Как разворовали флот СССР

Вячеслав Кисляков 2
   Из моих дневников.

   08.07.1995 год.  Прошло  более двух лет после последней моей записи в дневник. Эти два года были полны новыми событиями в нашей жизни и в жизни страны. Начну  сначала про нас. Основные вехи нашей  жизни принесли радость и удовлетворение.

   01.03.1993 г.  исполнилось 25 лет, как мы поженились с Аленой. Мы отметили свою серебряную свадьбу. Всего  было у нас  в жизни за эти 25 лет, но хорошего – намного больше плохого, а потому - о чем-то плохом,  и вспоминать не буду. На нашу  серебряную свадьбу приезжали из Питера дочь Оля с мужем  Сашей. Также были все наши друзья-мурманчане. Все  было заснято на видеокамеру, чтобы осталась память об этом знаменательном событии. Но, все нам испортил Казаков Саша, который напился на нашем празднике, а затем пришел на второй день к нам опохмеляться и выбил в коридоре дверь. Как результат – конец нашим дружеским отношениям. Последние годы Казаков постепенно спивался. Его выгнали за пьянку и за изнасилование дневальной на атомном ледоколе «Арктика» из ММП. Позже,  за пьянку, его  выгнали и из лоцманов. А последние года два он пил постоянно по несколько месяцев, работая завкафедрой судоводительского отделения МВВИМУ. Преподаватели и  подчиненные пользовались его пьянкой, так как он подписывал им любые документы, химича и добавляя им учебные часы. Народ этому радовался и молчал. Приходили к нему домой с бутылкой, и он подписывал им все, что они просили. Хотя Саша  и был моим ближайшим другом многие годы, но последний случай,  заставил меня порвать с ним все отношения навсегда. В результате  Саша закончил свою  жизнь очень плохо. Будучи в августе 1995 года в отпуске в Новороссийске у родного дядьки, он его убил. Два сына убитого дяди нашли Сашу позже  в Днепропетровске и тоже его  убили.  А когда через год Сашина  жена Лариса поставила ему на могиле  памятник, то и памятник этот был вскоре  разрушен, а могилу его двоюродные братья сравняли с землей. Вот такая печальная история моего товарища по ЛМУ, с которым меня связывала долгая дружба.

   Апрель – май 1993 г. Я купил новую машину – «Москвич -2141» с жигулевским двигателем. Это была для меня большая радость, т.к. моим «Жигулям» было уже больше 16 лет, а приобрести новую машину через автосалон я не мог – не было таких денег. Большое спасибо гендиректору ММП Матюшенко Н.И., который пообещал мне машину со скидкой в 2500 долларов США, и сделал это. Эти 2500 долларов доплачивало заводу АЗЛК Мурманское пароходство, а машин для работников ММП было продано около сотни в период 1992-1993 год.  Это была материальная благодарность пароходства заслуженным работникам, которые внесли большой вклад в ММП за 20 лет.  Я проработал в ММП к 1993 году 25 лет – вот и получил,  хоть какую-то компенсацию  Машины на льготных условиях продавали многим заслуженным работникам, начиная от матросов, мотористов, электриков и заканчивая капитанами и работниками береговых служб. Я заплатил за машину 500 тысяч рублей, которые взял в долг в кассе ММП, а уже потом с меня высчитывали ежемесячно этот долг  из зарплаты. Шла большая инфляция, и машина для меня получилась почти даром. Вот такая была моя первая радость в  1993 году. Машину мы брали с Аленой прямо на заводе 02 мая, а перегнали ее  в Мурманск - 03 мая. 

   05.10.1993 г. Еще одну радость нам принесла наша Оля, которая в этот день родила себе сына, а нам первого внука. Назвали его Ильей. Родился Илья в Сестрорецком родильном доме. Дай Бог ему здоровья и счастья!  Алена с Сашей лично ездили в роддом встречать Олю с сыном. Я работал на «Канине» и съездить на это событие не мог, тем более что Оля с Ильей и Сашей должны были в конце декабре 1993 года приехать к  нам в Мурманск, где она пробыла с нами до лета 1994 года.

