Ты можешь...

Александр Терещенко Цой
Отец ушел от нас, когда мне было тринадцать. Мама долго не могла успокоиться. Да и мне было тяжело, я очень нуждался в его поддержке. Три года он почти не давал о себе знать, только регулярные переводы. Правда, было три-четыре звонка, но разговора не получилось.
Когда я отмечал семнадцатилетие отец позвонил и поздравил с днем рождения. С того дня он стал часто звонить. Разговоры поначалу  были короткие, но потом все больше тем появлялось для общения. Наследующий год отец приехал к нам в гости со своей новой семьей. Это было и интересно и тревожно. Но все прошло хорошо, мама не вспоминала при отце прошлого, мы общались как старые друзья. Мне было интересно, почему это вдруг отец стал так тянуться к общению со мной. Я задал этот вопрос отцу, он сказал:
- Я понял, что упускаю нечто важное в жизни. И это важно не только для меня, но и для тебя.
Через год отец переехал со своей семьей  в наш город. Они купили дом в десяти минутах ходьбы от нас. И правда, началось счастливое для меня время. Отец тоже радовался сближению со мной. Я помню, каким он был до развода с мамой. Часто гулял один, если его что то мучило, то он молчал. Он как будто жил в своем мире. Сейчас это был другой человек. Нет, он не навязывался, но всегда находил повод для общения, устраивал совместный отдых. Ни одно событие не проходило не отмеченным. Отец делал все, чтобы наши семьи сдружились, и он добился этого.
Шли годы, я обзавелся своей семьей. Всякое бывало, но у меня получалось сглаживать острые углы в семейных разногласиях. Отец тактично интересовался моей семейной жизнью, он говорил, что все зависит от меня. Порой помогал найти верное решение какой-нибудь семейной проблемы.  Но, все-таки, я не избежал кризиса семейной жизни. Пришло время, когда стали рушиться наши отношения с женой. Мне часто приходила мысль: неужели я повторю то, что было с отцом. Я очень не хотел сделать своего сына несчастным. И вот теперь я, как когда то мой отец, гуляю один и пытаюсь найти решение.
Как-то, вечером я зашел к отцу в гости. В последнее время мы с ним виделись не часто, он серьезно болел, а у меня работа отнимала много времени. Отец заметил мое удрученное состояние и все понял без слов.
- Сынок, я хочу рассказать тебе одну историю, которая повлияла на меня, заставила меня задуматься над своей жизнью.
 Я тогда часто ездил в командировки, каждые две недели, мне это не нравилось, но другой подходящей работы не было. На обратном пути была одна остановка, когда наш поезд пропускал встречные товарняки. Стоянка была примерно час. Я ходил в станционную столовую, там готовили неплохой борщец. Это была зима, вагон плохо отапливался и горячий борщ был как нельзя кстати. Купив порцию, я осмотрел зал, мест свободных не было. Я подошел к ближайшему столику, за ним сидел молодой человек лет двадцати пяти. Перед ним стояла бутылка водки и тарелка с нарезанным лимоном. Парень сидел, опустив голову, и водил круги рюмкой по столу. Я спросил разрешения сесть, на что он молча кивнул, не поднимая глаз. Я расположился за столом и уже готов был отдаться во власть вкусов, как парень поднял голову и посмотрел на меня. Я немного опешил, в его глазах была смесь тоски и разочарования.
- Хотите водки? – спросил он.
Естественно я не отказался. Ну, еще бы, водка, борщ это же было великолепно! Я достал свой походный стаканчик, он налил нам и поднял рюмку.
 - За что выпьем? – спросил я.
- За мой день рождения, - сказав это, парень грустно улыбнулся.
 - Я только за, но почему вам не весело в этот день? Такое событие хорошо отмечать со своей семьей или друзьями.
Парень сказал, что для него в этом дне не осталось ничего радостного.
 - Я и раньше не очень любил дни рождения, а теперь у меня его вообще не стало. Его забрал мой отец.
Мне показалось, что парню хочется выговориться, и я не ошибся. Он выпил и рассказал весьма невеселую историю:
«  Одиннадцать лет назад отец бросил нас. Мне тогда было четырнадцать, а сестре шестнадцать. Я помню, как спросил у мамы:
- Папа вернется?
 Она заплакала и сказала:
- Нет.
 Без отца в семье стало пусто. Я все ждал его возвращения, но этого не произошло. За все время он два или три раза написал и несколько раз позвонил. Хотя я часто думал о нем, но для меня он все больше и больше становился далеким и чужим. Прошлой зимой, в этот же день, я был выходной по случаю моего дня рождения, мой начальник сделал мне такой подарок. Мы с сестрой ждали прихода мамы, чтобы начать приготовления к приему немногих гостей. Раздался звонок в дверь, я открыл, на пороге стоял отец. Я не сразу узнал его, но это было только первые несколько секунд. Он выглядел не очень хорошо. Бледный, не бритый, при плохом освещении его можно было принять за пьяницу. Только аккуратность в далеко не новой одежде опровергала все эти домыслы.
