Режевские сокровища - путеводитель по реке Реж

Рычков Алексей Викторович
Большая книга о нашей малой родине.

Подробнее об истории Режа, его достопримечательностях и экскурсиях можно узнать на нашем новом сайте: "Город Реж: история, достопримечательности, экскурсии www.rezh1773.com


Издательство турфирмы «Малыш и Карлсон» в апреле представит вниманию читателей свой новый проект - путеводитель «Режевские сокровища», который посвящается реке Реж. Всякая река дает живительную силу земле, по которой она протекает. Мать сыра земля становится матерью всего живого благодаря реке. Большие реки, как Нил, определяют существование целых цивилизаций, а вот малые – дают жизнь, определяют самобытность небольших регионов, которые для кого-то становятся малой родиной. Для нас наша малая родина – окрестности реки Реж. По ней и совершим мы своё первое путешествие, где нас ждут необыкновенные открытия, борьба темных и светлых скал, живописные селения и люди, жившие на этой земле и ныне живущие. Река и ее сокровища, природа, культура, люди описаны в книге от самых истоков Режа до его устья. Динамичный и увлекательный сюжет сопровождает все повествование, на каждой странице читателя ждут новые открытия, причем это будут открытия без всякого преувеличения.
Высококачественная глянцевая бумага и цветная печать позволяют отлично воспроизвести сотни самых лучших видов Режевской земли, а 7 схем помогут любому разобраться с местонахождением той или иной достопримечательности. Книгу отличают современные дизайнерские приемы, к примеру, использование инфографики.
Изначально книга планировалась, как путеводитель. Потому, она безусловно будет интересна туристам, тем, кто отправляется в путешествия по режевским селениям на автомобиле или в сплав по реке Реж. Но в ходе работы над книгой получилась необыкновенно разнообразная и в то же время гармоничная панорама нашей малой родины, сложенная из нескольких картин. Река вдруг обрела свой неповторимый облик: не просто 250 километров поворотов и прямых, а настоящая песня со своим началом, кульминацией и завершением. Потому для режевлян книга будет несомненно интересна и дорога, как своеобразная драма или панорама их малой родины. Одна из глав книги посвящена непосредственно городу Реж.
Но в ходе работы над книгой удалось раскрыть еще одну важную вещь. Издание разбито на 7 глав, каждая повествует не просто об очередном участке Режа, она подчеркивает новую грань реки, какую-то новую особенность. Так, как-то само собой вдруг открылось, что это не просто разные грани реки и ее истории, но и разные грани истории всего Урала. В свое время в стихотворении «Родина» Константин Симонов написал:

 Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Приметы все уральской земли и увидели мы через призму нашей небольшой реки. Потому для любителей уральской истории книга будет интересна в качестве своеобразного среза этой истории в рамках небольшой уральской реки.
По планам книга должна выйти в свет в апреле этого года. Все подробности о выходе книги на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» www.mkt77@mail.ru

Режевские сокровища: вазы Тронного зала

В книге были использованы работы ряда ученых, которые помогли приоткрыть завесу над некоторыми режевскими тайнами. В частности, еще с XVIII века известно месторождение поделочного камня яшма у села Глинского. По мнению современных специалистов (А. Таланцев «Знаменитые уральские самоцветы»), по своим качествам глинский камень не уступает лучшей в мире орской яшме. Но слава камня пока не велика, так как он почти не использовался, находясь под пахотными угодьями. И все же, использовался ли камень для производства декоративных изделий? Исследования Е. В. Семеновой кое-что проясняют.
В 1800 году Екатеринбургская гранильная фабрика, прославившаяся художественной обработкой камня, оказывается в ведении президента Академии художеств графа А. С. Строганова, чей крепостной архитектор, знаменитый А. Н. Воронихин, был также замечательным проектировщиком предметов декоративного убранства. Среди архитектурных памятников, созданных Воронихиным, более всего известен питерский Казанский собор с величественной колоннадой: помните, как в комедии «Приключения итальянцев в России» одну из колон этого собора эффектно разрушил итальянский искателей сокровищ? Чертежи Воронихина легли в основу работ фабрики на много лет. Сегодня авторство Воронихина установлено по целому ряду работ, в том числе по большой чаше из аятского порфира, найденного у истоков Режа, озера Аятского, эта чаша украшает Парадную лестницу Нового Эрмитажа. По другим авторство устанавливается. Вдоль правой стены Тронного (Георгиевского) зала Зимнего дворца, если стоять лицом к подиуму с троном, у входа в зал и у самого императорского трона установлена пара закрытых ваз из глинской яшмы. Согласно недавним исследованиям Е. В. Семеновой они были выполнены по чертежам Воронихина мастером В. Е. Коковиным (первая подписанная его работа). Формы вазы имеют необычную, отчего по прибытии в Петербург в 1816 году были восприняты неблагожелательно.


