Б. Балкизов. Дорогами истории, с кабардинского

Валерий Латынин
ДОРОГАМИ ИСТОРИИ
(Поэма)

       1

Наследие прошлых времён
Кусочек земли бережёт,
Где волей судьбы сохранён
Адыгский разбросанный род.

Родная земля! Кабарда!
Как Бог, ты священна сынам!
Здесь бита из Крыма орда.
Досталось и русским войскам.

Щитом были совесть и честь,
Бесстрашие нартских детей.
Поэтому живы мы здесь –
На родине древней своей.

Как прежде,
Высок наш Эльбрус,
Обычаи живы, язык.
С землёй,
Крепче всяческих уз,
Преданьями связан адыг.

Курганы не помнят имён,
Погибших в боях сыновей,
Но каждый из них возведён
Защитникам чести твоей.

Дороги и тропы ведут
К остаткам былых крепостей.
В них горные ветры поют
О храбрости богатырей.

Те песни волнуют сердца,
Былины в сознанье живут,
Из прошлого к нам без конца
Бесстрашные хатты/1 идут.

Из тысяч тяжёлых путей,
Где с горем застряла арба,
Волнует до нынешних дней
Изгнанников наших судьба/2…

________
1. Предки адыгов.
2. Адыгские племена, подвергшиеся в ХIХ веке изгнанию в Турцию: шапсуги, абазехи, камергоевцы, убыхи, черкесы, бжедуги и др. Кабардинцы избежали этой участи, поскольку ещё в ХYI веке заключили союзный договор с Россией.  (Авт.)

Российского воинства вал,
Что Порте немирной грозил,
И многих адыгов подмял
И с берега отчего смыл.

Трагически гибли в бою,
Кто край от «неверных» берёг,
Кто дрался за землю свою,
Отчизне отдав всё, что мог.

Карающий пушечный гром
Всё сущее в сёлах сметал.
Огонь пожирал каждый дом,
Сочувствия к людям не знал.

Стонали твои сыновья,
Но дрались с отвагой в очах.
И всё же пустела земля,
Без жителей гаснул очаг.

Кто в битве упорной не пал,
Кого пушкари не сожгли,
Невольным изгнанником стал
С любимой адыгской земли.

Когда бы единый народ
Удельных дроблений не знал,
Составил бы крепкий оплот,
Отпор своим недругам дал.

Но наши князья и вожди,
Которым доверили власть,
Погрязли в болоте вражды,
Чтоб порознь в сражениях пасть.

Но мог ли главу преклонить
Народ перед царским ярмом,
Статистом безропотным быть
В разрушенном доме своём?

Уж лучше погибель, чем срам!
Вот выбор, что сделал народ.
Поэтому выпали нам
И гибель в бою,
И исход!

      2

А вы, мудрецы и князья,
Что к морю народ повели,
Как людям смотрели в глаза,
Отрекшись от отчей земли?!

Ведь сёла назвали в честь вас,
Уверовав в мудрость вождей.
Однако в ответственный час
Вы предали веру людей.

Надежда несчастных вела
На призрачные корабли,
Но в берег Ахына/3 тела
Вмерзали от дома вдали.

Не зная, что скоро умрут,
Кричали десятки детей,
Искали кормящую грудь
На стылых телах матерей.

Вам верили те, кто тонул,
И те, кто исход прикрывал.
Их веру и жизнь зачеркнул
Морской или огненный вал.

Вы, прячась в те дни за Ислам,
Твердили, что в Турции – рай,
Но все, кто поверили вам,
Оплакали брошенный край.

Шумит черноморский прибой.
Из прошлого тени встают.
Влачатся арба за арбой,
И скрипы по сердцу скребут.

Потухшим в горах очагам,
Погибшим в пути и в бою,
Могилам, неведомым нам,
Сыновний поклон отдаю.

_____
3.Ахын – Чёрное море (адыг.)


      3

Дрожали тела кораблей.
Людей сотрясала печаль.
Безрадостной песней своей
Бжедуги озвучили даль.

Услышав знакомый мотив,
Что ветер над морем понёс,
Убыхи, слова подхватив,
Солили их каплями слёз.

Черкесы глазами впились
В оставленный ими Кавказ,
И слёзы безвольно лились
Из множества плачущих глаз.

На чёрных черкесках мужчин
Виднелись ряды газырей,
Тяжёлый маис/4, не один,
Оттягивал кожу ремней.

