Сон комбата

Олег Ольгин
   - ...Левее 03, первое орудие, одним снарядом! - Вспышки разрывов покрывали курган…
   - Так, хорошо, Катерюхин, что оглох! Теперь 06 левее, батареей, беглым, три снаряда! Огонь…
   - Комбат, да я как могу… связь барахлит!
Я обернулся, связист кричал в телефонную трубку, передовая мои приказания. Да он и не виноват, у немцев провода виниловые, а у нас... Обмотка изолентой, пол часа в воде и все...
   - Давай родной, давай...! -  повторял я, прицел тот же, еще залп!

Ближний разрыв всколыхнул прибрежную отмель.
   - Пристреливаются, гады… - подумал я…
Рядом послышался шорох осыпающегося песка. Вслед за шорохом, в ровик скатился боец.
   - Кого там черти несут,- огрызнулся я, не отрывая глаз от бинокля…
   - Если бы черти…- послышался в ответ охрипший басок…
Я обернулся, все таки радостно услышать знакомый голос. Отряхивая грязь и песок с просоленной гимнастерки, Карташенко, прилег рядом со мной.
   - Ну что, "царица полей", живой еще…
   - А куда я денусь, - усмехнулся капитан, - хотя, о "царице" говорить не приходится, гвоздят гады… головы не поднять, да и бойцов не больше роты осталось… Так что все от тебя… "Бог войны"…
   - Да уж, бог… - усмехнулся я. На минуту вспомнился вчерашний день...  - Господи, как давно это было!

                ***

   - ...Комбат, тебя ком полка вызывает!
Я открыл глаза, веселое лицо Мишки Семенова склонилось над моей койкой. Ох уж этот Мишка. Он у меня ординарцем уже шестой месяц, а первую нашу встречу помню по минутам!

Когда он впервые вошел в мой блиндаж, мы тогда под Курском, еще до наступления стояли...
   - Разрешите представиться, сержант Семенов!
   - Ну а дальше,- усмехнулся я.
   - Прибыл в вашу батарею, на перевоспитание!
   - И кто же так решил?
   - Комдив.
   - Чем же ты генералу не угодил? - рассмеялся я.
   - Ну… характерами не сошлись..- улыбнулся солдат.
   - Это как? – усмехнулся я.
   - Да… как написано в донесении, - продолжил он, протягивая мне запечатанный пакет, - выпил, угнал виллис и всю ночь катал двух связисток из штаба… Ну, не всю ночь конечно….  Впрочем этого в письме нет.
Так что прибыл на перевоспитание, Комдив решил это лучше, чем сразу в штрафбат…
   - Понятно,- усмехнулся я, – судимости имеются?
Боец вытянулся и бросив руку к своей пилотке, отрапортовал: - В прошлой жизни, - главбух любой стройки, где можно тяпнуть не менее ста тысяч…!
   - Ну вот и славненько, - усмехнулся я, - к связисткам говоришь неравнодушен? Пойдешь в отделение связи, а по факту, будешь у меня ординарцем. Рядом со мной всякое случается, так что скучать не придется...

                ***

   …Когда я вошел в хату, где разместился штаб полка, небольшая светелка была переполнена. По лавкам, стоявшим вдоль стены, сидели офицеры, ком полка стоял у окошка, переминаясь с ноги на ногу, а вдоль стола нервно ходил комдив.
   - Товарищ генерал, - отрапортовал полковник, завидя меня, - все комбаты прибыли. Генерал, нетерпеливо махнул рукой: - женатые, имеющие детей, выйти покурить, все остальные к столу.
Когда три капитана, и два майора расположились за столом, он, присев рядом, достал из кармана пачку "герцеговины" и промолвил только два слова: – "закуривайте мужики"…

