Смыслы

Игорь Ко Орлов
В поезде дальнего следования, кроме прочих людей, ехало трое мужчин среднего возраста. По воле случая они оказались пассажирами одного комфортного купе. Люди эти были уже достаточно зрелые и состоявшиеся в жизни, и при этом открытые для свободного общения. Такие способны общаться свободно, с интересом слушать других, без попыток навязывать свое мнение или подчеркивать себя. При этом и сами условия длительной поездки в компании в одном купе предполагали возможность знакомства и непринужденного, а может быть и интересного, общения.

Один из мужчин, назовем его Семейным, объяснив название позже, ехал в командировку по своей работе. Он работал менеджером одной компании и периодически ездил в командировки. В сумке своей он вез как драгоценную реликвию фотографию своей семьи: он, жена и их четверо детей. Две младшие девочки и два старших мальчика.

Второй мужчина, назовем его Профессионалом, ехал на симпозиум врачей, где, в том числе, было запланировано и его выступление. В своем небольшом чемоданчике он вез полезную для симпозиума информацию: разные книги и брошюры по хирургии.

Третий мужчина, назовем его Предпринимателем, ехал на заключение сделки, выгодного контракта с одним контрагентом. Он вез в своем дипломате необходимую для переговоров документацию. Все основные материалы для встречи, исходная и важная информация, ключевые аргументы были зафиксированы в электронном виде в его изящном нетбуке.

Вначале, как обычно бывает, пассажиры познакомились, общались на общие темы про политику, культуру, спорт. Но так, будто поверхностно. Найдя друг в друге интересных собеседников и порядочных людей, познакомившись чуть ближе, они перешли на более душевный разговор, к более осмысленным и интересным темам. Им стало интересно узнать друг о друге побольше, в рамках того, что каждый считает возможным  рассказать. Такое бывает в разговорах. И сейчас случилось так.
Комфортное купе, проводница принесла чай, приятные собеседники, мягкая дорога – разговор пошел.

Первым рассказал о себе Семейный. И из его рассказа станет понятно, почему, не назвав его имени, мы именно так именовали его.

- В годы детства и ранней подростковой юности,  я не особо был  избалован вниманием  девушек. Хотя мне очень хотелось каких-то сильных отношений, романтической любви. Но не получалось. Дружил, общался с девушками,  не более. Посвящал себя учебе, спорту, музыке. Но в душе мне всегда хотелось найти девушку своей мечты, близкого мне человека. В институте, наоборот, получилось так, что стал нравиться, встречался и много девушек было. Это давало какой-то отрыв, но не приносило радости. Чего-то важного не хватало. И было так, период какой-то бессмыслицы, пока не нашелся тот человек, та девушка, которая стала затем моей женой. У нас оказалось много общих ценностей и подходов жизни. И через некоторое время нам с женой показалось, будто мы всегда знали друг друга и наша встреча не случайна. Ее мечта тоже была о том, чтобы найти близкого человека и создать с ним крепкую семью. В нашей совместной жизни  очень быстро отпали мечты о романтической любви и очень скоро мы столкнулись с суровой прозой жизни. Но как ни странно, именно этот момент еще больше объединил нас с женой. Нам стало интересно, вопреки суровым законам жизни, строить и создавать совместно уютную семью, в которой хорошо живется всем. И мы обоюдно стали делать это. Вопреки трудностям нашей тогдашней жизни, мы редко ссорились, а поссорившись - быстро мирились.  Мы создали с женой уютную семью и в ней пошло прибавление. У нас появилось сначала два мальчика, потом две девочки. И я, и жена, много времени уделяем семье, детям. Весь наш мир построен вокруг мира нашей семьи. Нам никогда не бывает скучно внутри нее. Нам очень хорошо вместе. Было время трудное, я работал на трех работах, чтобы  «кормить» семью. Но в те годы, как сейчас помню, меня согревало главное – я делаю это ради семьи, ради семейного большого смысла. И семья благодарно принимала это. Я чувствовал их любовь и заботу. Наши дети ни раньше, ни сейчас, не бегут «на улицу», не ввязываются в смутные компании. У них богатый внутренний мир. Они находят радость и поддержку внутри нашей семьи.