Шолохи/5 скакали вдали
И ржали адыгам во след.
Но таяла кромка земли,
И мерк для людей белый свет.

Катились волна за волной,
То, дыбясь,
То, падая вниз.
Смывало холодной водой
И слёзы,
И стоны,
И жизнь.

От старых посудин следы
Тянулись в пустыне морской.
Иные из них, как киты,
Скрывались под стылой водой.

А те, кто отправили в путь
Народ на гнилых кораблях,
Сулили ему утонуть,
В пучине оставить свой прах.

Обещанный в Турции рай,
Бараком тифозным предстал.
Коль беден, ложись – умирай.
И в муках народ вымирал.

То время – карающий рок,
Наверное, не было злей.
Так царь на страданье обрёк
Ему неугодных людей.

Избравшие этот маршрут,
Ошиблись в надеждах своих,
Поверив, что турки спасут
И примут, как братьев родных.

Ведь так говорили князья
И вторили им старики,
А старшим не верить нельзя –
Они больше к Богу близки.

Сомнений не знали вожди,
Идя по маршруту тому,
Считали, что свет впереди,
Народ погружая во тьму.

Клялись, что спасают людей
От царских погибельных пут,
Что служат свободе своей
И горскую честь берегут.

Трагедия общей была
Под натиском внешних врагов,
И много племён увела
В изгнанье
С родных берегов.

______
4.Маис – меч (адыг.)
5.Шолохи – кони кабардинской породы.


      4

Мой край родовой – Кабарда,
Частица адыгской земли.
Здесь доблесть и честь навсегда
В сознание горцев вошли.

Но сердце народа болит
От прошлых страданий и мук,
О братьях, живущих вдали,
От горечи долгих разлук…

О чести адыгских сынов
Наслышаны люди везде,
Не падкие к сносу голов,
Адыги не бросят в беде.

И даже былому врагу
Навстречу для мира пойдут,
По-дружески примут в кругу,
Вниманье и честь воздадут.

Обычаем этим гордясь,
Торила свой путь Кабарда –
С Россией наладила связь/6,
Хоть рядом ходила беда.

Приветствуя русских людей,
Грядущего мира зарю,
В Москву отвезла Гошаней/7,
Что станет супругой царю…

Ты мудро смотрела вперёд
И строила новый союз,
Спасая адыгский народ
При помощи родственных уз.

Топтали округу твою
Тумены лихих крымчаков.
Сыны погибали в бою,
А пленницы – в стане врагов.

И хан, и турецкий султан
К тебе устремляли свой взор,
И русский воинственный стан
На Юг жерла пушек простёр.

Но мудрость в победе ведёт
Сквозь происки всяческих зол,
И наш погибавший народ
Пути к возрожденью нашёл.

_______
6.В 1557 году кабардинские князья заключили союз с Россией.
7.Гошаней, в крещении Мария, 2-я жена Ивана Грозного.


      5

Старейшин созвал князь Темрюк/8,
Сказал, предваряя совет:
- Народ истощился от мук,
А помощи действенной нет.

Коль к хану из Крыма примкнём,
Враг кровный не станет, как брат.
А против России пойдём,
В пустыню наш край превратят.

Для турок народ наш чужой.
Арабы – чужие для нас.
Вернее – стать ближе с Москвой,
И нас защитят в грозный час.

Тогда отчий край сохраним,
Родную свою Кабарду,
Коль будем союзники им,
Нам руку всегда подадут.

Кто сможет язык наш отнять,
Коль души свои сбережём?!
Стояли и будем стоять
На древнем укладе своём!

Эфенди/9, уорки/10, князья,
Что в спорах всегда горячи,
Кричали:
«Им верить нельзя…»
Хватались порой за мечи.

Хоть правда и «колет глаза»,
Но ум прозорливый – острей.
Никто не сумел доказать
Тщету Темрюковых идей.

На том и покончили спор
И начали пир пировать.
Свозили имущество с гор,
Чтоб в дар самодержцу послать.

Почтенный седой тамада,
До края наполнив бокал,
Послам, что избрали тогда,
Успеха в Москве пожелал:

- Чтоб головы вам не сложить
И дружбу с царём завязать,
Спешите бокал осушить
И танец народный сплясать!

