Рецензия на спектакль Метод Грёнхольма

Игорь Тазеев
"Метод Грёнхольма" (Учебный театр "ГИТИС")

"Здравствуйте! Добро пожаловать! Как вам известно, мы приступаем к отборочному туру, по результатам которого одному из вас предстоит занять пост коммерческого директора фирмы "Декия"."

В 2003 году испанский драматург Жорди Галсеран написал пьесу "Метод Грёнхольма", которая буквально взорвала театральное сообщество. Пьеса сразу же заинтересовала театры по всему миру, была переведена на многие языки и пользовалась, да и до сих пор пользуется, огромным спросом у зрителя. Более того, в 2005 году испанский режиссёр Марсело Пиньейро снял по пьесе одноимённый фильм, впрочем, получившийся достаточно блеклым по сравнению с оригиналом, хотя и сумевший завоевать несколько национальных кинопремий.
Сюжет пьесы прост и актуален по сей день: в офисе крупной компании собираются для прохождения собеседования на высокооплачиваемую должность коммерческого директора четыре кандидата - три мужчины и одна женщина. Вся изюминка состоит в том, что это не обычное собеседование, а, скорее, психологическая игра, где каждый из кандидатов - её участник. И для того, чтобы победить, нужно вывернуть весь внутренний мир остальных наизнанку, заставить конкурентов сдаться прежде, чем они заставят сдаться тебя. Любой ли сможет выдержать подобную психологическую атаку и на что готов пойти каждый, чтобы занять столь желанное место? Ответ совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
Должен признаться, я большой поклонник этой пьесы. Отлично помню, какое неизгладимое впечатление она произвела на меня, когда я прочёл её в первый раз, и как сильно меня разочаровала экранизация. Поэтому, на дипломный спектакль студентов 4 курса актерского факультета ГИТИСа я шёл с некоторыми опасениями. Которые, к счастью, совершенно не оправдались.
Если честно, то до этого момента постановки выпускников последних лет ГИТИСа меня особо не радовали (вспомнить, хотя бы, ту кошмарную "Красавицу из Линэйна" на "Открытой сцене", или достаточно посредственные "Двадцать минут с ангелом" там же). Тем приятнее было наблюдать вчера то, что создавали на сцене подопечные Бориса Афанасьевича Морозова под руководством режиссёра-педагога Татьяны Морозовой.
Для начала - о постановке. Очень сложно выразить всё, что я чувствую по отношению к спектаклю не "спойлеря", так что постараюсь покороче. Это было потрясающе! По-настоящему мощно, пробивающе и добравшись до самой души! Эмоции так и выплёскивались со сцены на зрителя, небывалый накал страстей и атмосфера серьёзного психологического давления не давали расслабиться ни на секунду, полностью погружая зрительный зал в события, разворачивающиеся на сцене. На полтора часа мир учебки ГИТИСа действительно смог превратиться в офис "Декии" - столь желанной для четырёх молодых людей фирмы.
Я остался в восторге практически от всего - от сценографии, от актёрской игры, от созданной авторами спектакля атмосферы, от работы со светом. На редкость удачный и действительно пробирающий спектакль за одним исключением. Минимализм. Вот что в постановке было лишним - так это минимализм. И соответствующие изменения в сценарии под стать выбранному стилю. Вообще, офис - не самая сложная в плане реквизита локация, тем более, когда весь он прописан в тексте пьесы. И тем более - когда от этого зависит сюжет. В результате - минус целая сцена конкурса со шляпами (считай - минус история) и достаточно убогое убранство. Совсем не по-театральному. Хотя, должен признать, находка с очерчением стен помещения белыми линиями по полу - вполне оригинально и забавно. К тому же, это - единственный минус спектакля.
Ну а к главным достоинствам постановки я, конечно же, отнесу великолепную актёрскую игру. Очень редко удаётся попадать на спектакли с такой мощной, яркой и живой, натуральной игрой!