   Ноябрь 1993 года. Еще одна радость и мой триумф! Я открыл международную пассажирскую регулярную линию между Мурманском и норвежскими портами Вадсе, Варде и Киркенесом. Моя долгая мечта об открытии  международной регулярной линии воплотилась в жизнь.  Что можно было желать лучшего?  Но, к сожалению, Бог дал мне и моему экипажу  эту радость ненадолго, так как благодаря многим завистникам, линию с 1995 года закрыли, подведя под это базу, что линия для ММП нерентабельна. А еще через полгода мой «Канин» продали в Анапу некому вору в законе А. Оказалось, что летом 1994 года один из замминистров морского флота, находясь в Мурманске по служебным делам, посетил мой «Канин» и положил на него глаз. В эти времена флот России и других стран СССР, такими вот руководителями распродавался за копейки бандитам и разным  жуликам, при этом, эти руководители  в первую очередь, не забывали свой карман и свои интересы. Особенно в эти времена пострадали такие пароходства, как Черноморское (ЧМП) и Балтийское (БМП).

   В ЧМП было более 400 судов и около 200  судов было в БМП. Через пару лет ворьем от власти все было распродано, в том числе и лучшие пассажирские суда, которые всегда были гордостью любого пароходства.  Пострадало сильно и Мурманское пароходство. Из пяти пассажирских судов осталась лишь одна «Клавдия Еланская». Было продано в ММП также и несколько десятков  грузовых судов,  которые жульническими методами приобретались в основном лицами еврейской национальности, а те выкачивали многие годы с помощью этих судов валюту, которая переходила на их личные зарубежные  счета. Очень часто многие эти суда  вместе  с экипажами бросались в иностранных портах, но об их судьбе никому в стране  не было дела. Это было страшное время для многих моряков. Зато многие начальники пароходств, в том числе и наш Матюшенко Н.И. (хохол, а не еврей), стал также долларовым миллионером.

    Вот такая складывалась наша жизнь, благодаря тем процессам, которые запустили в СССР и  в России Горбачев, Ельцин, Чубайс, Гайдар и им подобные ублюдки от власти. Ладно, уж ЧМП. Это уже была для нас  другая страна – Украина. Возьму то, что для меня поближе – Балтийское морское пароходство (БМП). Как было там? Интересное, насыщенное событиями времечко, было в самом конце 80-ых -  начале 90-ых XX века. Как-то разом все совпало в коротком историческом промежутке времени. В то время, когда постепенно теряли свое былое могущество КПСС и КГБ, под особым патронажем которых находился в числе прочих и ММФ (Министерство морcкого флота было одним из уникальных министерств в плане связей с «диким загнивающим Западом», безграничным потенциалом загранкомандировок и сетью магазинов корпоративной торговли «Альбатрос» за чеки ВТБ), одновременно начинают происходить интересные процессы с морским флотом страны. На фоне бурных политических событий того времени изменения в отдельно взятой отрасли были незаметными, но очень даже материальными.

   В те годы в Москве, в стенах Министерства Морского Флота, рождается компания «Совкомфлот», одновременно в Санкт-Петербурге появляется «Юником» (головной офис находится в оффшорной зоне на о. Кипр). Образование компаний происходит на фоне резко ухудшающегося финансового положения Балтийского Морского Пароходства, несмотря на эффективную безостановочную работу его судов. Министерство Морского Флота (ММФ), при этом, не оказывает никакой помощи своему крупнейшему судовладельцу, явно приближающемуся к банкротству.

   В то время, когда Балтийское морское пароходство (БМП) находится в тяжелом экономическом положении, и суда пароходства начинают арестовываться одно за другим в иностранных портах, начальника пароходства Харченко вызывают в Москву - в Министерство морского флота. Какие вопросы обсуждал Харченко с министром? По слухам, которые ходили среди моряков, во время той встречи министр предложил начальнику БМП свои услуги по спасению пароходства от полного банкротства, но Харченко отказался от предложенной схемы спасения вверенного ему флота. Как гласит моряцкая молва, начальник БМП ответил министру на его витиеватое предложение словами: «Нет уж, спасибо, мы как-нибудь сами справимся». Принимая во внимание обстоятельства происходящего разговора можно с уверенностью сказать, что Харченко верил в возможность сохранения пароходства,  и желал только одного - что бы ему не мешали. Покидая кабинет министра, руководитель одного из ведущих предприятий не только отрасли, но и города на Неве, даже не мог и предполагать, что по дороге в Санкт-Петербург, во время остановки поезда на станции Малая Вишера, его арестуют и этапируют в Санкт-Петербург, как преступника. Спустя время, из более чем двухсот единиц флота крупнейшего российского пароходства, не останется ни одного судна. Балтийское пароходство обанкротится и прекратит свое существование. Начальника БМП Харченко арестовали за нецелевое расходование средств. Им лично закупались в невероятных количествах  автомобили «Мерседес», недвижимость за границей и т.д. В то время, когда народ уже не мог отоварить даже карточки, деньги десятками миллионов долларов выводились из страны.  А когда посадили Харченко, всем стало ясно, что пора прихватизировать все, что можно, а то ведь пропадет в этой неразберихе; ведь действительно пропадало. Так и натаскали разные начальнички себе, кто круинговую компанию, кто профсоюз,  а кто и целый флот.
   Как результат - один жулик (Харченко) хотел поиметь от флота все только для себя и не пожелал поделиться с министром МФ (со вторым – более крупным жуликом)! Вот вам и результат! Был флот - и не стало флота!

