Великие тоже плачут

Виктор Песин 2
      ВЕЛИКИЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
   Заголовок этот навеян, отнюдь, не давним мексиканским сериалом, а грустными мыслями о тяжких, порой трагических судьбах величайших гениев музыкального искусства. Гениев, чьи выдающиеся творения услаждают слух миллионов любителей  музыки, часто даря им восторг, радость, а иногда и печаль. Ведь музыка – это высочайшая сфера человеческой деятельности …
   В этих очерках я хочу рассказать не о творчестве некоторых знаменитых композиторов – оно давно известно всему цивилизованному миру – а о тяжких страданиях, наперекор которым они создавали свои гениальные творения.
      
      «МОЯ СУДЬБА - … РАЗБИТЫЙ ЧЕРЕПОК»
   Иоганн Себастьян Бах! Это имя не нуждается ни в каких рекомендациях – оно говорит само за себя! Бах - не только творец сотен известных всему миру кантат, прелюдий, фуг, токкат, концертов для клавиров, скрипок, сонат для флейты,  виолы, лютни и множества других шедевров, но и великий  реформатор в создании органных и инструментальных произведений. Его бессмертные творения в течение трех столетий неизменно украшают программы концертных залов нашей планеты.
   Сказанное выше никого не удивляет: гений – есть гений! Увы, можно с уверенностью заключить, что великий композитор очень часто думал о … смерти.    Это – его слова:   
   «Всегда, когда я раскуриваю мою трубку,
   Набитую хорошим табаком,
   Для удовольствия и препровождения времени,
   Она вызывает во мне грустные представления
   И указывает мне,
   Что я, в сущности, схож со своей трубкой.

   Она сделана из той глины и земли,
   Из которой происхожу  я сам
   И в которую я когда-либо опять превращусь.
   Трубка упадет и разобьется,
   В моей руке останется только разбитый черепок:
   Такова и моя судьба …»
   К сожалению, смерть часто наведывалась в дом Баха. Он похоронил свою первую жену и … одиннадцать из двадцати  детей. Когда Бах был кантором церковного хора при школе Св. Фомы смерть в течение семи лет ежегодно с беспощадным постоянством уносила жизни его детей. Утешение от навалившихся на гениального композитора страданий, если оно вообще было возможным, он находил в своем многогранном творчестве.
   Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете, услышав впервые «Хорошо темперированный клавир» Баха, писал: «У меня было такое чувство, будто вечная Гармония беседовала сама с собой, как это было, вероятно, в груди Господа перед  сотворением мира…» А страстный борец за творческое наследие Баха Роберт Шуман сделал такой вывод: «… Бетховену не нужно было изучать все то, что изучал Моцарт, Моцарту не нужно было изучать все то, что изучал Гендель, и Генделю – того, что изучал Палестрина, потому что уже каждый из них впитал в себя наследство предшественников. Есть только один неисчерпаемый источник – Иоганн Себастьян Бах!»
   Так уж случилось, что и в конце многострадальной жизни несчастья не оставили Баха: испытывая серьезные проблемы со зрением, он незадолго до смерти после неудачной операции остался слепым. Как и Георг Фридрих Гендель Иоганн Себастьян Бах стал последним великим представителем эпохи барокко.
               
