1. Лето 1965 года. Моя первая геологическая практи

Надежда Мартынова45
На фото: вид с гор на посёлок Хову-Аксы.


         1.Лето 1965 года. Моя первая геологическая практика в Туве.   
  Геологическая практика летом 1965 года на рудном поле месторождения Хову-Аксы.

 
        Весной  к нам  на кафедру  петрографии Ленинградского университета  пришёл « за студентами » на практику  Алексей  Васильевич,  – сотрудник  НИИ «Гипроникель»,в недалёком  прошлом   сам    студент кафедры полезных ископаемых   нашего факультета. 

Свой выбор Алексей В.  остановил на  девочке с косичками и  "говорящими глазами",так он пошутил  в деканате.После окончания экзаменов Алексей Васильевич приглашал на  производственную практику в Туву,в Саяны  на рудное поле никель - кобальтового  месторождения Хову - Аксы.

Практика начиналась в середине мая 1965 года и состояла из двух командировок по два месяца, такова максимально возможная продолжительность каждой. Это был мой первый полёт на ИЛ–18, АН-24 и АН-2 по маршруту Ленинград-Красноярск-Кызыл-Хову-Аксы   и обратно и мне сразу удалось испытать три  вида лайнеров!
    
         Тувинская АССР –  союзная автономная республика находится  на  юге  Сибири, в Саянах, на границе с Монголией,где при слиянии  двух рек  Бий – Хем и Улуг – Хем  рождается полноводный Енисей, а место их слияния является географическим  центром  Азии, так называемой точкой силы.   
    
Тува, Енисей, Элегест, Танну – Ола – названия  завораживающие моё воображение. Элегест – река в предгорьях хребтов Танну – Ола, на рубеже  СССР  и  Монголии.
    
         В посёлок  Хову – Аксы  я прилетела вместе с  группой научных сотрудников  Ленинградского  института « Гипроникель»,под  руководством Николая  Ивановича Ш. Наш отряд во главе с  Алексеем  Васильевичем  К. занимался документацией поверхностных  (канав и шурфов) и подземных (штолен) горных выработок  для изучения распространения  оруденения по флангам никель- кобальтового месторождения.

В группу  со своими  полевыми заданиями входили: - отряды  опытного  специалиста  Веры Андреевны  М. и  Николая  Семёновича  Р., прошлогоднего   выпускника  кафедры минералогии нашего университета.Лаборанты: Елена Ильинична Е. и я,- студентка третьего курса с   кафедры петрографии – Надежда , так с  лёгкой руки Алексея,  уважительно называли меня  сослуживцы.

         Поселились мы в чистенькой гостинице строй – городка Хову – Аксы.В окно  моей комнаты смотрели заснеженные  горы хребта  Танну-Ола, стоящие на страже монгольской границы, снег  на них таял только к концу июля.Летним утром, в свете восходящего солнца  я любовалась их сиреневыми склонами.

Это благодаря зарослям цветущего багульника склоны гор приобретали такую особенную окраскуВечером солнце садилось за хребет, а горы темнели и сказочно приближались ко мне.В долине реки Элегеста свой микроклимат, максимум солнечных дней летом и зимой, поэтому ( и не только)в моих воспоминаниях Тува   предстаёт солнечной сказкой.   

И   разве мог не понравиться этот  сиреневый  край  такой романтически настроенной девушке,как Надежда И.?К тому времени я уже побывала во  многих  походах  и  мне в душу запали заснеженные сопки Карелии, знакома  гладь её многочисленных озёр с тихими заводями и бурные перекаты Вуоксы, и даже штормовые «барашки» Ладоги, мне  знакомы.

Помню я  и седые  горы Урала,поросшие густым, порой дремучим, лесом.В Туве меня  поразил простор лесостепного  ландшафта  южных склонов Саян.Пологими, слабозалесёнными ступенями, горы спускаются в долину, к говорливому Элегесту.Их северные  склоны крутые, густо поросшие лесом,  лиственницей, кедром, берёзой.

         Утром   мы садились на рейсовый автобус,и через берёзовую рощу, мимо школы и  кладбища спускались в густой туман долины.Через  посёлок Огнёвку  мимо ГРП – 18 , мимо аэродрома медленно поднимались по грунтовой дороге в гору к  строящейся Т.Э.Ц., к корпусам  рудоуправления,к обогатительной фабрике.Выходим,у нас пересадка.

На северный участок рудного поля добираемся  вахтовкой  вместе с бригадой горняков,на буровой документируем  керн новых разведочных  скважин.Северный участок,склоны гор густо заросли лесом,(кедром, лиственницей, берёзой),  зарослями шиповника,смородины и малины, кустами пиона"Марьин корень”  и полянами оранжевых жарков. Такой нас встретила тайга в мае 1965 года.

         Рабочий день  мы обычно начинали  кружкой крепкого  чая  на буровой,за это время солнце прогревало лес и высыхала роса. Если нас не ожидал на скважине керн из последней   проходки , то мы выходили на очередной геологический  профиль. Маршрутом от западных флангов рудного поля  к восточным, по штагам канав(столбам с их номерами)  мы искали нужные нам и начинали документацию с заверкой и отбором бороздовых проб по жилам. 
    