Род русский издревле идёт,
Дал крепкие всходы везде.
Старайтесь, чтоб этот народ
Стал ближе душой к Кабарде!

Эй, храбрые нартов сыны,
С чем едете в Кремль на поклон?
- Мы гоним коней табуны
И мёда сто бочек везём.

Везём сто черкесских мечей,
Красивую форму войскам…
И дочь Термрюка – Гошаней
Доставить поручено нам.

Мы бочки везём с махсымой/11,
Чтоб сделалось русским теплей.
Ещё мы увозим с собой
Наказы адыгских вождей.

Мы едем с открытой душой
И вправе доверия ждать,
Чтоб стать с Русью общей семьёй
И вместе наш дом защищать.

- Эй, храбрые нартов сыны,
За вас этот тост стремянной.
Отечеству будьте верны,
Земле кабардинской родной!

Кто ищет добро,
Тот найдёт!
Таков наш прощальный наказ.
Вестей с нетерпением ждёт
Из русской столицы Кавказ…

И всадники,
Песню запев,
Рванулись стремительно с мест,
Как будто на алпах/12 взлетев,
Как нарты, в просторы небес.

Их кони пронзали рассвет,
Покоя не зная в пути,
Чтоб с волей монаршей ответ
Скорей в Кабарду привезти.

_________
8.Князь Темрюк Идаров – правнук кабардинского владетеля Инала, от которого пошёл род князей Черкасских в России.
9.Эфенди – религиозный служитель в Исламе.
10.Уорк – дворянин.
11.Махсыма – буза, хмельной национальный напиток у адыгов.
12.Алпы – мифические кони древних нартов – героев кавказского эпоса.


      6

Истории нашей пути,
Вас много глазам предстаёт.
Какой из вас смог привести
К мечте кабардинский народ?

Что факты о вас говорят,
Сплетенья событий, следов?
Посмотрим спокойно назад
Сквозь толщу минувших годов.

Я голос сейчас отдаю
Средь многих путей – одному,
Тому, на котором стою,
Он к дому ведёт моему!

Звучит здесь адыгский язык,
Жива, как и встарь, Кабарда.
В России любой отпускник
Стремится приехать сюда.

Часть бывшей адыгской земли
Осталась на месте своём.
Адыги её нарекли,
Шутя иль всерьёз, «рукавом».

А все остальные пути
В изгнанье ведут и в обман,
Кто ими решились идти,
Ютятся во множестве стран.

Пусть кто-то
Свой путь проторил
К богатству,
Но счастлив не стал.
Достаток в чужбине не мил.
Для горцев Эльбрус – пьедестал!

Мне радует душу одна,
Но очень хорошая весть –
Хоть нация разделена,
Адыги везде нынче есть!

Священна для них Кабарда,
Волнующа с Родиной связь,
Ведь «лань всегда тянет в места,
В которых она родилась!»/13

По родине предков тоска
Заглушит былую беду,
И станет дорога легка
С потерянную Кабарду!

Вернутся они на Кавказ,
Пополнят разрозненный род,
Возьмут, что забыто, от нас,
А кто-то
Нам знанья вернёт.

Мы станем умней и сильней.
Я этой надеждой дышу,
И, коль суждено сбыться ей,
С восторгом в стихах опишу!

_________
13.Адыгская поговорка.





      7

Открыв в день сегодняшний дверь,
Не дам воли горьким словам,
Рождённым от прошлых потерь,
Я Турции почесть воздам!

Пускай твоя грудь не сладка
Для наших адыгских племён,
Дала ты приют чужакам,
За это прими мой поклон!

Всем, принявшим братьев моих,
За морем и в прочих краях,
Я шлю благодарственный стих
И вот что скажу вам, друзья:

Всему настаёт свой черёд,
Приходят восход и закат…
И дети, ушедших в поход,
Уже приезжают назад.

Такие минуты придут –
Мы сядем за общим столом,
И детям Редеди/14 вернут,
Оставленный предками дом.

Ещё не бывало нигде,
Чтоб горцы забыли хлеб-соль,
Что нам подносили в беде,
Врачуя душевную боль.

Ко всем мы дорогу найдём,
Поклонимся им, как родным,
И свет наших душ принесём,
И честь до небес воздадим!

________
14.Редедя (Ридада) – верховный князь адыгского союза племён, погибший в рукопашном бою с князем Тмутараканской Руси Мстиславом Удалым в 1022 году.