       ВЕЧНО  ЮНЫЙ  РОДНИК
   Значительная часть жизни Вольфганга Амадея Моцарта, в отличие от Баха, была сплошным триумфом. Родился он 27 января 1756 года. С детских лет это необыкновенное явление в музыкальной жизни человечества знало лишь всеобщее поклонение и восторженные приемы в европейских столицах. Нет, нет, Моцарт тоже не избежал страданий, но они омрачат его божественное явление ликующим поклонникам безудержного, невероятного таланта лишь в последние годы жизни.     Правда, трое братьев и сестер Вольфганга умерли в раннем возрасте, но это скорее стало трагедией для его матери Анны Моцарт и отца,   музыканта и преподавателя в школе скрипичной игры Леопольда.
   И все же я не в силах отказать себе в подлинном удовольствии – рассказе о том, кто подарил людям яркий солнечный свет своего удивительного дарования.
Впрочем, и старшая сестра Вольфганга Мария уже в восьмилетнем возрасте  проявила  в игре на клавире поистине уникальный талант. Спустя год четырехлетний Вольфганг, с восторгом слушая игру сестры, неожиданно… написал свое первое произведение – концерт для клавира. Пораженный отец, взяв у малыша нотную запись этого творения, изумленно вскричал: «Этот концерт такой трудный, что его никто не сыграет!» «Папа, - удивился сын, - его может сыграть даже ребенок». И тут же по памяти воспроизвел на клавире свое сочинение.
   Это было только начало на его пути к мировой славе. Вновь удивив отца, маленький Вольфганг самостоятельно овладел игрой на скрипке и органе. Видя столь блистательные успехи дочери и сына, Леопольд решил, что пора им выступать в европейских столицах. И везде, где бы они ни выступали – в Мюнхене, Вене, Париже, Лондоне, Гааге и Амстердаме, успех был грандиозным. При этом чудо-ребенок развлекал публику тем, что играл на клавире с завязанными глазами на покрытой платком клавиатуре. Восторг в зале был неописуем!
   Однажды во время одного из таких концертов на сцену неожиданно выбежала … кошка. Когда она замяукала, Вольфганг скинул платок и стал играть с ней. На сердитый окрик отца юный гений невозмутимо заявил: «Папочка, еще минутку, ведь клавесин никуда не денется, а кошка может убежать»… Еще более комичный случай  произошел после одного из выступлений в императорском дворце в Париже. Юная эрцгерцогиня Мария – Антуанетта решила показать Моцарту дворец. В одном из залов Вольфганг поскользнулся и упал. Герцогиня помогла ему подняться. «Вы так добры, что я, пожалуй, на вас женюсь», - с поклоном заявил юный музыкант.    Стоявшая рядом мать герцогини с улыбкой спросила: «Почему вы хотите жениться на ее высочестве?» «Конечно, из благодарности», - ответил мальчик.
   В семь лет Моцарт создал первую симфонию, в двенадцать – первую оперу «Бастьен и Бастьена». За столь выдающиеся успехи вундеркинд был в 14 лет принят в члены Болонской академии, хотя устав академии гласил, что ее членом можно стать в возрасте не менее 26 лет. Когда отец поздравил его, Вольфганг  спросил: «Ну, теперь-то, став членом академии, я могу полчаса погулять?»…
   Слава юного Моцарта гремела по всему миру. Петр Ильич Чайковский, не скрывая своего восхищения, воскликнул: «Моцарт – высшая кульминация красоты в сфере музыки. Никто, как он, не заставлял меня плакать и трепетать от восторга»…   С триумфом в начале 70-х годов прошли гастроли Моцарта в крупнейших городах Италии и везде «чуду 18-го века» с восторгом аплодировали переполненные залы. Особо поразили итальянцев  тонкий слух и гениальная память юноши. Как-то, находясь в Риме в Сикстинской капелле, Моцарт слушал многоголосное хоровое произведение. По приказу Папы римского его очень сложная партитура строго охранялась, никому не показывалась и выдавалась певчим непосредственно перед их выступлением. Впервые прослушав это произведение, Моцарт легко записал его на слух. Узнав об этом, понтифик пришел в крайнее изумление и, убедившись в безупречной записи Моцарта, наградил юношу орденом Рыцаря золотой шпоры.
   Удивительно то, что, получая за концерты, имевшие небывалый успех в Европе, солидные гонорары, Моцарт не знал счета деньгам и безрассудно тратил их «налево и направо». Однажды к нему обратился нищий за подаянием. Как всегда, денег у Моцарта не было. Тогда он вынул лист бумаги и за несколько минут написал менуэт: «Пойдите с этим менуэтом к издателю и получите деньги» Восторженный издатель заплатил нищему пять золотых и сказал: «Впредь с подобными сочинениями приходите ко мне» …
   Пока жизнь благоволила к гениальному музыканту и композитору, он был общителен и весел. Однажды приятель Моцарта решил его разыграть. Он послал ему огромный  сверток, в котором лежала маленькая записка: «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!» В ответ приятель получил по почте еще больший короб, в котором лежал большой камень. В маленькой записке Моцарт сообщил другу: «Когда я получил твое письмо, этот камень свалился у меня с сердца»…
