Подкова счастья. Часть 6

Ирена Панченко
                Откуда-то донеслось: «На-стя-а-а!» Настя прислушалась, встрепенулась.Настя. Или чудится? Макар зовет.Голос звучит ближе.
     Настя. (Громко). Я здесь! Макар!
                На пороге Макар.
     Макар. Настя! Любимая моя! Не обманулось сердце - к тебе привело.
     Настя. Макарушка! А я уж надежду потеряла. Лихо сказало, что ты в болото ушел.
     Макар. Да здесь я, с тобою. Не сладить Лиху с нами.
     Настя. Ой, боюсь, погубит тебя или батюшку. Грозился. И мне день сроку дал, а там свадьба.
     Макар. Сколько ж будет Лихо на свете жить! Подай, Настя, водицы. Испить с дороги.
                Настя подает ковш. Макар пьет воду.
     Макар. А ковш-то какой диковинный - без дна. Как же вода держится?
     Настя. А у Лиха всё не как у людей. За что ни возьмись - ни дна, ни покрышки.
     Макар. Да как же так?
     Настя. Сам убедись. (Ходит по светелке, показывает). Сундуки без дна, чугунки - без дна.
     Макар (ходит следом). Да как же варишь в таком?
     Настя. Без дна, а щи кипят.
     Макар. Чудно...
     Настя (прислушивается). Идет кто-то.
                В светелке появляется Кривда.
     Кривда. Вроде Лихо на свою свадьбу звал, а жениха другого вижу.
     Макар. Не бывать той свадьбе никогда!
     Кривда. Отчаянный. Богатство по ветру раз¬веял, счастье упустил.
     Макар. Не то счастье, что на чужом горе замешано. (Похлопал себя по карманам, показал пятак). Вот оно - счастье моё. Пятак, трудом заработанный, да Настя, да дом родимый.
     Кривда (про себя). Ах, так! Выходит, Правда подсобляет? Где Лихо? Уж нашепчу ему, посоветую... Вдвоём-то изведем упрямых. (Насте и Макару). Живите, радуйтесь. (Скрылась).
     Настя. Ой, сердце страхом полнится.
     Макар. Нам бы выведать, где смертушка  лихова хоронится.
               Дверь в светелку распахнулась, Лихо на пороге.
     Лихо: Говорил: Макар, на пути моем не стой!
     Макар. Пока жив буду - не отдам Настю.
     Настя. Коли сгубишь милого, и я помру!
     Лихо (медленно). Будь по-вашему. Давай, Макар по-честному. Пусть Настя сама из нас выбирает. Выберет меня - свадьбу празднуем. А уж тебя выберет - живым не отпущу, биться будем до конца.
     Настя. А сам говорил по-честному.
     Лихо. Ха-ха! Сама выбирай.
               Темно стало, гром громыхнул, а как посветлело - стоят перед Настей два Макара - один на другого как две капли воды похожие.
     Настя (про себя). Сердце бьётся. Где же любимый мой? Не могу узнать - надо хитростью. (Громко). Что ж молчите, вы, женихи мои? Слово молвите про любовь свою да горячую.
     Лихо-Макар. Не тяни, Настя, выбирай скорей. (Показал на себя). Вот он - я, твой суженый, ни дна мне, ни покрышки!
     Настя (отвернулась от них, негромко). Вот и выдал ты себя, Лихо горькое. Как спасти мне друга любимого? Назову Макара - вмиг погубит его злодей. Хитро Лихо злосчастное, да и я чего-то стою. (Повернулась к ним, протянула руку к Лиху). Вот мой суженый.
          И вмиг грянул гром, один Макар голову повесил, другой Лихом стал.
      Лихо (торжествуя). Что, Макар, моя взяла? Уходи с глаз долой, пока цел-невредим.
      Настя. Нет. Аль не русские мы: пусть щей отведает с нами, прежде чем в путь-дорогу собраться. А ты, хозяин, в погреб за пивом сходи. Угостим гостя напоследок.
      Лихо. Вот такая ты мне больше нравишься. (Уходит.)
