Иван да Марья. Глава 15. Оккупация

Валерия Андреева
Тогда еще никто не знал, что продлится она в Донбассе два года.
Первыми в Горловку вошли итальянцы, немцы гнали своих союзников на передовые позиции впереди себя. После артобстрела стало очень тихо, была какая-то зловещая тишина, потом бабушка сказала:
- О-о-о! Ідуть, ідуть!
Я недоуменно покрутила головой:
- Кто идет? Куда идет?
Посмотрела на калитку в заборе - с улицы никто к нам не шел.
- Где? - спросила я.
- Та он, - ответила бабушка. - Дивись!

Они шли редкой цепью по огородам и дворам, ломая прикладами невысокие заборы между соседями. Первым делом пристрелили из автомата собаку. Потом кур хватали за лапы, переворачивали и сворачивали им головы, перья медленно летали над землей.
«Почему не зашли по улице, в калитку? - думала я. - Зачем собачку застрелили?»
Они молча сопели, молча открывали двери в дом, в сарай, в летнюю кухню, осматривали двор. На ходу переговаривались между собой на непонятном языке и ушли через калитку на улицу.

Людей они как будто не замечали. Все это было странно и страшно. Я спросила бабушку:
- За что они убили Рыжика? Зачем ломать заборы?
Бабушка вздохнула:
- Это враги, им нашего ничего не жалко! То ли еще будет… Сохрани нас, Господи, и помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй, спаси и сохрани!
Баба Лена трижды перекрестилась, и мы зашли в дом. Бабушка была набожной, каждый вечер она обходила все комнаты с лампадкой в руке, осеняла крестным знамением. Я верила, что эти кресты, как надежные щиты, охраняют нас со всех сторон, и спокойно засыпала.
«Бог милостив! Да пребудет с нами крестная Сила Его».

Мы жили у бабушки Лены почти всю войну. В той половине дома, которую построил Андрей. Все мужчины были на фронте или в эвакуации. Чтобы скоротать долгие дни ожидания, заглушить тревогу о своих сыновьях, бабушка научила меня гадать на картах. Я запомнила названия и значения карт, шестерка - дорога, семерка - разговоры, и у каждой масти оттенок другой, если бубновая шестерка, то ранняя дорога, а если пиковая семерка - то сплетни. Бабушкину науку я быстро освоила и стала лихо гадать, с фантазией.

Вечером бабушка с домашними делами управится, подсядет ко мне:
- Онучечка, погадай на Андрія, чи повернеться він з фронту, чи живий?
Я рада стараться, карты раскину:
- Вот смотри, бабушка, видишь, король червовый, это казенный король, солдат. Вот! Туз бубновый! Письмо от него придет, бабушка! Ой, дорога, дорога, шестерка, дальняя дорога! Придет Андрей, скоро придет!
Бабушка вздохнет, перекрестится:
- Томочка, та подивись, чи піки немає?
Я перетасую карты:
- Нет, бабушка, хорошие карты выпадают.

В доме мы подолгу оставались одни, и бабушка просила меня спеть по вечерам. Я жалобно вытягивала тоненьким голоском песню о Днепре:

«У прибрежных вод,
У высоких круч,
Где любили мы и росли,
Ой, Днипро, Днипро, ты течешь вдали,
Над тобой летят журавли.
Враг напал на нас,
Мы с Днепра ушли.
Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Днипро, Днипро,
Ты широк, могуч,
И волна твоя, как слеза"

Бабушка Лена слушает, плачет навзрыд, закрыв лицо руками. Я говорю:
- Не буду петь, чтобы ты не плакала, мы же с тобой договаривались!
- Ні, співай, онучечка, співай, я нічого.
Перед сном бабушка свечку зажжет, читает «Отче наш», я держу ее за руку, плетусь за ней по всем комнатам, а она каждое окно зажженной свечой перекрестит, пятится назад, в следующей комнате молитву прочитает, мелко-мелко поклонится, а мне темные страшные окна кажутся запечатанными волшебным крестом. Уложит меня в кровать, укроет, перекрестит, я сплю без снов и ничего не боюсь. Война шла, чужие люди шлялись по поселкам, никаких решеток на окнах не было, а меня этот крест так защищал!

Не раз я убеждалась, что молитва помогает, защищает и успокаивает. Года два спустя был такой случай. Зашли за мной подружки, в школу идти, я поспешила, оделась, стала шнурки завязывать на туфлях, а они на узелок затянулись, и ни туда, ни сюда! Я злилась, дергала их, и туфель уже снять не могу. И завязать не могу. Ругаюсь:
- Вот противные шнурки!
А бабушка советует «Отче наш» почитать.
- Что ты, бабушка, я же опаздываю!
Потом - делать нечего, читаю. И - о чудо! Шнурки спокойно развязываются! Вот такое простейшее средство! Навсегда я запомнила бабушкин урок.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/21/2212