   Оглядываясь назад, многие даже и сейчас не понимают, как это высокие чиновники из министерств, смогли развить такую «бурную» деятельность и диву даются: а россиянами ли они были??? Ведь прикрываясь громкими лозунгами о перестройке, гласности, о светлом будущем, которое нас всех ждет, они первыми набросились на богатства Родины. Стуча себя в грудь «патриотическими кулаками», они в это время думали только о том, как с выгодой продать, или просто ни за грош отдать, или еще хуже того – разворовать то, что создавалось и развивалось многие десятилетия… На свою страну, на свой народ им было просто «На-пле-вать!!!» Каждый начальник думал только о себе!
 А потом, поняв, что все самое «вкусненькое и жирненькое» уже съедено, вдруг они разом заголосили: «Денег нет!!! Нужно срочно закрывать по причине отсутствия финансирования весь недострой (а по всей России он был ОГО – ГО какой), армию сократить,  науку и исследования во всех сферах жизни заморозить, а  «счастливую жизнь» для всех «недоумков», все еще строящих коммунизм, срочно остановить!!!!»

    Да что там флот! Если разворовали весь золотой запас СССР и России! О том, как его разворовывали, я немного знаю из разных источников! Уже в  конце 1980-х из СССР активно вывозился золотой запас. Все эти решения Горбачева и Политбюро были не просто секретными, а носили гриф «Особой важности». Соответственно, и операции по вывозу золота также проходили в атмосфере строжайшей тайны. Перевозили его курьеры Внешэкономбанка с удостоверениями КГБ и Международного отдела ЦК КПСС; в их числе называется, между прочим, и доверенный человек Гусинского - Игорь Малашенко (впоследствии гендиректор телекомпании «НТВ»). На границе золотоносных курьеров никто не досматривал — таможенной службе было дано указание пропускать их через Шереметьево-2 беспрепятственно. По бумагам, экспорт золота оформлялся как внешнеторговая операция, якобы оно шло на оплату импортных товаров, преимущественно продуктов питания. На самом деле это была чистой воды фикция. Взамен в страну почти ничего не возвращалось. Маршрут был следующим: из Гохрана золото доставляли во Внешэкономбанк, оттуда курьерами развозили по хранилищам совзагранбанков (Париж, Лондон, Женева, Сингапур), банки продавали его ювелирным фирмам, а полученная валюта ложилась на анонимные счета таинственных людей из Москвы. По такой схеме из Союза с 1989 по 1991 год за рубеж перегнали более 2 тысяч 300 тонн чистого золота. (Только за 1990 год его вывезли рекордное количество: 478,1 тонны.)  Никакого учета золотых траншей, как свидетельствует бывший офицер действующего резерва КГБ Виктор Меньшов (он работал под «крышей» помощника председателя правления Внешэкономбанка СССР), никто не вел. Золота было так много, вспоминает в свою очередь первый зампред правления того же Внешэкономбанка Томас Алибеков, что слитки грузили в самолеты прямо на взлетной полосе. Это был далеко не единственный способ приватизации золотовалютного запаса СССР, придуманный тогдашними комбинаторами. Секретными распоряжениями Госбанка и Совмина, например, была налажена бойкая торговля валютными запасами страны. Официально доллара продавались из расчета 6 рублей 26 копеек; для «своих» же структур, подконтрольным управделами ЦК КПСС, был установлен специальный льготный курс —
62 копейки. Купленная валюта моментально уходила за рубеж, а в хранилища Гохрана мертвым грузом сваливались деревянные рубли. Страна катилась в пропасть, народ нищал, даже самые простые продукты — молоко, мясо, яйца — исчезли с прилавков. А тем временем небольшая кучка людей, оказавшихся в нужном  месте и в нужное время, сколачивали баснословные состояния.