Змей Горыныч и языческий идол на Реже

В новой книге собрана масса интересных фактов, но не обошлось и без легенд. Без сомнения самым загадочным и таинственным стал участок реки у деревни Исаковой. Как нигде на Реже на этом участке проявился «аномальный» фольклор, тяга к мистике и сказке.
В русских сказках знаменитого змея кличут Горынычем оттого, что живет он в горах или скалах, а по другой версии – оттого, что он огненный. И то, и другое относится к режевскому Змею, по легенде обитающему на скале Писанец перед деревней Исаково. Легенда эта старинная, известная с дореволюционных времен. В 1950-е годы В. Н. Чернецов, изучавший наскальные рисунки древних людей, записал в своих исследованиях о распространенных среди жителей Исаковой поверьях об опасном Змее со скалы Писанец. Еще старики в те годы, уточняя, говорили об огненном полозе, о том, что не живет он все время на месте, но бывает появляется на скалах у станции Коптелово, что охраняет он до времени какую-то великую тайну, которую до того времени никому и знать не положено.
Не менее загадочны пещеры у деревни Таборы, под названиями Губа и Варежка, протянувшиеся в прошлом, согласно местным преданиям, на многие сотни метров, будто бы эти пещеры в годы гражданской войны использовали, чтобы уйти от преследования, красные партизаны.
Именно в тех местах обустроено настоящее языческое святилище с огромным языческим идолом. Дело в том, что в одной из здешних деревень обосновалась община староверов, как они сами себя называют, которые пытаются вернуть старославянские языческие традиции. Есть местные, но есть такие, что приехали издалека, даже из Санкт-Петербурга. На мой вопрос, почему на Реже обосновались, утверждают, что у такой-то скалы на Реже находится место силы, сосредоточие каких-то неведомых энергий. Может быть, кто-то знает, где это место? А если нет – прочтете в книге «Режевские сокровища».
Активисты исследовательской группы «Сталкер» заявляют, что к ним поступала информация о часто появляющихся в этих местах НЛО, по этой причине ими была организована экспедиция. Исаковскую «корону» на реке Реж они сравнивают с точно такими же по характеру изгибами реки Сылвы в районе Пермской аномальной зоны, рядом со знаменитым в уфологии селом Молебка.   