   В 1781 году Моцарт остался жить в Вене, где спустя год он женился на 20-летней Констанции Вебер, двоюродной сестре знаменитого композитора Карла Марии Вебера. За несколько лет до этого Вольфганг был влюблен в ее сестру, певицу оперного театра в Мангейме Алоизию, но продолжения их роман не имел. И хотя пребывание в Вене ознаменовалось расцветом творческого гения Моцарта, чему немало способствовала его дружба с гениальным Йозефом Гайдном, но именно этот период принес ему первые горести и страдания. Написанная им по заказу императора Иосифа Второго и имевшая грандиозный успех в мире опера «Похищение из сераля» принесла ему не только  огромное число его поклонников, но и впервые подали свой голос недоброжелатели и завистники.  Как это ни странно, избалованные комическими итальянскими операми венцы,  посчитали оперы Моцарта чересчур сложными. Страдания гениального композитора усугубили и семейные трагедии: Констанция родила ему пять детей, из которых выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер, но оба ничем себя не проявили.
   С некоторых пор Моцарт стал ощущать травлю и помехи в своей работе. А в день генеральной репетиции другого оперного шедевра композитора «Свадьба Фигаро» его за неуплату долгов выгнали из дома. Больную Констанцию расстроенный до слез Вольфганг вынес на руках …
   Тем не менее, Моцарт продолжал увлеченно работать. Сокровищницу музыкального искусства пополнили его опера «Дон Жуан» и целый ряд симфонических произведений, вершиной которых стали три последних симфонии, номера которых 39, 40 и 41, известная под названием «Юпитер». Увы, из-за расточительного образа жизни деньги быстро таяли и в конце жизни нужда и хронические болезни не оставляли его. 
   Однажды к больному Моцарту явился незнакомец в черном одеянии. Он заказал для своего друга «Реквием» и оставил на столе задаток – сто червонцев. Мнительный Моцарт не сомневался, что пишет «Реквием» для себя. И, действительно, в ночь на 5-ое декабря 1791 года гениальный композитор и музыкант скончался.  Наличных денег хватило лишь на простой  сосновый гроб. В это время в Вене свирепствовала эпидемия чумы, и величайший гений человечества был захоронен в … общей могиле. Увы, место захоронения Моцарта осталось неизвестным. Почему Констанция не проводила мужа в последний путь и не отметила его могилу? На этот вопрос ответа нет до сих пор …
   Долгие годы с «легкой руки» Александра Пушкина существовала легенда о том, что Моцарта из-за зависти и ревности к его славе отравил Антонио Сальери. Это был выдающийся композитор своего времени, автор сорока опер и ряда инструментальных произведений, в течение 36 лет занимавший должность придворного капельмейстера. Учениками Сальери были Людвиг ван Бетховен, Франц Петер Шуберт, Ференц Лист и другие. Обожавший Сальери Шуберт даже посвятил ему небольшую кантату на собственный текст:
   Лучший, добрейший!
   Славный, мудрейший!
   Пока во мне есть чувство,
   Пока люблю искусство,
   Тебе с любовью принесу
   И вдохновенье, и слезу.
   Подобен богу ты во всём,
   Велик и сердцем и умом.
   Ты в ангелы мне дан судьбой.
   Тревожу Бога я мольбой,
   Чтоб жил на свете сотни лет
   На радость всем наш общий дед!
   Известно, что многие музыковеды категорически отрицали причастность Сальери  к смерти Моцарта. Поэт Леонид Болеславский написал в защиту Сальери такие строки:
   И в землю бьет молва, как молот,
   А он в земле из-под плиты
   Лишь правды, а не доброты
   У каждого столетья молит …
   В мае 1997 года в главном зале Дворца юстиции Милана проходил необычный судебный процесс. Рассматривалось дело двухвековой давности: был ли Антонио Сальери причастен к смерти  Вольфганга Амадея Моцарта? Конечно, живых свидетелей на этом процессе быть не могло. Тем не менее известные музыковеды и знаменитые врачи  убедительно доказали невиновность Сальери. Так спустя два столетия Антоно Сальери был оправдан, и это дело окончательно было закрыто.
   Говоря о  гении Моцарта,  Иоганн  Вольфганг  Гете  заключил: « … Явление подобное Моцарту навеки пребудет чудом и ничего тут изменить нельзя … Так было с Наполеоном и многими другими … Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти …»
   А Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
   Без ложной скромности приведу и свои строки:
   Моцарт – небесное явленье,
   Божественны его творенья.
   Его мелодий дивный свет –
   Искусства вечного венец.
   Словно о нем сказал поэт:
   «Чистейшей прелести чистейший образец» …
         
