19. В пещерах

Илл. 18. Вот так я карабкался...


Примечание Т.Д. Беловой:

Эти путевые заметки о путешествии в Центральную Америку написаны
не мной, но Автор разрешил мне их опубликовать на моей странице.
Я позволила себе некоторую минимальную редакцию текста, там, где это
было явно необходимо. Заметки производят впечатление незаконченных -
но таков оригинал, это воля Автора. Разбивка на фрагменты для
публикации определена неравномерным размещением в тексте авторских
иллюстраций. В итоге каждый более или менее законченныюй отрывок
текста сопровождается иллюстрацией.


***

... Помню, что глаза привыкали очень медленно и свет свечки сначала сильно не помогал. Под ногами журчала вода и постепенно становилось холодно. В какой-то момент уже пришлось идти по воде, сначало по колено, потом по пояс. И совсем без предупреждения пришлось плыть. Не знаю, какая там была глубина, но ноги дна не доставали.

В одной руке свечка, другой гребу, а ноги всё ещё в ботинках... В тот момент я думал и сомневался: зачем мы их надели? Плыли довольно долго, над головой проходили разноцветные сталактиты. Всё мерцало в свете свечек... Описать это довольно трудно, да и в целом картина была не совсем реальной.

Наконец мы попали в большой "зал". Над головой - радужный купол с разводами минералов и вокруг - колонны сталактитов. Всё острое и скользкое... А перед нами - шумный водопад. Он был метров 4-5, но казался очень большим. И оглушающе громким. Причём шутка организаторов была в том, что с него свисала верёвка и с её помощью нужно было залезть по этому водопаду наверх.
Налево и направо уходоли чёрные коридоры, наполненные водой и потеряться не хотелось. Полезли все участвующие, а куда ещё деваться?

Мы не так часто ощущаем, что наша жизнь зависит от движения руки, от хватки пальцев. Да, люди водят машины, но это не то же самое. А здесь всё сознание концентрировалось на эту верёвку и на шаги ног по вертикальной стенке и под напором встречного потока воды.
В другом месте пришлось прыгать в чёрную дыру, там, где ноги и всё, что есть "ты" "висит в свободном полёте и только через долгую вечность и холодный прилив адреналина ударяюсь о воду и ухожу глубоко...

Пришлось снимать очки, так как они бы это не пережили. И прыжок был, как "ёжик в тумане"...
Финальный этап был "всасыванием".
Помню, как одна девушка вылезала мне навстречу из узкой дыры и с ужасом говорила, что ЭТО она не будет..! Её парень очень долго успокаивал.

Лезу я.

Дыра действительно узкая и скользкая. В конце - рёв воды и там просто воронка. Очень приглушенно доносится голос гида, который кричит, что надо ногами вперед... Всё так странно и только ощущаешь, как тебя выплёвывает в большое подземное озеро. Другие уже ждали...

...Становится темно, света нет и писать уже невозможно...


    Продолжение следует...


Рецензии
Татьяна Дмитриевна! Добрый день! Прочла еще пару зарисовок, знаете, какая мысль мне пришла в голову? Зарисовки точно передают ощущения, но одних ощущений мало, чтобы заинтересовать читателя. Он должен найти в "своем" опыте что-то, на что он может опереться, дать волю "своей" фантазии. Я обратила внимание: почему я сама вдруг полезла читать про пещеры, перескакивая через всю хронологию повествования? А потому, что совсем недавно я занималась сбором материала по наскальной живописи Альтамиры, Ласко, Каповой пещеры у нас. И мне явно не хватило в зарисовках автора какого-то открытия, чего-то нового, пусть для него самого. Не хватило отклика, мысли самого автора, а на это у него явно не было времени. Каждая зарисовка, а вернее, несколько таких зарисовок по теме, может стать самостоятельным рассказом. Но для этого хотелось бы приложить голову и сердце. Осмыслить, пережить... Ведь важно не само ощущение, а что оно дает человеку. Если такое путешествие открывает в человеке какие-то новые черты, пробуждает новые мысли, ассоциации о себе, о мире, тогда и читатель последует за автором. Это будет и его путешествие. Иначе - просто бездумный туризм. С уважением.

Людмила Ханыкова   17.03.2015 11:45     Заявить о нарушении
Ну что ж, туризм как накопление каких-то эмоциональных впечатлений - это хорошо, а если еще и облекается в повествование, в путевые заметки - еще раз хорошо. Вот чтобы превратить их в художественный литературный текст, конечно, Вы совершенно правы, нужно иметь дополнительный импульс - желание переработать наблюдения под каким-то особым углом зрения, когда видится и то, что тогда было невидимо, чутье подсказывает новые грани и если дать волю фантазии, тогда, глядишь и выйдет творческое произведение. Так мне представляется этот процесс. Сама я даже не пробовала такое, потому могу лишь догадываться. Наш автор еще в пути. И открытия очень возможны, мне хочется так думать.
Очень признательна Вам за отклики и возможность дискуссии.
С самыми наилучшими пожеланиями в Вашей деятельности,
Т.Д.