Неспешно докурив свою папиросу и нервно скомкав её в пепельницу, комдив продолжил.
   - Вот такие дела, вчера комбата-шесть потеряли. Да кому я рассказываю, - горько усмехнулся он, потом, повернувшись ко мне продолжил, - ты и сам там был. Сколько пушек осталась?
   - Да что осталось,- ответил я, - одну на пароме накрыло, а две … ни пушек ни людей, пристрелялись сволочи. Четвертая на ремонте в арт мастерской, к утру обещали восстановить.
   - Да, попили днепровской водицы... Переправляемся, как в мясорубку, а воевать все равно надо! - рубанул он ладонью по столу.
- Вот и думается мне так! Пока не закрепимся, огонь из всех  орудий арт. полка, но с этого берега. Вот только корректировать огонь батарей надо. А кого я пошлю? На вас вся надежда. Вероятность возврата сами знаете, вот поэтому женатиков отослал. Ну что, какие мнения? Что делать то будем!

                ***

Голос Карташенко вернул меня в действительность.
   - Что делать то будем?
   - Слушай, - ответил я, - бери с собой Семенова, связь при нем, атака волнами, мы прикроем... Пол часа продержимся, пока НП не засекут, постарайся успеть, вторую линию траншей возьмешь, там и шнапс и зажигалки, все ваше… Главное в окопах закрепиться, а то тут, как перепелки на перелете.
   - Комбат, а как же ты? – услышал я Мишкин голос…
   - Бегом за капитаном. От него ни на шаг. И связь держи…!
   - А мне что делать? – раздался голос за моей спиной.
   - Ты при рации, связь со штабам полка! - ответил я Катерюхину, - если телефонный провод перебьют, вся надежда на тебя, но помни, засечь рацию, дело десяти минут, так что выходишь на связь только по моей команде…! Разведчики в круговую оборону. Вообщем, с богом! Сейчас пехота в штыковую пойдет…!

                ***

Дальний курган был покрыт шапками разрывов.
   - Ну вот! - усмехнулся я. - Катерюхин, а Катерюхин, проложили мы дорогу пехоте…! Неожиданно раздался зуммер телефонного звонка, я сам поднял трубку.
   - Комбат, - раздался радостный голос Мишки, - закрепились мы. Сейчас батальонному трубку передам.
Басок Карташенко прервал Мишкин голос.- Закрепиться, то закрепились, вроде все в шоколаде, вот только…, балочку видишь? От меня метров семьсот, слева. Ну, сам определись, там танки накапливаются, не меньше десяти. Да кто их там посчитает…
В общем, с фланга ударят, хана нам всем…! Так что сам решай, только поскорее!

   - Давай первого, крикнул я Катерюхину.
   - Нет первого, ответил связист, – наверное провод перебило…
   - Переходи на рацию, - передавай координаты…!

... Столбики разрывов уверенно приближались к НП.
   – Да, - с грустью подумал я, - засекли, минут через пять накроют.
   - Комбат, - раздался голос связиста, - координаты передал, рация настроена, а я к разведке, у них ровик поглубже…
   - Ладно, давай, - только по первой команде ко мне...
Я вновь посмотрел в бинокль, пять гаубичных батарей,  методично долбили балку...
   - Ну вот и славненько, - успел я подумать, прежде чем ватная тишина полностью поглотила меня...

                ***

... Сознание возвращалось медленно, очень медленно.  Даже не сознание, а какой - то белесый туман, неспешно сползал с моего лица... Откуда то из далека, может быть даже из другой жизни, ели слышался Мишкин голос.
   -  Комбат, очнись, ну очнись же...!
Медленно, очень медленно, я приходил в себя.
   -  Живой, ну живой же! Я же говорил что живой... - Карташенко радостно тряс меня за плечи, одновременно стряхивая, почерневший от пороховой гари песок с гимнастерки. Мишка бережно придерживал мою голову.
   - Давай! - постоянно повторял  Мишка... - Помогай, сам откапывайся! Я тебя еще в преф играть не научил, ну так... что бы ты никогда не проигрывал... - звучал его радостный голос…

                ***

Что то влажно – нежное прикоснулось к моей руке... Я открыл глаза. Джим сидел у моей кровати и весело поскуливал. Я погладил таксу, после чего, посмотрел в окно. Весенний день, улыбнулся лучиками смеющегося солнца. - Да, - усмехнулся я. – вот такие сны снятся на девяносто пятом году жизни...!