвы, грунта, листвы, травы); 60 пунктов отбора воды; 50 стационарных измерителей радиационного фона, установленных на жизненно важных городских объектах (оживленных станциях метро, постах ГАИ, Московской кольцевой дороге, предприятиях и учреждениях, в здании Государственной Думы). Измерители радиационного фона работают в автоматическом режиме, передавая информацию в единый информационно-аналитический центр МосНПО «Радон».

   ЦГСН знает все слабые места в городе; на радон проверяются новостройки, несанкционированные свалки, «бэушные» металлоконструкции... В сезон открытия навигации по рекам ходит плавающая лаборатория «Радона». Вся экологическая информация стекается в окружные центры Госсанэпиднадзора.

   КВАРТИРА С НАЧИНКОЙ

   В сентябре прошедшего года в квартире дома на Даниловской набережной изъяли настенные часы и несколько предметов (лётный высотомер и металлическую баночку с двумя ампулами), в совокупности представлявших поистине адскую машину. Поверху старинные часы были разрисованы светящейся краской и радовали бы глаз хозяев долгие годы, заодно обильно напитывая их изотопами радия-226. Хранились эти 23 кг в 41 000 микрорентген в кладовке в фанерном ящике.

   Другое ЧП, на съёмки которого выезжали две телестудии, произошло 9 октября в Зюзино, на перекрестке Азовской улицы и Балаклавского проспекта. Там на крошечном пустыре затеяли стройку. Вызвали Мосгеотрест, те померили – у них показало за 4 тыс. мкР/ч (при норме в 20 мкР/ч)! Вызвали «Радон» – обнаружился черепок размером с пятак, дававший 12 000 мкР/ч. Убрали находку – участок оказался абсолютно чистым.

   Светомасса постоянного действия (СПД), дающая опасный фон – это продукт солей радия. Её живучесть и убойность фантастическая. Но воздействие радиации на живой организм – вещь индивидуальная и малоизученная. Её, скажем, спокойно переносят крысы и тараканы. А горцы, напомним, вообще долгожители. В службе экстренного реагирования «Радона» (РАР) поведали случай с дедушкой, 30 лет носившим именные часы с излучением, в десятки раз превышающим норму.

   ВИТА-МИННОЕ ПОЛЕ

   К объектам повышенного внимания следует отнести грибы и ягоды – клюкву, чернику и другие низкорастущие, т. е. стелящиеся по земле, особенно из Западной Украины, Белоруссии и Брянской области. Дары природы предпочитают альфа-лучи. В Финляндии норма составляет  600 бк на кг. В Москве по новому госту – 40. В Брянской, Тульской, Калужской, Воронежской и других областях, задетых чернобыльских облаком, допустимая норма значительно выше. За ввозом всех продуктов питания в Москву следит ветеринарная служба столицы, она проверяет рынки, склады, магазины... В августе 2002 года на 12 столичных рынках изъяли 473 кг ягод, загрязненных цезием-137.

   В 2001 году в Москве ликвидирован 51 очаг загрязнения общей площадью 48 858 кв. м. С 57 столичных рынков и 707 предприятий переработки вывели из потребления почти 1,5 тонны продуктов с повышенным содержанием радиации. Чаще это был грузинский чай, реже – мясо.

  ГРЯЗНЫЙ СПИСОК

   Несколько лет назад в столичную (и не только) продажу поступили куклы «Барби» китайского производства. До сих пор завозят красивые сеточки с бантиками для китайских фонарей. На границе это добро изымается килограммами, т.к. порой весьма небезобидно «фонит». Но подобный импорт не компетенция «Радона», это головная боль таможенников.

   В «грязном списке» предприятия составляют 0,07 % (на 1 800 объектов, большинство – медучреждения). Радионуклиды медики используют в исследовательских и диагностических целях (человек заглатывает светящуюся пилюлю, а врач отслеживает её путь в организме). Такая штука, разумеется, далеко не безвредна. Использованный препарат положено выдерживать трое суток, прежде чем выбросить в мусор. Но комбинаты по переработке твёрдых отходов частенько заворачивают мусоровозы (пищат пропускные датчики), а вызванные дозиметристы находят в изобилии светящиеся бинты, шприцы, ампулы...

   Основные источники облучения москвичей – природа и медицина – дают 99,9 % индивидуальной эффективной дозы. Средняя нормальная доза одного москвича за год – 2,95 мЗв. При этом медики (32,7 % от общей дозы) нередко предоставляют заниженные показатели, т.к. учёт ведётся не инструментальным путём, а расчётным. В рентгеновских кабинетах недостаёт измерителей.

   ТОП, ТОП — ИЗОТОП

   В газовой промышленности за десятилетия на внутренностях труб накапливается достаточно радиоактивной «грязи». Так в Строгино с апреля находят подобную окалину, вываливающуюся из ржавых труб наружу. Уже зафиксировано четыре случая (920 кг такого сора с изотопами радия и тория на 10 кв. м, излучение 315 мкР/ч), причём на людных участках: рядом с церковью, на детской площадке... Кто эту окалину трясёт – неизвестно, но явно кто-то при транспортировке старых конструкций. А тревогу поднял один из живущих поблизости сотрудников «Радона», заподозривший неладное и  прихвативший приборчик.  Радиоактивные отходы находят и работники санэпиднадзора, обследующие несанкционированные свалки. Последняя «фонящая» свалка обнаружена в районе проспекта Вернадского, оттуда вывезли 20 кг заражённого грунта.

   В сентябре 2002 года работники РАР (радиационно-аварийные работы) отправили на утилизацию из Москвы 13 тонн радиоактивных отходов, в  октябре – более 29 тонн. Помимо упомянутого Зюзино это были Москворечье-Сабурово (Каширское шоссе) – 5,7 тонн грунта с радионуклидами, и подмосковное Ступино – «фонящие» приборные панели в металлоломе, поступившем на местный комбинат (мощность гамма-излучения 7 400 мкР/ч).

   В БИБИРЕВО ЖИТЬ МОЖНО

   В апреле 2001 г. по запросу местной управы сотрудниками МосНПО «Радон» был обследован район Бибирево. В отчёте за подписями генерального директора МНПО «Радон» И. А. Соболева и начальника службы радиационно-экологического мониторинга О. С. Чапковича дан детальный анализ ситуации, по которому радиационный фон в Бибирево признан нормальным и не представляющим опасности для населения района. Несколько выше он по району (впрочем, не выходя за пределы нормы) на спортивных площадках и пешеходных дорожках, посыпанных гранитной крошкой, на отдельных участках берегов речки Чермянки между улицами Лескова и Белозерской (из-за подстилающих пород). Слегка «подскакивает» радиация и на гаражных участках (сказываются бетон и щебеночная отсыпка).  Площадных аномалий в Бибирево нет. Тем не менее в каждом подозрительном случае следует звонить в «аварийку», ЦГСН или МНПО  «Радон». Чистильщики приедут – разберутся.

                Информацию предоставили
                сотрудники МОСНПО «РАДОН»
                и служба «Радон-пресс»

2001-02гг.