Три шарика

Елена Зорина Долгих
                Три шарика

Мой дед по отцу,  Степуленко Пётр Михайлович, прошёл всю войну, начиная с 1941 года, два раза был ранен, получил медали: «За отвагу», «За боевые заслуги»  «За взятие Берлина», два  ордена «Славы». О войне говорил мало, редко, не любил вспоминать, а если начинал разговор, то вскоре умолкал, замыкался, едва сдерживая слёзы. Мне известно всего два-три эпизода, произошедших с ним во время войны, но со времени его смерти все они обросли домыслами,  я не могу ручаться за их точность. Этот рассказ – дань любви и уважения моему деду, обыкновенному русскому солдату-пехотинцу. 
***
Раннее утро, солнце ещё не показалось из-за сопок, я крепко сплю, но запахи с кухни заставляют меня вынырнуть из сладкого забвения.
-Проснулась, сапушка! – колючая щека деда соприкасается с моей. Я чувствую его губы у меня на виске, и запах крепкого табака щекочет ноздри. Чихнув, я окончательно просыпаюсь и крепко обвиваю дедушкину шею. Он подхватывает меня и несёт на кухню, где бабушка жарит блины на большой сковороде. Усевшись на табурет, дед таинственно поглядывает на меня:
-Ну? Сколько блинков съешь?
Я кручу головой:
-Один!
-Во как? А что ж так мало?
-Так они ж большие, деда! И молока стакан!
Дед смеётся:
-И сметанки сверху!
Мы едим блины, пока не приходят мама и отец.
-Вы что так рано встали? – удивляется мама.
-С внучкой гулять пойдём!
-Гулять? Ура! Деда, а куда?
-Так, куда скажешь, туда и пойдём.
-Тогда на болото! Мне  не разрешают туда ходить,  но с тобой ведь можно, да?
После завтрака, я надеваю сарафанчик, сапожки и бегу на улицу, на крыльцо, где курит дедушка. Мама тихонько что-то ему говорит, а он улыбается в ответ. За ворота мы выходим рядышком, взявшись за руки. Моя ладошка утонула в широкой ладони деда, ей там уютно и тепло. Идём, не торопясь, негромко переговариваясь.
-Много рыбы наловил, дедуль?
-Нормально!
-План выполнил?
Он смеётся:
-А как же! Перевыполнил! А у тебя как дела?
Я вздыхаю:
-Расту помаленьку, но слишком медленно…
Он гладит меня по косичкам:
-Не торопись, жизнь летит быстро.
-Летит? Она что, птица?
-Да как сказать? Иной раз и птица, а то и поездом едет и ракетой летит.
Я хлопаю ресницами и думаю, что дед шутит. Этих взрослых трудно понять, обычно дедуля говорит нормально со мной, но сегодня он странный, задумчивый. У самого болота дед садится на пригорок:
-Давай отдохнём.
-Я не устала, дедуля!
Он прижимает меня к себе:
-Я устал, солнышко моё…
Я озабоченно гляжу в его глаза:
-Деда, ты заболел?
-Есть немного, - отвечает он. Он достаёт из кармана пластилин, три разных по цвету брусочка и мнёт пальцами, делая один большой шарик.
-Смотри, - показывает, даёт подержать. – Один? – Да! – А теперь?  - Он делает неуловимый пасс и в руке у него три разноцветных шарика: красный, жёлтый и голубой. Я восхищена и озадачена, требую повторения. Дед сминает три шарика в один, а потом достаёт снова из кармана три разных. Я весело хохочу и прошу подарить мне эти три шарика.
-Дома отдам, Алёнушка. Пошли дальше!
В этот день я узнала много о болотных травах, ягодах и животных. Мы бродили часа три, в конце концов, я устала и уснула у дедушки на руках. После обеда, мы ловили рыбу на речке, дедуля показывал, как червячка насаживать на крючок, как удочку держать. Я не помню, поймала ли я хоть одну рыбку, но зато помню его крепкую тёплую ладонь поверх мой ладошки на удилище. 
         Вечером он рассказал мне легенду, поразившую моё воображение. Позже мама не раз её мне пересказывала, и я хорошо всё запомнила. В ней говорилось о большой рыбе, которая, превращалась ночами в мужчину и бродила по земле. Однажды ему повстречалась одинокая женщина, они полюбили друг друга. Мужчина не мог остаться на земле навсегда, женщина не могла жить в море, потому они встречались только по ночам. У них родилось много детей, и среди них была девочка, которая  любила отца настолько крепко, что пожелала уйти с ним в море. Однажды утром она прыгнула за ним со скалы и превратилась в дельфина. По ходу рассказа дедушка лепил из пластилина то мужчину, то женщину, то дельфина. Его руки, на вид тяжёлые и неповоротливые, порхали бабочками,  создавая фигурки, изумлявшие моё воображение. Утром я встала поздно. То ли слишком много было впечатлений за один день, то ли я слишком долго не могла уснуть. Проснувшись, первым делом побежала на крыльцо, потом на кухню.
-Бабуль, а где деда?
-Уехал он.
-Как? А почему не разбудил, не попрощался?
-Он тебя поцеловал, и подарок оставил там, возле кровати, на тумбочке.
Я бросилась в спальню. Так и есть! На тумбочке лежало три разноцветных пластилиновых шарика и надувной зелёный крокодил. Это был последний раз, когда я видела дедушку живым, через два  года его не стало. В то лето он приехал попрощаться, провести со мной долгий, полный наивного детского счастья день. Мне было пять лет, деду шестьдесят один год…
 А те шарики я долго берегла, но всё же они потерялись где-то в полёте моей жизни.