Олень, попавший в сети

Наскальная и пещерная живопись одно из главных, что позволяет нам заглянуть в глубины духовной культуры древнего человека. Не так много в мире и в России мест, где сохранились следы этого вида искусства. Урал один из них. Всего здесь известно около 100 мест с наскальной живописью, из них 9 – на реке Реж, который по количеству таких памятников на Урале уступает лишь реке Тагил. Большинство памятников на Реже датированы I – II тысячелетием до нашей эры. Большая часть режевских писаниц малодоступна для обычных туристов. Лишь Шайтанская и одна из Бородинских скал представляют собой настоящие картинные галереи древнего искусства: легкие для обозрения и с большим количеством картин, даже для поверхностного изучения которых понадобится не менее часа.   
2-я Бородинская писаница летом легко доступна для сплавщиков с воды, а зимой к ней прокладывается хорошая дорога от города по льду пруда и реки. Легкий выход из реки, 5 – 10 метров почти паркового пространства – и Вы бесплатный посетитель музея под открытым небом. Сначала по ходу течения покажется скала в глубине берега, сразу за ней скала почти у самого берега – это и есть наш музей. Зимой скалу предваряет большой перекат, перед которым хорошая дорога заканчивается, а лед над перекатам подвержен сильным искривлениям из-за резкого перепада уровня воды. Сходим на берег. В 4 метрах от начала скалы, если смотреть по течению, изображение, напоминающее шалаш и полуразрушенные изображения животных. В двух метрах от первого «полотна» - нас ожидает настоящая сенсация: на уровне глаз композицию нужно разгадывать, а вот прямо под ногами – необыкновенно отчетливое изображение оленя. Оно завораживает: пробуешь представить, что пытался передать древний художник: мечтал о богатой добыче, заклинал Богов об удачной охоте или, пытаясь вырваться из мира животного бытия, он впервые приобщался к миру мечты, поэзии, искусства. Далее в нескольких метрах третье полотно, самое сложное, отчетливое и многофигурное. Очень интересна, если следовать по порядку, пятая картина – четко изображен человек: руки в боки, а на голове рога или двурогий головной убор. Следующие группы изображений уходят вверх вместе с появившимся перед скалой уступом. По этому уступу, правда это требует некоторых навыков скалолазания, можно продолжить осмотр древних изображений, можно сделать это и с земли.
Еще интересней «полотна» Шайтанской художественной галереи. Здесь великолепно сохранилось несколько изображений копытных, главный шедевр не только Шайтана, но и всех режевских писанных скал – лось, попавший в сети. Об этом расскажут вам «Режевские сокровища».


Избы с сиянием, дома с кудряшками

Большое внимание в новой книге уделено типичным сельским строениям, сохранившимся или частично сохранившимся на Режевской земле: церкви и часовни, пожарные и мельницы, лавки и кузницы, земские училища и волостные правления. Получилось много интересных открытий. Кстати, самые знаменитые на Среднем Урале избы находятся на реке Реж или в ее бассейне: старинная изба бабы Кати в Коптелово и дом кузнеца Кириллова из деревни Кунара, в 1999 году занявший первое место в России среди самодеятельных архитектурных строений.
Но сегодня хотелось бы поговорить о казалось более обыденном, о наличниках старинных режевских домов. Как много сохранилось их на старых улицах наших селений. Для кого-то они кажутся ненужной рухлядью, которую быстро заменяют пластиковые окна и сайдинг. Но пройдет еще лет 30 – 40 и обыденная примета режевских улиц начала XXI века сохранится лишь в музеях.
Самые старые на Реже, как и на всем Урале, наличники относятся к середине XIX века, когда вошло в употребление стекло. В старину в избу врубались маленькие в виде горизонтальной щели волоковые окна, их заволакивали бычьим пузырем или дощечкой. Первые колодные окна имеют скромный, лишенный всех украшений наличник (чтоб прикрыть щели между колодой и стеной) и один крупный ставень. Таких окон по реке Реж сохранились единицы, самый лучший пример в Режевском районе – изба в Сохарево, которой не менее 200 лет.
С 1860-х годов распространяются наличники с солярной (солнечной) символикой. Увеличивается верхняя (лобовая) доска, часто появляются два ставня. Используется сложная глухая резьба, которая наполнена смыслом: солнце, земля и вода, без которых нет продолжения жизни. В центре лобовой доски изображалось большое солнце, а по углам – маленькие, которые обозначали круговорот светила. На ставнях часто изображали ромбы с горизонтальными линиями – поля, роль дождика играли вертикальные полотенца. По замечанию специалистов, на Реже, как практически нигде, сохранилось большое количество «изб с сиянием», которые украшают наличники с солярной символикой, причем разных типов!
С конца XIX века наличники становятся сложней по украшениям и форме. Более простая пропильная и накладная резьба сменяет глухую, позволяет совершенствовать узоры, отходя от смысла к простому украшательству. Лобовая доска с прямым карнизом получает сверху пропильные гребешки или изогнутую верхнюю линию карниза, как в каменных домах, иногда это могут быть сдвоенные валюты или треугольное завершение, а иногда легкий треугольный излом или вообще сложный барочный рельеф. На разных участках реки Реж представлены различные типы наличников. К примеру, в городе Реж, наличники с валютными завершениями в виде кудряшек или с легким треугольным изломом.
На мой взгляд, самые знаменитые (упомянуты в нескольких книгах по деревянной архитектуре Урала) и пожалуй самые красивые на Реже наличники «солнечного» дома из Ощепково. К классической компоновке наличника с солярными украшениями добавлен удивительный гребешок, кронштейны и современная яркая, но гармоничная раскраска.