Татьяна Дмитриевна Белова   22.03.2015 22:57   Заявить о нарушении
Я думаю, что всё еще впереди. Сначала идет накопление впечатлений. Потом требуется время, чтобы они улеглись, бессознательное их само переварит, перетасует, сопоставит с другими впечатлениями, может быть, совсем из других сфер. А затем, внезапно, рождается какая-то идея, которая всё расставляет по своим местам. Остается только выразить это словами. Вот тут очень пригодится опыт выражения своих мыслей в литературных образах. Автор уже накапливает этот опыт в своих путевых заметках. Это у него хорошо получается. Язык и наблюдательность на уровне. Так мне представляется этот процесс. Не надо торопиться. С наилучшими пожеланиями Л.Х.

Людмила Ханыкова   23.03.2015 10:11   Заявить о нарушении
Очень, очень Вам признательна!
Ваша Т.
П.С. загляните ко мне сюда, пожалуйста: http://www.stihi.ru/2015/03/09/5723 и сюда: http://www.stihi.ru/2015/03/17/9252.
Народ безмолвствует в основной массе, а мне так хотелось бы получить небезразличное мнение, как у Зинаиды Палайя и Л.Бугаевой.

Татьяна Дмитриевна Белова   25.03.2015 21:23   Заявить о нарушении
Прочло рецензию на "Метаморфозы". На стихире не могу ответить, пишу здесь:
"Это такая обнаженность души, что сродни истинному духовному покаянию. Так можно писать только, если перед тобой нет никого, ни одного человека - ты предстоишь только перед Богом. Я думаю, есть много женщин, которые несут в душе этот тяжкий крест, но они не способны подняться на такую вершину покаяния и раскаяния. Любое сердце всколыхнется после этих строк".
По поводу "грядущего", честно говоря, не хочется своими словами еще больше нагнетать атмосферу, дай Бог, чтобы тучи рассеялись. С сердцах людей сейчас такая буря, что мне кажется, даже сама атмосфера раскалена до предела. Нужен какой-то противовес, кто-то должен хотя бы внутри себя сохранять душевное равновесие. Чем больше будет таких людей, тем лучше. Ваша Л.Х.

Людмила Ханыкова   25.03.2015 22:09   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Людмила Владимировна, за такой эмоциональный отзыв. Это произведение не предназначалось быть исповедью автора. В какой-то момент я даже убрала вторую часть и впервые в жизни испытала внутреннюю борьбу невероятной силы: так эта вторая часть рвалась "на волю". Выпустила и снабдила объяснением, а потом снова убрала... Вот как бывает. Название "Метаморфозы" ведь не случайно и имеет смысл лишь если обе части рядом. От трепетного начала до невидимых миру слёз.
Ваша Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   20.07.2015 00:02   Заявить о нарушении
Татьяна Дмитриевна! Написала было рецензию на Стихире, ан мне дали поворот. Так что повторяю здесь. Не знаю, почему Ваш читатель понял эти строки по-своему, как равенство палачей и жертв. До этого надо было еще додуматься! Я поняла это, как равенство всех возможных жертв перед военной угрозой. Не согласна и с Зинаидой, что "это должно произойти". Странно, что она с ее тонким чувством значения слов пишет "должно", для меня это звучит дико. Мне казалось, что только Всевышнему дано решать, что должно, а что не должно произойти. А отнюдь не человеку, пусть он даже и поэт. От всего сердца присоединяюсь к Вашей молитве о мире. Ведь ему нет альтернативы. Ваша Л.Х.

Людмила Ханыкова   20.07.2015 11:38   Заявить о нарушении
Как хорошо, что я начала просматривать нашу переписку еще летнего времени!
Спасибо Вам за понимание стихотворения "Пред войной все равны". Именно это я и имею в виду, когда говорю эти слова. Вспоминаются репортажи из Донецка прошлой или даже нынешней весны: нарядные красивые люди на улицах, солнце, цветы, детишки... И через совсем небольшое время - недели, один-два месяца и эти красивые люди сидяи в подвалах, а подвалы типовых проектов советского времени не были предназначены для военных ситуаций... никто и в страшном сне не мог представить себе подобное испытание и всюду смерть. Такая обреченность! И все равны перед ней.
Спасибо Вам самое пребольшое!
Ваша Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   02.10.2015 22:30   Заявить о нарушении
У меня вообще такое впечатление, что мир сошел с ума...или погряз в своих грехах по самую макушку. Именно мир, весь целиком! Тогда и наказание уже не ориентируется на отдельного человека. Масштабы иные. А мы смотрим на это глазами своего кровоточащего сердца, переживаем, сочувствуем, ужасаемся... Дай Бог, чтобы всё это поскорей закончилось, и дети вновь обрели возможность играть и улыбаться новому дню! Ваша Л.Х.

Людмила Ханыкова   03.10.2015 10:00   Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласна!
Вот сейчас сижу в теплой комнате, краем уха слушаю по радио тихую мирную музыку Э.Сати. Верный кот спит рядом... Так спокойно, так счастливо... как еще недавно было там, и там, и дальше... Но вполне отдаю себе отчет, что никак нельзя быть уверенным, что мы защищены и этот покой надёжен. Мы все равны перед бедой, которую вызывают такие же люди, как и мы: не инопланетяне, ни природные катаклизмы, люди, которых мы и не знаем.
А происходящее на Земле сейчас напоминает Оруэллово "1984 год". Когда-то давно читала я его в московских электричках и потом боялась идти по знакомому пустырю к дому - казалось, что везде в траве микрофоны и мои мысли кто-то читает...
Вот так.
Еще раз спасибо Вам за понимание!
Ваша Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   06.10.2015 16:08   Заявить о нарушении