      Макар (поклонился Насте). Спасибо за честь, только ваших щей мне не есть.
      Настя. Так сразу и поверил, что тебя разлюбила? Хвалился пятаком. Цел еще?
      Макар (показывает). Всё, что от счастья осталось.
      Настя. Заберись скорей на крышу, да брось пятак в трубу.
      Макар. Зачем это?
      Настя. Горе тебе разум помутило. (Показывает ковш). Видишь, без дна?
      Макар. Бездна.
      Настя. И покрышки нет. Если догадка моя верная...
      Макар. Ни дна, ни покрышки?.. А труба при чем?
      Настя. Так тоже без дна и покрышки. Так ведь? Ты теперь меня слушайся, да сам не зевай. Пятак брось, да прикрой чем трубу. Скорее! А то Лихо вот-вот вернется.
      Макар убегает. Настя орудует у печи. Появляется Лихо, ставит на стол жбан.
      Лихоо. А Макар где?
      Настя. Тут где-то ходит.
      Лихо. Убежит ещё.
      Настя. А тебе-то что?
      Лихо. Да так... (Про себя). Уж я его в темницу, да на цепь посажу.
                Входит Макар.
      Лихо. Садись, Макар, за стол. Настя, обед подавай!
                Настя открывает заслонку, из печи идет дым.
      Настя (машет руками). Ай-ай-ай! Дым идет. Поднимись, женишок любезный, загляни-ка, чего дым в трубу не идет.
      Лихо. Помоложе есть. Эй, Макар, не в службу, а в дружбу - загляни, что в печи. (Макар заглядывает в печь, поглубже голову засовывает).
      Макар (Насте). Кочергу б дала. Что-то блестит в трубе, может, клад.
     Лихо (срывается с места). Клад? Труба-то моя - и клад мой!
                Подбегает к печи, выхватывает оттуда чугуны, заглядывает, потом сам в печь лезе).
      Настя (хватает заслонку, приставляет к печи). Вот тебе, Лихо, дно!
      Макар. Покрышка-то давно на месте.
      Сказочник. И тут раздался гром да треск, будто молнии сверкнули, потом темно стало. И тихо. И из тишины родилась светлая мелодия. Утро наступило. И стало видно, что терема лихова уж и в помине нет, а посреди голубого простора стоят, взявшись за руки, Макар и Настя.
               Вдруг перед ними Конь возник.
      Конь. Садись на меня, Макар. Вмиг вас с Настей до родной деревни домчу. Не пожалел ты для меня своей подковы - послужу и я тебе верой и правдой.
                И помчал Конь Макара и Настю. Вот и родная деревня показалась. Тут к ним Фаддей и Меланья подошли с караваем в руках - детей благословлять. И видно по всему, что дело к свадьбе ладится. Вот уж и невидимый хор запел величальную жениху с невестой. Тут и сказке конец.
                Появляются Правда с Кривдой.
      Кривда (запальчиво продолжая спор). А я стояла на своем и стоять буду: дырявая сума - несчастье для ума.
      Правда. Наоборот. Счастье без ума - дырявая сума.
      Кривда. Своё доказать хочу! Пойдем, сестрица, свет велик, у других спросим. (Уходят).
      Сказочник (появляясь вслед за ними). А я так скажу: кто за счастье борется, к тому оно и клонится. (Посмеиваясь). Ну, а сказка - не указка, а лишь добрая подсказка. Когда-нибудь, может, и вам пригодится. Макара вспомните... А нам пора. Задержались мы тут, а сказки повсюду ждут. Вот соберу кукол в короб и пойду. Эй, Макар!
              На ширме появляются Макар вместе с Настей, целуются. Настя  застеснялась - спряталась.
      Макар. Вот он - я.
      Сказочник. Ко мне иди. Настю тоже зови. Чего застеснялась? Да и всех прочих тоже...
           Макар поворачивается, громко свистит, созывая кукол.
           Сказочник берет его за руки. Выходят артисты с куклами на поклон, складывают их в короб.
 
                Тут и сказке конец.
.