Хранители

Именно на берегах режа в 1960-е годы сначала зародилось, а затем с 2000-х годов получило развитие особое культурное направление – среднеуральский сельский туризм. Деревни и села по реке Реж не просто оказались у истоков этого направления, но до сих пор являются едва ли не монополистами в развитии сельского туризма, по крайней мере, главным центром этого развития и гарантом его особости. Особость эта в наличии во многих программах высокой нравственной, содержательной составляющей. Сельский туризм на Среднем Урале, как впрочем, и во всем мире, имеет сегодня все большую востребованность, но у нас ко всему прочему он несет очень важную миссию сохранения исторической памяти, тех корней и истоков, которые связывают современные поколения со временем начала крестьянской колонизации Среднего Урала. Если горщики, главные герои страны Самоцветов, искали и находили драгоценные камни, которые по некоторым представлениям несут особый заряд положительной энергии, то «хранители» сами несут эту энергию, они сами живые самоцветы, особые феномены нашей культуры.
Среди наиболее ярких представителей первого поколения «хранителей» необходимо отметить И. Д. Самойлова, легендарного основателя Нижнесинячихинского музея-заповедника, уроженца деревни Исаковой на реке Реж. Здесь же на берегах реки Реж им была собрана значительная часть музейной коллекции: памятники деревянного зодчества, единственное в своем роде собрание произведений уральской народной росписи. Последнее собиралось Самойловым по селениям всего среднего и нижнего течения реки Реж, особенно от Арамашево до Ярославского. За свое подвижничество Иван Данилович первым был удостоен высокого звания Почетный гражданин Свердловской области (кстати вторым это высокое звание получил также житель Режевской земли - агроном Костинского колхоза имени Чапаева Е. К. Ростецкий).
А рядом с Самойловым тогда же в 1960-е годы засиял еще один самоцвет – А. Г. Потоскуев, основатель Коптеловского музея. Лишь выйдя на пенсию, он занялся историческим самооброзованием, сбором информации и предметов старины. Но с какой энергией и самоотдачей. С 1965 года начал организовывать первые экскурсии. Весьма любопытно, что уже в то время Потоскуев использовал интересные приемы, которые даже сегодня современны: он не просто рассказывал и показывал, но перевоплощался в образы крестьян далекого прошлого.
Если Самойлов и Потоскуев заложили основы сельского туризма, то к началу 2000-х годов, когда это направление оказалось востребованным, на берегах Режа нашелся человек, который на основе собранного исторического материала сумел разработать интересные и поучительные программы. Тогда на рубеже тысячелетий Л. Ф. Русаков превратил Коптеловский музей в одну из визитных карточек Свердловской области. Он легко мог бы ограничиться развлекательными программами, но с самого начала высоко поднял содержательную планку, оставаясь сторонником идеи, что сельский музей это не только место отдыха, но и место, где должна происходить большая внутренняя работа. Труд Русакова еще не оценен до конца. Его называют необыкновенным рассказчиком, директором удивительного музея, но еще никто не отметил самое важное – Леонид Федорович стал отцом основателем среднеуральского сельского туризма. С начала 2000-х годов это направление быстро развивается, особенно на реке Реж, в соседних с Коптелово селениях. 
Рядом с Русаковым можно поставить выдающегося реставратора, подвижника, основателя музея "Избы с уральской росписью, В. В. Реутову, которая также вышла из этих мест, родина Веры Васильевны – деревня Ермаки.