   Сопоставим всего две цифры. За три последних года перестройки из страны была вывезено, а фактически украдено, золота не менее чем на 30 миллиардов долларов. И аккурат, как известно сейчас из книг-мемуаров и прессы,  в те же самые времена -                с 1989-го по 1991-й,    внешний долг СССР увеличился на 44 миллиарда долларов. Когда в декабре 1991-го Горбачев зачитывал свое последнее в жизни обращение к нации, он (в смысле долг) достиг уже 70,2 миллиарда долларов. На десятилетия вперед этот долг пудовыми гирями скует национальную экономику. При Ельцине он еще и удвоился.   

   В наследство Путину достанется обязательств на 158 миллиардов. С такими неподъемными долгами Россия мало того, что угодила в иностранную кабалу, она еще и потеряла возможность нормально развиваться. Угроза банкротства все эти годы неотступно витала над страной. Шаг вправо, шаг влево — и кредиторы разом натягивали поводок. Одни только ежегодные платежи по процентам составляли до 15 миллиардов долларов. Цифры, однако, упрямая вещь. СССР совершенно не нуждался в кредитах. Если бы золотой запас не был разграблен, страна вполне могла миновать долговую яму. Правда, непонятно, на чем тогда поднялись бы новоявленные хозяева жизни? К кому конкретно перешло золото партии, остается тайной, и по сей день…

    Вот откуда и пошло воровство, казнокрадство и развал страны. Во всем этом виновата партийная верхушка ЦК КПСС и ее главные воры – Горбачев и Ельцин.
   Откуда в те годы на нас разом свалилось столько манкуртов (людей без памяти, без Родины, думающих, только о том, как им обустроить себя, как урвать послаще - не только материальный, но и такой сладкий кусок власти над всеми) будет очередной загадкой в истории развития нашего общества.  Мы все тогда попали в плен реформ, которые уводили нас: «От высоких амбиций - к утрате традиций!» Пока большинство из нас обдумывало вопрос «как выжить?», другое меньшинство было  озабочено тем, «как нажиться?». Видя все это, я могу сказать: «Сегодня, на мой взгляд,  будущее России уже почти потеряно, постепенно теряется и настоящее. Россия не будет «прирастать Сибирью», она будет терять свою территорию, природные ресурсы, а самое главное, - численность населения. Россия в 21 веке составит лишь третий эшелон государств, основной формой существования которых  - служить сырьевым придатком ведущих государств Мира». Дай Бог, чтобы я ошибался в своих суждениях!

    10 августа 1994 года я ушел в очередной отпуск, а когда я возвратился на «Канин» 16 декабря, то узнал, что с 01 января 1995 года  моя линия закрывается, а «Канин» будет продан. Жаль! Очень жаль, что ворье победило и на сей раз. Я понимал, что есть ряд объективных причин. Это и развал страны, предприятий, множественных связей, а также экономическая нестабильность всех бывших стран СССР, распродажа флота – все это дало те минусы, чтобы завалить с таким трудом открытую международную линию. А местные еврейчики,  типа различных местечковых Бурсонов и иже с ними, все это использовали лишь с одной целью – набить себе карманы. «Канин» был продан, как я уже писал, вору в законе А., который купил судно за 180 тысяч долларов. А Мурманское пароходство только на переоборудование «Канина» затратило полтора миллиона долларов. Выгода получилась почти десятикратная! Все вокруг возмущаются, но сделать ничего не могут против такой воровской  власти.

   Еще одна новость, заслуживающая внимания. Моя жена в 1995 году в 48 лет ушла на досрочную пенсию. Ее институт «Мурманскпромпроект», где она проработала 27 лет,  практически на 80% развалился, а те люди, которые еще оставались работать, месяцами не получали зарплату. Смысла в такой работе не было. Я сказал Алене, чтобы она не мучилась, а оформляла себе пенсию и спокойно жила без всякой работы. Надеюсь, что с голоду мы не помрем, хотя и я сам оставался без судна с июля 1995 года, после продажи «Канина». Оставалась  в ММП одна лишь «Клавдия Еланская», но на ней уже были свои капитаны – Коля Рапацевич и Сергей Пашков. Оба они были моими учениками.  Подсидеть их я, конечно, не мог по моральным мотивам. Но все решил случай! Спасибо Волченкову Володе, который подсказал мне, что в службу мореплавания нужен капитан-наставник. Так у меня появилась новая береговая работа…

    В конце июня 1995 года мой «Канин» был продан в Анапу и должен был экипажем перегнан из Мурманска на Черное море.  Я категорически отказался идти на этот перегон в угоду вора в законе А. Договорился с отделом кадров, что в рейс вместо меня капитаном пойдет мой старпом - Валерий Иванович Самоделов, который согласился идти на этот перегон. А мне начальником СБМ Войновым Эдуардом Кузьмичем было предложено с 07 июля  занять место капитана-наставника СБМ – службы безопасности мореплавания.
    