        МУКИ ЛЮБВИ И «ЛУННАЯ СОНАТА»
   «Музыка должна высекать огонь из людских сердец», - говорил величайший музыкальный гений Людвиг ван Бетховен, замечательное творчество которого  в полной мере  соответствовало этому высокому назначению.
   Увы, жизнь не баловала его: рано умерла мать, спустя несколько лет спился отец. Все это наложило тяжкий отпечаток на его жизнь, но вместе  с тем закалило его волю, твердость характера. С юных лет будущий гений тянулся к музыке. Не имея средств для обучения, он, благодаря своему удивительному таланту и трудолюбию, в ранние годы научился играть на скрипке, альте, клавесине и флейте.
   Поражая окружающих своим редким дарованием, 15-летний уроженец Бонна был принят при дворе курфюрста  Макса-Франца Второго, став придворным органистом. В дальнейшем вся творческая жизнь Бетховена была неразрывно связана с Веной, где он познакомился со своим кумиром блистательным гением Вольфгангом Моцартом и, благодаря покровительству курфюрста, обучался композиции у другого великого гения -  Франца Йозефа Гайдна.
   В возрасте 25 лет, когда появились первые, имевшие большой успех сочинения Бетховена, он был признан выдающимся пианистом и великим композитором. Перед ним открылись двери музыкальных салонов высшей знати, его выступления щедро оплачивались. Казалось, жизнь великого музыканта и композитора сулит ему счастливые дни.
   Но не зря говорят: «Пути господни неисповедимы». В эти годы композитора все явственнее сковывает подступающая глухота. К тому же страстная любовь Бетховена к 18-летней ученице Джульетте Гвичарди не нашла взаимности. Юная графиня предпочла другого – композитора Венцеля Галенберга.
   В состоянии безысходной тоски Бетховен испускает крик души – «Лунную сонату». Полная восхитительной гармонии и красоты музыка вызывает щемящее чувство грусти. Как справедливо отметил Ромен Роллан, «… в сонате больше страдания  и гнева, чем любви».  А Александр Серов назвал «Лунную сонату» Бетховена «скорбью и душевным трауром». Некоторые биографы гениального композитора утверждают, что в те дни он был близок к самоубийству. 
   И все же Бетховен нашел в себе силы и преодолел все испытания судьбы. Окончательно потеряв слух, он пополнил сокровищницу музыкального искусства новыми шедеврами. Назову хотя бы Пятый концерт для фортепьяно с оркестром, симфонии - «Героическую», «Пасторальную» и вершину его творчества – Девятую симфонию, в финале которой звучит хор на текст «Оды к радости» Фридриха Шиллера: «Обнимитесь  миллионы – миру этот поцелуй!»… 
               
