Второй выстрел

Владимир Токов
    Начиная с седьмого класса, летом на каникулах, я работал в совхозе. .Родители отправляли меня на летние каникулы не в пионерлагерь, а к маминой сестре в деревню. В деревне был совхоз и все школьники приглашались на любую работу, какая им по душе. Работы в совхозе было много разной, выбирай любую и зарабатывай деньги. После  седьмого и восьмого класса меня устраивали помощником пастуха.  Первый год пас стадо коров, целый день с пяти утра и до самого вечера. Помню на заработанные деньги, родители их не забирали, купил гармошку. Научился играть три вещи: вальс, танго и фокстрот.  Вечерами играл на танцах для молодежи (пяточке). Второе лето пас лошадей ночью. Ночное — незабываемое лето. Костры, печеная картошка. Часов в десять вечера нам их отдавали  и мы возвращали их в шесть утра, после водопоя и купания в речке. После девятого класса работал грузчиком на грузовой машине. Все лето возили различные грузы, чаще всего комбикорм в мешках или строительные материалы. На заработанные деньги осенью купил двухствольное ружье, тульское шестнадцатого калибра. Патронташ с патронами и рюкзак. В те далекие годы ружье не надо было регистрировать. Купил и купил. Через несколько дней оно пригодилось. Гулял около дома с ребятами, потихоньку вели разговор о скором отъезде в город, домой. Вдруг бежит женщина, которая ухаживает за курами в  курятнике. Кричит: «Спасайте. В курятник залетел огромный коршун и убивает кур. Надо срочно бежать туда с ружьем и его застрелить. Иначе он всех кур поубивает». Схватил ружье, побежал в курятник.
 
    Птичник это длинный одноэтажный сарай с двухскатной крышей с набитыми на разных уровнях слегами — нашестами. На них сидели куры.Сегодня таких птичников давно нет. Залетевший туда коршун перемещался под крышей из одного конца  здания в другой периодически опускаясь на  мечущихся по зданию кур. Одного удара клюва коршуна по голове курицы было достаточно, чтобы она перестала двигаться по сараю. Коршун не брал ее когтями, не поднимал с пола, видимо потому, что не знал как выбраться с ней  из сарая на волю. Для этого ему надо было опуститься вниз до дверного проема и через него вылететь на улицу. Сообразить этого он не мог, поэтому летал под коньком крыши из одного угла сарая в другой. В курятнике стоял невероятный гвалт. Куры кричали, в воздухе летали пух и перья - ад кромешный. Видимости никакой. Плачущая птичница показала коршуна и сказала: «Ради бога застрели».  С собой у меня оказались четыре патрона, два  начиненные дробью второго (3,75 мм) и два третьего размера (3,5 мм). Зарядил один ствол патроном с дробью второго  размера, а второй ствол патроном с дробью третьего размера. Стал медленно  продвигаться по проходу в другой конец сарая. Коршун увидел меня, забился в самый верхний угол крыши сарая  и  повернув голову смотрел в мою сторону. По мере моего  приближения к средине сарая, он отпустил когти. Тело его оторвалось от стропильного бревна и полетело в мою сторону под самым верхом крыши. Я вскинул ружье и выстрелил ему на встречу. Промахнулся. Какое то мгновение птичник замолчал. Коршун долетел до конца сарая,  развернулся и вновь пролетел надо мной. Показалось, что его крылья почти коснулись меня Куры стали кричать еще сильнее, чем раньше. Коршун сел на старое место, в самом верхнем углу сарая Сделав еще несколько шагов я прицелился и выстрелил. Коршун камнем упал на пол. Взял его за крылья и вынес из птичника. Работницы стали благодарить спасителя.
 
    Никогда я не видел коршуна близко. Всегда он парил над деревней высоко в небе, кругами облетая свою территорию. Я не разу не слышал, что бы он нападал на кур, гусей и других домашних птиц. Всегда ему хватало мышей, крыс, лягушек и других мелких животных. Часто видел, как он медленно паря высоко над полем, вдруг камнем падает на землю и поднимается вверх  держа в когтях свою добычу.  Принес его домой , замерил размах крыльев - один метр пятьдесят семь сантиметров. Окраска бурая, брюшная сторона светлее, с темными продольными пестринами, верх головы светлый.  Попал в грудь двумя дробинами. Это был второй выстрел из нового, купленного на  заработанные самим деньги. Оно и сегодня при мне.