Убегал от медведя - попал в яму

Александр Галин 2
      Всё лето  наша дочь Таня гостила у  своей бабушки в Бурее Амурской области. Вчера Люда уехала в Бурею, чтобы привезти  Таню домой в Магадан. Сегодня у меня свободный день от работы и я решил поехать на сопку пособирать бруснику. На рейсовом автобусе доехал до поселка Дукча, а дальше  пешком стал подниматься в сопку по знакомой мне тропинке к тем местам, где в прошлую осень  собирал ягоду. Погода была нормальная: небольшая облачность, а  в основном было солнце. На душе хорошее настроение. Скоро  уже был на полянке, где была брусника. Брусника уже вполне поспела и хотя её было и не так много, но   через  час, полтора  ведёрко моё уже наполнилась больше чем на половину.

      Вдруг сзади в кустах я услышал треск сломанной ветки. Оглянулся и обомлел, метрах  в тридцати  увидел медвежью морду. Остолбенев, я глядел на него, а он на меня. Это было так секунды две, не больше, потом я развернулся и бросился наутёк в противоположную сторону. Медведь дал мне пробежать метров двадцать, а потом вышел из кустов и потрусил в мою сторону. Я решил отвлечь его от себя, бросил ведёрко с брусникой на землю и прибавил скорость, убегая в кусты. Хитрость моя удалась. Медведь заинтересовался моей ягодой, остановился и начал жрать. Я продолжал бежать по кустам. Через несколько минут сквозь кусты я уже не мог видеть моего преследователя, сбавил скорость, углубляясь в кустарник. Неожиданно подо мной проломилась сухая куча веток и я провалился в яму. Яма была прямоугольной формы, с отвесными стенками, глубиной выше моего роста.  Очевидно,  это был разведочный шурф, вырытый геологами лет 20 или  больше назад. Таких шурфов по всей Колыме  в своё  время было вырыто  достаточно много.

       Как говорится, из огня и в пламя. Ошарашенный таким поворотом дела, присел в уголочке на корточки, и после кроткого обдумывания, неожиданного сложившегося обстоятельства, сделал попытку выбраться из ямы обычным способом – ухватиться за траву, росшую на краях ямы, и выползти на верх, но трава вырывалась с корнями, осыпалась вместе с грунтом, не выдерживая моего груза.   После нескольких попыток пришлось отказаться от такого варианта. В полуметре от края рос кустарник толщиною в руку, хорошо бы ухватиться за него, но до него мои руки не дотягивались. И тут пришла мысль: перекинуть через ствол верёвку и, ухватившись за неё, подтянуться и выползти наверх. Верёвки у меня не было, но на мне  были джинсы. Снял джинсы и начал при помощи сухой ветки толщиной в палец проталкивать одну штанину к стволу куста. Ветка была полугнилой и я действовал ею осторожно, так как если бы она сломалась, то надежды выбраться из ямы у меня не осталось бы.

      Дотолкать край штанины к стволу куста было не трудно, но мне надо было завести штанину за ствол, чтобы затем притянуть её к себе. Это  дело было посложнее, но  через полчаса штанину всё же кое-как удалось завести за ствол. Теперь  оставалось её притянуть к себе. Для этого мне пришлось при помощи перочинного ножа на утолщенном конце ветки сделать небольшое отверстие и вставить туда  кусок веточки в качестве крючка. Этим крючком я цеплял штанину и тянул её на себя. Крючок несколько раз ломался. Я вставлял новую веточку и повторял свои попытки вытянуть штанину снова и снова. Провозился с этим занятием не менее часа и мои усилия были не напрасными. Теперь на краю ямы лежали две штанины, за которые можно ухватиться руками.
В стене ямы  перочинным ножом сделал три небольших углубления для упора ногами. Всё готово. Перекрестился три раза и начал выбираться.
Ура! Я наверху. Полежал на краю минуты три, одел джинсы и направился в сторону трассы. Через несколько минут  вышел на тропинку, по которой когда-то проехал гусеничный трактор или какой другой транспорт. Скоро вышел на трассу и пошёл по трассе к посёлку на автобусную остановку.
      Вот так окончился мой поход за брусникой.