                х                х               х               
   Теперь после очерков о нелегкой творческой жизни трех наиболее величественных фигур в музыкальном искусстве – о трех композиторах и музыкантах, которые относятся, если  можно так выразиться, к «легкой» весовой  категории, но  тем не менее, оставившие ярчайший след в мировой культуре.
      
      ВЕЛИКАЯ  РОЛЬ  ВИОЛОНЧЕЛИ      
   Когда упоминают имя Луиджи Боккерини, то многие тут же восторженно восклицают: «О, какой великолепный  менуэт!» И действительно, слушаешь его, и перед глазами сразу всплывает картина: 18-е столетие, огромный зал, звучит необыкновенно красивая мелодия менуэта Боккерини, и молодые красивые дамы в длинных белых платьях грациозно плывут рядом с партнерами – мужчинами во фраках и  офицерских мундирах …
   А ведь менуэт – не единственное сочинение Боккерини. За годы своей нелегкой жизни он, создавая музыку в галантном стиле, написал 30 симфоний, около  400 камерно-инструментальных произведений. К сожалению, в наше время, они, за исключением знаменитого менуэта, исполняются очень редко …
   Луиджи Боккерини родился в 1743 году в небольшом итальянском городе Лукка в музыкальной семье. Его две сестры и брат были танцорами, брат к тому же писал либретто для опер Антонио Сальери. А сам Луиджи обучался игре на виолончели, сначала у отца-контрабасиста, а затем – в Луккской семинарии. Его искусство игры на виолончели было настолько совершенным, что уже в 14 лет он играл в оркестре Императорского театра в Вене. А спустя три года Боккерини уже писал свои первые симфонии и квартеты.
   Боккерини настолько глубоко познал «душу» своего любимого инструмента, что современники признали его самым выдающимся виолончелистом в мире. Сам он ревниво и очень строго относился к исполнению его сочинений. Не раз, когда исполнение не нравилось ему, он взрывался от возмущения, даже топал ногами и восклицал: «Не терзайте мое детище!» Виднейшие музыкальные критики того времени Лавассер и Бодио искренне восхищались его игрой на виолончели: «…Он заставляет петь виолончель с таким глубоким чувством, с такой благородной простотой, что забываются искусственность и подражание, слышится какой-то чудный голос…»
   Один из первых создателей струнных квартетов Боккерини вместе с виртуозами-музыкантами Нардини, Кабини и Манфреди с большим успехом гастролировали по Италии, Франции и Германии. С выдающимся скрипачом своего времени Филиппо Манфреди Боккерини долгие годы связывала тесная дружба, которая особо помола им в трудные периоды жизни.
   Так, приглашенные в 1769 году в Мадрид, друзья неожиданно ощутили холодный прием. Тем не менее, до 1785 года они проработали в оркестре брата испанского короля дона Луи, который высоко ценил их талант. А вот наследник испанского престола принц Астурийский, играя на скрипке вместе с Боккерини, создавшим для такого случая новый струнный квартет,  вдруг возмущенно назвал сочинение композитора «музыкой скверного школяра». 
   - Сир, - резко ответил Боккерини,- прежде чем так судить о музыке, нужно, по крайней мере, в ней разбираться. Вы – невежда!
   В гневе принц схватил композитора и потащил его к окну.
   - Сир, - вскричала его супруга, принцесса Астурийская, - побойтесь Бога!
   Именно в этот момент Боккерини вырвался из рук принца и покинул дворец. Но, увы, в его жизни наступила черная полоса. Он заболел, его мучили частые кровохарканья, опухали ноги. Вскоре умерла его жена Клементина, оставив безработному композитору пятерых детей. В память об ушедшей супруге, композитор написал одноименную оперу «Клементина». Хорошо еще, что нашелся меценат маркиз Бенавенте, который пригласил Боккерини руководить частным оркестром его упруги.
   Женившись во второй раз, Боккерини вскоре вновь стал вдовцом. К тому же умерли три его дочери. Последние годы жизни он провел в нищете: жил в одной комнате, всю обстановку которой составляли кровать, стол, табурет и виолончель.
   Выдающийся музыкант и композитор умер в Мадриде в 1805 году. Лишь спустя 122 года прах его был перезахоронен в Лукке. Именем Боккерини назван Высший институт музыкального образования в Лукке.
         