 - Здравствуй, сынок. Можно войти?
Я впустил его, и мы прошли на кухню. Сестра, увидев отца, расплакалась. Отец обнял ее:
- Ну что ты, доня, не надо.
 Мы сели за стол, у меня всегда были готовы слова к его возвращению, но в тот момент они все выветрились из головы. Я так ничего и не успел сказать, как пришла мама.
- Какие люди!- с усмешкой сказала она, увидев отца, - Что так? По деткам заскучал через столько лет или выгнали? Наверное, выгнали, вид у тебя как у бомжа. Старый стал, никому не нужный. А как ты хотел, что сделал, то и возвращается к тебе
 Я видел, что отец хотел что-то сказать, но не решался. Мама еще много чего неприятного ему сказала. Сестра пыталась успокоить маму, но та не замолчала, пока не выговорила все, что наболело. Отец был бледнее бледного, попросил воды. Я подал стакан с квасом, он достал таблетку и запил ее. Заметив мой вопросительный взгляд, сказал, что врач прописал ему специальные витамины. Мама сказала, что ей некогда лясы точить, скоро придут гости, а у нас ничего не готово. При слове «гости» отец оживился. Открыл сумку и достал небольшую коробку:
- Это мой подарок тебе
 Мама сказала, что он мог бы и покрупнее подарок купить, за столько то лет. Отец поднялся и сказал, что ему пора. Разговора у нас так и не получилось. Я видел, что ему хотелось этого, но ситуация была не та. Можно было бы прогуляться с ним и поговорить, но я не сделал этого. Не пришла эта умная мысль мне тогда в голову. А потом было поздно.
Через три дня я смотрел вечерний криминальный выпуск по местному телевидению. В конце выпуска показали фото мужчины и сказали, что он был найден мертвым в гостиничном номере. Это был отец. У меня было такое чувство, как будто мне вырвали сердце. На следующий день я пришел в местное отделение милиции и сказал, что найденный мужчина мой отец. Спросил о причине смерти, это был сердечный приступ. Теперь была ясна причина его бледности, и понял, что в тот день, когда он пришел к нам, я упустил последнюю возможность поговорить с ним. Я чувствовал опустошение внутри. Мир окончательно стал мрачным.
Мне выдали его вещи. Через два дня я договорился о похоронах. Нас было трое: я, сестра и мама. Отца похоронили рядом с могилами его родителей. Вечером того же дня я перебирал вещи отца и нашел его телефон. Я его включил и через пару минут раздался звонок. Высветилось имя: Алексей. Мне не хотелось отвечать, но я все же поднял трубку.
- Олег, мать твою за ногу, ты почему не отвечаешь на звонки!? Твоя жена оборвала мне телефон, да и я переживаю.
 Я сказал, что отец не может ответить, он умер. Алексей несколько секунд молчал, а потом я услышал такой мат, которого не слышал за всю свою жизнь. Он проклинал всех и вся, говорил, что отец подставил его, как он это сможет сказать его жене. Когда Алексей немного успокоился, я спросил его, как отец жил все это время. Алексей рассказал. Я узнал, что никто не выгонял отца. Отец и его новая семья жили тяжеловато. Ему приходилось много работать, очень хотел приехать в гости к нам, но не мог накопить денег. Алексей предлагал ему деньги, но отец не хотел утруждать друга. Последний год сильно болел. Алексей сказал, что отец все же занял у него денег на поездку, но он и подумать не мог, что тот купил билет в один конец. Хотя, как он сказал, отец как то странно попрощался с ним. Как будто виделись в последний раз. Видимо, отец чувствовал, что ему осталось немного».
У меня непонятное творилось в душе, мне на мгновение показалось, что я увидел наше будущее. И мне оно очень не понравилось. Тут объявили о посадке и я, едва успев поблагодарить за угощение, рванул к поезду. Весь остаток пути у меня не выходила эта история из головы. Я решил, что нужно сделать все, чтобы наши отношения с тобой наладились. И я рад, что это получилось. Ты понял, к чему я это все рассказал?
- Да, пап, понял, - ответил я и обнял отца.
Видно было, что отец очень устал, я попрощался и пошел домой. Через месяц отец умер. Я чувствовал печаль, но не было разочарования. Спасибо отцу за это. Не знаю, как сложится моя жизнь дальше, но я ни за что не допущу, чтобы мои дети из-за меня испытали разочарование в жизни.