   Жаль, очень жаль мне моего доброго, старого «Канина», на который я возлагал такие большие надежды и надеялся, что отработаю на нем до пенсии. Сейчас мне будет 47 лет, но оставшиеся годы мне придется уже работать в службе мореплавания и готовить для пароходства будущих капитанов.  Но, как говорится: «Что не делается – делается к лучшему».

     Информация из интернета: "Примерно в середине 1990-х годов теплоход "Канин" был переведен (продан или передан) частному судовладельцу на побережье Чернноморско-Азовской части России, и стал совершать регулярные грузопассажирские рейсы между портами на Черноморском побережье России и портами Турции. Позже, самое позднее к середине нулевых 2000-х годов судно оставило эту работу и следы его исчезают вообще. Или в этот период, или в более поздний, теплоход был переименнован в "Trapesus". Позже также существовали разрозненные сведения о том, что судно продано в или в Северную Корею или - в Южную. И вот, после долгого времени неопределённости поступило подтверждение - в 2010 году бывший теплоход "Канин" был разделан на металлолом в Турции".
    
   Через три года я должен был стать официальным пенсионером, так как моряки-северяне уходят на пенсию в 50 лет. А там еще лет 10 надо будет мне поработать, чтобы в 60 – уйти на заслуженный отдых окончательно. Думаю, что так оно и будет, если ничего дурного не случится в жизни.  Но, плохое случается постоянно в нашей  жизни…

   В 1993 году нашего  Игоря во второй раз должны были выгнать из ЛВИМУ за неуспеваемость и нарушения дисциплины. И снова мне надо было решать вопросы, чтобы его не выгоняли, а дали возможность перевестись в Мурманск – в рыбную академию. Подключил все свои связи и с большими трудностями все-таки добился его перевода на третий курс рыбной академии. Но, все оказалось бесполезно! Через полгода его выгнали и из академии. Желания учиться, у него не было никакого! Устроил я его работать матросом в портовый флот на танкер «Дон», а затем он перешел работать матросом на буксир «Таймыр». Что будет дальше – не знаю. Скорее всего, он все-таки загремит в армию, а времена нынче  наступают очень тревожные, так как началась война в Чечне. Нет бы, дураку, цепляться любыми способами за училище, чтобы стать хотя бы штурманом, но  ему все пьянки-гулянки нужны, а не учеба - во имя, своего же  будущего. Мне и Алене, от такого сына, одни мучения, но он никого слушать не хочет. Что ни говоришь ему – все, как об стенку горох! Возможно, это и есть одно из главных противоречий отцов и детей, которые существует многие века. Возникает и второй вопрос: «Что делать?»…
 
   Парень с виду и не скажешь что дурак, а делает все на самом деле - хуже, чем дурак. Вот это и есть наша  главная беда. Когда и что мы в нем проглядели - трудно сказать. Но жизнь со временем все расставит по своим местам. Жаль, что это  время будет упущено…

   Есть и другие неприятности. Умер в 1994 году мой сокурсник по ЛМУ Кукин Коля, а у ближайших  друзей  - Юры Карасева и Толи Абгаряна случились инфаркты. Хотя они и выжили, но это уже первые звоночки о том, что надо и нам остерегаться всяческих излишеств и стрессов. Вот Толя Абгарян после инфаркта сразу курить бросил, а Юра –нет.

   Надо и мне  думать о своем здоровье, но как это делать -  трудно сказать. Не можем мы отрешиться от бытия жизни, а наше бытие почти всегда связано с застольями, с рюмкой и  излишествами различных закусок.  Не можем мы отказаться от своих вредных привычек. Я вот хоть курить бросил в 1977 году – это уже хорошо. А вот насчет  выпить и хорошо закусить – это и есть моя слабость. Хотя умом то я все отлично понимаю… Трудно от привычек отказаться, даже если они и очень вредные. Все мы  всегда ждем своего первого звоночка, который напоминает о возможной смерти…