      БЛЕСТЯЩИЙ  ДАР  ОТ  …  ДЬЯВОЛА?
   Художественные возможности многих музыкальных инструментов долгие годы скрывались в недрах заложенных в них звуках. Так, Луиджи Боккерини явил миру новое, до него никем не выявленное, вызывающее глубокое, благородное чувство, звучание виолончели.
   То же самое произошло и со скрипкой. Акустические возможности скрипки кропотливо изучались в лабораториях великих скрипичных мастеров Кремоны, где над раскрытием секретов звучания трудилось не одно поколение.
   Любопытно, что в 18-ом веке композитор Джузеппе Тартини создал сонату под названием «Дьявольские трели». При этом композитор, смеясь, рассказывал, как однажды явившийся ему во сне бес сыграл на скрипке восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини в каком-то необъяснимом экстазе схватил перо и записал на бумаге звучавшие во сне звуки, которые ему удалось запомнить.
   Сон Тартини оказался пророческим: спустя 14 лет после его смерти в Генуе родился больной и уродливый мальчик, которому родители дали имя Никколо.
   Никколо родился третьим из шести детей в семье Антонио Паганини. В возрасте шести лет отец начал учить Никколо игре на мандолине, а затем – и на скрипке. Если сын не проявлял должного рвения в учебе, отец строго наказывал его вплоть до того, что лишал … еды, что подрывало и без того слабое здоровье ребенка.   Постепенно Никколо так увлекся игрой на скрипке, что стал находить в ее звучании новые сочетания звуков. Первые учителя Паганини были поражены редким дарованием юного ученика.
   Вскоре отец и сын для продолжения учебы у знаменитого скрипача Алессандро Ролла приехали в Парму, но застали его больным. В одной из комнат, где уже собиравшиеся уйти несколько гостей музыканта, увидев, что вошедший с отцом мальчик взял со стола скрипку Ролла и ноты его скрипичного концерта, решили послушать юного скрипача. Никколо с листа начал играть сочинение хозяина дома. А тот, услышав звуки написанного им накануне концерта, вышел из своей комнаты и, с изумлением увидев, что на его скрипке  виртуозно играет мальчик, лишь проронил: «Врядли я смогу еще чему-нибудь научить его» …
   Вернувшись в Геную, вскоре отец и его 14-летний сын в доме маркиза ди Негро встретили совершавшего турне по Италии известного французского  скрипача и композитора Родольфа Крейцера, которому Бетховен посвятил свою знаменитую «Крейцерову сонату». Хозяин дома попросил юношу сыграть с листа сложнейшую скрипичную пьесу. Когда Никколо кончил играть, потрясенный Крейцер воскликнул: «Этого юношу ждет мировая слава!» …
   С 1808 года Паганини целиком посвятил себя концертной деятельности. Имя Никколо Паганини стало известно не только  Италии, но и всей Европе. В Ливорно его выступление имело настолько грандиозный успех, что один из весьма состоятельных поклонников в порыве восторга подарил Паганини скрипку гениального скрипичного мастера Гварнери, с которой великий маэстро не расставался до конца жизни.
   Выступления Паганини стали грандиозным явлением в музыкальной жизни Европы. Его игра и демоническая внешность завораживали публику и приводили ее в неописуемый восторг. Однако, вскоре частые выступления привели гениального скрипача к тяжелой депрессии.
   В 20-х годах Паганини возобновил свою концертную деятельность. В те же годы он влюбился в Антонию Бьянки, которая родила ему сына Акилле. Паганини обожал свое чадо, но с годами скверный характер Бьянки вынудил его заплатить ей большую сумму денег и уехать с сыном из Италии.
   Концерты Паганини в Австрии, Германии и Франции, как всегда, повергали публику в невероятный экстаз. Его игра на скрипке производила эффект пения живого человеческого голоса, превосходящего по силе и глубине всех певцов итальянской школы бельканто. Долгое время среди его поклонников ходила легенда о том, что завистники и недоброжелатели однажды перед концертом сумели … надрезать струны его скрипки. Однако величайший маэстро якобы сыграл концерт на … одной струне, да так, что никто в зале этого не заметил. Было ли это или это только легенда, неизвестно, но в дальнейшем Паганини уже специально повторял трюк с игрой на одной струне, повергая публику в неописуемый экстаз.
   Бурная концертная деятельность с неистовой самоотдачей окончательно разрушила организм великого музыканта. Он тяжело заболел, потерял голос и общался с друзьями только при помощи блокнота. А 27-го мая 1840 года самый выдающийся скрипач всех времен и народов умер от чахотки в Ницце.
   Посвятив себя исполнительской деятельности, Паганини, как композитор, создал немного произведений. Однако, его «24 каприччо» для скрипки соло, Первый и Второй концерты для скрипки и оркестра и сегодня пользуются огромной популярностью.
   Знаменитый немецкий композитор Феликс Мендельсон после одного из выступлений Паганини восторженно воскликнул: «Его совершенное исполнение выходит за пределы человеческого понимания».
   «Паганини продал душу дьяволу, - гласила молва, - ведь и после смерти его душа не упокоилась». Действительно, забальзамированные останки гениального скрипача были выставлены в одном из залов Ниццы. Тысячи людей приходили проститься с величайшим музыкантом. Однако епископ Ниццы Доменико Гальвано запретил хоронить еретика Паганини на местном кладбище. Более десяти раз гроб с останками Паганини предавали земле, но всякий раз его приходилось откапывать. Лишь в 1876-ом году останки великого маэстро были погребены в Парме.
   Поэтесса Эмма Иванова посвятила Никколо Паганини такие замечательные строки:
   Талант его блестящий был от Бога!
   А может быть, от дьявола – как знать?
   Его судьбы тернистая дорога
   То шла вперед, то возвращалась вспять …

   То гневное пороков осужденье,
   Проклятий крики, бедность и позор …
   То гром оваций, слава, восхищенье,
   Улыбки дам, чарующие взор!