         К полудню набирали  увесистые рюкзаки с рудными образцами.На обед,– кипятили воду,заваривали чай,открывали традиционные « бычки в томатном соусе с овощами », доставали хлеб и печенье.Обедали и отдыхали на южном склоне,любуясь на далёкую   заснеженную гряду Танну-Ола.

За день мы могли несколько раз пересечь рудное поле с запада на восток и обратно.Домой возвращались обычно  напрямик,на юго – восток, вниз по склону к домам строй-городка.С гор открывалась панорама долины Элегеста и весь посёлок с  прямыми и ухоженными улицами.

Рядами, у подножья гор  стоят новые коттеджи для  работников комбината, в них жили многие из моих новых друзей.
Семья Николая Николаевича С.- главного металлурга комбината, с женой   Тамарой,нашей землячкой, и cыновьями Аркашей и Алёшей поселились в крайнем.

Рядом дом  директора  комбината Рыжова  В.А. с женой  Аллой Евгеньевной, под горой, на углу  с улицей Комсомольской живёт семья Ткачёвых , -  Людмила Дмитриевна с мужем Владимиром и двумя сыновьями – Женей и Гошей. Недалеко от школы  дом  семьи Муцкого Николая Тимофеевича, геолога рудоуправления.
   
        По дороге домой  на склонах гор  в грибную пору мы  без особых усилий набирали на ужин  маслят. Тогда обычный ужин превращался в задушевную встречу с песнями и воспоминаниями.До появления традиционных   лесных грибов,познакомилась я в Туве с шампиньонами. Для меня они  сначала были очень подозрительны.

Моя  подозрительность и недоверие  к ним объяснялись несколькими причинами: во–первых  их изобилием, они росли везде и было их очень много. В долине Элегеста их можно было собирать на открытых полянах по дороге  к  аэродрому, и  на аэродроме.Во–вторых, - самые лучшие из них росли в навозе.

Очень много их было около овчарен  в соседстве с экскрементами овец и с « дохленькими » эдельвейсами. Легендарные эдельвейсы    произрастали здесь в большом количестве и небрежно вытаптывались отарами  равнодушных  к их красоте  овец.Низенькие мохнатенькие цветочки – никогда бы не признала в них  ЭДЕЛЬВЕЙСЫ.
    
Над нашим пристрастием к шампиньонам смеялись даже тувинские ребятишки. Они показывали на нас пальцем, крутили им вокруг виска и смеялись.Подобный ужин их не прельщал, первое время и это меня отпугивало.А ещё,в-третьих,– шампиньоны в свежем срезе имеют нежный  бледно розовый цвет, а во время чистки, окисляясь на воздухе,гриб темнеет (буреет) даже прежде чем ты начинаешь их жарить.
    
Не жарить, вернее сказать, тушить. Когда ты наполнишь ими  сковороду,закроешь крышкой,ставишь на огонь, то начинает образовываться большое количество ароматного бульона. Дав ему покипеть, добавляем мелко порезанный картофель с луком , тушим, заливаем сметаной и посыпаем укропом. Очень хорошо, если сковорода глубокая и едоков много.
    
Вот таким ужином мы частенько лакомились, пока не подросли маслята, а за ними подосиновики и подберёзовики, белых грибов в долине Элегеста  я не встречала. Росло много различных грибов для соленья,им  я тоже  уделяла внимание, солила маслята, рыжики, грузди и  волнушки с  горькушками.

         Тайга сибирская  в мае поразила меня полянами жарков и роскошными  кустами пионов «Марьин корень».Лето  здесь начиналось  рано,было солнечным  и жарким, зима тоже солнечная, но морозная. Таков резко континентальный климат! С ним я познакомилась в Туве, а прожила в  более суровом  климате на Колыме, в Сеймчане,  всю свою трудовую, жизнь.
    
Летом в горах в маршруте  радовали нас и ягоды: в июне – июле лесная клубника, позже смородина чёрная и красная,изобилие «королевской» брусники и голубика,  черники не было.
    
В выходные дни  вместе с работниками  комбината нас отвозили на острова в пойму Элегеста, за чёрной смородиной, где росли кусты с очень крупной,но сильно  кислой ягодой.На Колыме такую ягоду  называют « охта», ягоды крупные,до 3 см в диаметре. Горная чёрная смородина мельче,ею лакомились мы  в маршрутах, была значительно слаще.   
   
 Ещё нас возили за кедровыми  шишками, но это было в 1967 году, когда я уже молодым специалистом работала на комбинате. Так Тува вошла в мою жизнь  летом 1965 года. Проработав  два месяца   первой командировки, мы съездили на неделю для её продления  в Ленинград, а в начале  августа повторили свой   маршрут  в Хову- Аксы и продолжили наши работы на месторождении.

В конце  сентября я уже   придумывала  как бы мне  опять приехать в Туву, мечтала  поработать  здесь и после четвёртого курса.

 

продолжение  http://www.proza.ru/2015/02/21/86

 20.02.2015