О Лилии Бр..

Асия Музафарова
Лилия Юрьевна Брик, в девичестве Каган являлась  самой загадочной и неординарной личностью своей эпохи и продолжает ей оставаться до сих пор.  Судьба этой женщины сложилась очень неоднозначно: история ее жизни была связана со многими тайнами, интригами, домыслами, инициатором которых порой являлась она сама же. Ее любовным романам посвящены многие исследования и даже снимаются фильмы. В ее биографии присутствует много недосказанных и тщательно скрываемых фактов. Свой личный дневник  сама Лилия засекретила, наложив  «табу» в виду ее связей с высокопоставленными политическими фигурами советского периода. Одно время ее возлюбленным был всесильный чекист Яков Агранов, считавшийся другом и Брика, и Маяковского. Но в историю и литературу она вошла, как  вдохновительница и своевольная муза Маяковского, строго контролирующую связи своего покорного раба и ловко манипулирующая чувствами поэта. Сводившая его до безумия, женскими уловками и мужской твердостью. Ее не останавливало семейное положение "объекта" или его отношения с другими женщинами. Она хотела любить, проводить с ним время, путешествовать, но при этом... дружить с его женой. Маяковский однажды заметил: "Ты не женщина, ты - исключение", но все полагали своим долгом вмешаться в ее личную жизнь. До сих пор не улеглись споры по поводу сопричастности Брик к гибели поэта. Слухи документально не были ни подтверждены, ни опровергнуты, так как ко многим до сих пор нет доступа.
11 ноября 1891 года родилась старшая дочь Лилия в семье юрисконсульта при австрийском посольстве и преподавателя музыки. Отец, Гурий Александрович Каган, был ярым почитателем творчества Гете и назвал свою дочь в честь немецкого классика Лили Шениман. Через пять лет  появилась на свет ее сестра, которая тоже получила имя одной из героинь поэзии Гете - Эльза. Мать, Елена Юльевна, окончила Московскую консерваторию по классу рояля, поэтому любовь к музыке и литературе девочкам прививали с детства, которое  прошло в Москве у Покровских ворот. Своенравная рыжеволосая с огромными бездонными карими глазами уже в гимназии  отличалась от прочих незаурядными способностями, особенно по математике. Не быть похожей на кого-то, иметь всегда и во всем свое мнение – девиз тринадцатилетней гимназистки, влюбившейся в своего молодого преподавателя Осипа Брика, который был старше ученицы на 3 года. Свои огненно-рыжие косы она отстригла к большому неудовольствию родителей, заявив, таким образом, свой бунтарский характер и желание не быть похожей на других гимназисток. Осип и его юная ученица очень симпатизировали друг другу. Закончив гимназию в 1908 году, продолжила свое образование в Архангельском институте, а через два года уехала в Германию обучаться скульптуре. Через некоторое время судьба опять столкнула Лилю Каган и Осипа Брика, несмотря на запрет родителей Осипа жениться на Лилии из-за сомнительных «моральных устоев» невесты, свадьба все же состоялась, родители смирились с выбором сына.
В скором времени Лилия Брик завела литературный салон, в который были вхожи самые талантливейшие именитые персоны нескольких поколений, начиная такими легендами, как: Горький, Хлебников, Есенин, Мейерхольд, заканчивая поздним периодом: Майя Плесецкая, Родион Щедрин, Вениамин Смехов. Андрей Вознесенский благодаря ей получил путевку в жизнь. А известный режиссер Сергей Параджанов был освобожден из тюрьмы на год раньше благодаря ходатайствам 80-летней Лили и давлением французской СМИ через Луи Арагона на советское правительство, во главу которого только-только пришел Брежнев. 
После смерти Маяковского Лилия Брик была дважды в гражданском браке. Вначале с Виталием Марковичем Примаковым, выдающимся военным, образованным и талантливым человеком, которого в 1937 году репрессировали и расстреляли. Последние 40 лет она прожила с  литератором Василием Катаняном (сыном последнего мужа Лили Брик), который, на мой взгляд, верно описал роковые обстоятельства, превратившую Лилю Брик в роковую: "Лиля любила только Осипа, который ее не любил; Маяковский - только Лилю, которая, увы, не любила его; и наконец, все трое не могли жить друг без друга".
   Что же тут добавить, кроме того, что несчатная любовь может превратить женщину в бессердечное чудовище, потому как сердце отдано тому единственному, который не любит, а тело осиротев пускается во все тяжкие, не веруя в новую любовь, провозглашая свободу от нее. На мой взгляд, роковые жизненные обстоятельства превратили талантливого человека, жаждущего самореализоваться как художника и режиссера, в жертву этих самых обстоятельств, в которых ей ничего не оставалось как стать роковой женщиной. За свою свободу ей пришлось заплатить огромную цену при жизни, продолжая платить до сих пор. Что же свобода дорогого стоит, особенно с любовью.

5 август 2008