   Божественные звуки извлекая
   Из скрипки, как из кладезя чудес,
   Он раскрывал пред залом тайны рая,
   Где Дух его низвергнутый воскрес!

   Взывала скрипка яростно и грозно
   К тем чувствам, что в душе на самом дне!
   Сложнейшее «Каприччо» виртуозно
   Он мог исполнить на одной струне! 

   И часто воя одиноким волком,
   Страдал он, очерненный клеветой …
   А тело его бренное так долго
   И после смерти не нашло покой …

      ШЕДЕВР … ЗА  РЕШЕТКОЙ
   В заключение - короткий очерк об известном русском композиторе, которого жизнь тоже нещадно и несправедливо била …
   Когда-то очень давно, в далекой юности я впервые услышал замечательный романс Александра Алябьева «Соловей». Во многих знакомых нам романсах и песнях соловей – неизменный спутник влюбленных:
   «За рекой знакомый голос слышится,
   И поют всю ночку соловьи …»
Или:
   «За дальнею околицей,
   За молодыми вязами
   Мы с милым, расставаясь,
   Поклялись в любви своей.

   И были три свидетеля:
   Река голубоглазая,
   Березонька пушистая
   И курский соловей …»
   В этих чудесных песнях лишь упоминаются соловьи, но их заливистых голосов мы не слышим. А в замечательном романсе Алябьева соловей своей восхитительной трелью дарит нам блаженство и радость. И я, наслаждаясь этим музыкальным шедевром, был убежден в том, что и душа его творца пела и радовалась счастливой и безмятежной жизни.
   Каково же было мое изумление, когда я узнал, что уроженец старинного дворянского рода Александр Алябьев, храбро сражавшийся в гусарском полку и награжденный орденами и медалями в Отечественной войне 1812 года, создал свое бессмертное творение в … тюремной камере.
   Как же такое могло случиться? В конце февраля 1825 года Алябьев во время карточной игры обратил внимание на то, что отставной полковник Времев часто, держа в руке карты, прижимал эту руку к животу. Заподозрив партнера в шулерстве, композитор в порыве ярости ударил его. А спустя несколько дней тяжело больной Времев (видимо, и руку он прижимал к животу из-за сильной боли) скончался от разрыва селезенки. А вскоре Алябьев по ложному обвинению в убийстве Времева был арестован.
   Единственной радостью композитора в тюрьме было разрешение иметь в камере пианино. В таких, явно не благоприятствовавших творчеству условиях, Алябьев создал на стихи друга Пушкина поэта Антона Дельвига замечательный романс, который он посвятил своей возлюбленной Екатерине Римской-Корсаковой. Тюрьма и последовавшая за ней ссылка разлучили влюбленных на долгих 15 лет. И лишь в 1840 году после возвращения композитора в Москву они встретились вновь, и Алябьев женился на ставшей уже к тому времени вдовой Екатерине Офросимовой.
   Ну, а имевший огромную популярность романс «Соловей» впервые был исполнен на сцене императорского Большого театра знаменитым певцом Булаховым в 1827–м году, когда Алябьев продолжал находиться в тюрьме. Известный композитор Алексей Верстовский так отозвался на дебют романса «Соловей» в Большом театре: «Русскому человеку тюрьма – на пользу». Узнав об этом, Алябьев с горькой усмешкой ответил ему: «Рядом со мной много пустых камер…»
   Тот факт, что знаменитый романс Алябьева популярен без малого уже два столетия, красноречиво говорит сам за себя. Его пели в дворянских салонах, во многих концертных залах такие известные певицы, как Полина Виардо, а в советские годы – Валерия Барсова, Антонина Нежданова, Дебора Пантофель-Нечецкая и многие, многие другие.
   Думаю, что этих коротких очерков достаточно, чтобы убедиться в том, что даже самым великим, знаменитым композиторам и музыкантам, познавшим громкую славу и восторженное поклонение публики, порой в жизни приходилось очень и очень несладко …
                19.02.2015 г