Больше всех меня впечатлил, конечно же, исполнитель роли Фернандо Илья Акинтьев. Он каждое мгновение спектакля жил своей ролью. Илья исчез де-то там, за кулисами. На сцене существовал исключительно Фернандо Порта. Без сомнений - Илья - один из лучших молодых актёров современности. Он настолько живо и естественно играл, настолько потрясающе передавал эмоции и внутренний мир своего героя, настолько легко переходил из одного состояния в другое, что я, честно признаюсь, был ошарашен. Бешеная самоотдача и такая лёгкая и натуральная естественность. Причём, насколько глубоко актёр вжился образ своего героя, можно было судить по его эмоциям - искренним и очень живым, по его реакции, по его движениям. И это было действительно потрясающе и непередаваемо! Особенно меня (да, судя по реакции, и весь зал) поразила сцена диалога с Мерседес - это не только гениальная и весьма неожиданная находка в плане эмоциональной подачи материала, но ещё и очень сильное и безупречное исполнение - всё смотрелось максимально натурально и действительно цепляюще и ошарашивающе. Илья - браво!! Обязательно приду взглянуть на другие Ваши работы!
Также, если говорить об открытиях, был поражён игрой Александра Макарова, исполнившего в спектакле роль Энрике Фонта. Абсолютно безупречная игра, великолепная подача образа и очень внимательный подход к своему герою. Было видно, что Саша максимально вжился в роль, что он перестал существовать как актёр на время спектакля и превратился в одного из четырёх претендентов на вакантное место. Я полностью ему верил. Его эмоции, его мимика, его язык тела, его реакция на происходящие события - всё было максимально искренне и невероятно живо. Неповторимые ощущения! Спасибо, Александр!!
А вот о Воропаевой Анне, сыгравшей в постановке Мерседес Дегас, у меня сложилось двоякое впечатление. Я так и не смог сказать по этому спектаклю, гениальная она актриса или просто действительно хорошая. Отличие от Ильи и Саши было на лицо - если в их Фернандо и Энрике я ни на долю секунды не сомневался, то что-то в Мерседес меня постоянно возвращало "с небес на землю". Анна действительно очень здорово смогла передать свою героиню, особенно её эмоциональный фон. Смогла прожить на сцене эти полтора часа жизни Мерседес (чего только стоит её пощёчина или финал диалога с Фернандо - весь зал замер в шоке!). Но, всё же, у меня сложилось впечатление, что местами её игра чуточку выбивалась из рамок образа и выходило небольшое переигрывание. По крайней мере, это обратило на себя внимание. Плюс, я всё же считаю, что слёзы на сцене должны быть настоящими. И должны быть. Здесь. Анне есть куда стремиться, но о чём не поспоришь - талант у неё определённо есть, и не малый! Отличная и очень живая игра!
Ну а самое неоднозначное впечатление на меня произвёл Карлос Ивана Гришенкова. Казалось бы - точное попадание в образ, абсолютно галсерановский персонаж, но вот игра... Игра немного была подпорчена тем, что её было заметно. В начале постановки Иван был то ли зажат, то ли не до конца вошёл в роль, но ему однозначно не хватало естественности. Была какая-то напускная наигранность, местами актёр немного переигрывал. Но когда дело дошло до его "главного выхода" - тут Иван словно преобразился. Актёр исчез со сцены. Перед зрителем предстал Карлос Буэно во всём своём великолепии. Во всей своей трагедии. И эта игра Вани мне по-настоящему понравилась, пробила. Молодец!
Так что, резюмируя, отмечу, что у ребят получилась очень качественная и сильная постановка - захватывающая и интересная. Мощный психологический офисный детектив. Острая история о том, что остаётся от человека, готового на всё ради карьерного роста. Жёсткая сатира на современное общество и его ценности. С совсем не студенческой игрой и невиданным эмоциональным накалом страстей. Обязательно посетите спектакль в этом составе и я уверен - вы уйдёте другим человеком! 9 из 10! Аплодисменты. Занавес.

"Человек или работает, или нет. Всё. Такова жизнь."