Двое собеседников внимательно слушали Семейного. Профессионал заметил:

- Да, это большой смысл. Я тоже семейный человек, но все же для меня семья представляет не такой смысл, как для Вас. Я очень рад за Вас и Вашу семью. Действительно, семья может стать маленькой Вселенной, когда она такая теплая и уютная, как у Вас.

- Согласен – заметил Предприниматель – это большой смысл. Я почувствовал, как Вы переживаете это, что вкладываете в него. Желаю добра и мира Вашей семье.

Семейный кивком поблагодарил. Ему будто бы стало хорошо, когда он поведал двум этим малознакомым ему мужчинам о своем главном и большом смысле этой жизни. Заказав себе еще стакан чая, он посмотрел в окно, а потом снова на своих собеседников.

- Да, семья – большой смысл. Не могу рассказать Вам такую же историю про свою семью – продолжил Профессионал – так как она будет выглядеть куда более проще, чем то, что было рассказано сейчас (кивнул в сторону Семейного). Видимо, открытый мне смысл несколько иной.

Я происхожу из рода потомственных врачей. Когда в юности стоял выбор профессии - я, не колеблясь особо, выбрал медицину. Я любил ее с детства, и как-то интуитивно понимал.  В семье родителей все «дышало» этой профессией.  Особо усердно в школе я изучил биологию, анатомию, химию. В мединституте как- то быстро определился со специализацией, что хочу заниматься именно хирургией.

Далее, наверное, все банально, как у любого медика – распределение, начало работы. Я встретил свою будущую жену. Конечно же, как часто это бывает у людей, посвящающих себя профессии, тоже из области медицины.

Профессионалом нельзя стать без практики. Интуиция только ведет путем, но на этом пути есть ежедневная кропотливая, вдумчивая практика, открывающая тот самый профессионализм – смесь чутья и практикой наработанных умений. Особенно, в такой серьезной области медицины, как хирургия. Я начал делать операции сначала ассистентом потом самостоятельно, учился в ординатуре, защитил диссертацию. Не знаю, как поведать это чувство, когда ты идешь к операционному столу, к новому пациенту. Это особое чувство!... Потом я стал уже чаще самостоятельно делать операции. Операции были разные: сложные и очень сложные, когда жизнь людей висела «на волоске». Но меня всегда вдохновлял и поддерживал большой профессиональный смысл: ты здесь, у операционного стола для того, чтобы помочь человеку. Вот он! И все твои знания для того, чтобы сейчас помочь ему. Ты, говорил я себе, пришел к этому, тебе открылось и дано это – иди и делай. Наверное, так…

Профессионал выдохнул и откинулся на спинку. Видно, что говорил он правду и от души, энергетика была в его словах.

- Да, у Вас сложная профессия – заметил Семейный, когда Профессионал сделал паузу.

- Всякая профессия сложна – заметил Профессионал вдумчиво – когда ей отдаешься сполна, когда профессионализм в ней становится главным смыслом.

- У Вас были случаи профессиональных испытаний? – задал вопрос Предприниматель

- Да – ответил Профессионал – они были как в рамках моих профессиональных решений, так и том – оставаться ли в профессии. Были ошибки, переживал, находил исправлял. Было время, когда стало тяжело с деньгами и мне предлагали заняться чем-то около профессиональным за хорошие деньги. Искушение было сильное. Может быть даже и прошло бы незаметно и сошло бы легко. Но я остался в профессии, не ушел в этот мир непрофессионального дохода. Уж коли хирург, врач, так буду верен своему профессиональному долгу. А деньги придут… И приходили.

- Да – заметил Семейный – у меня не было так в жизни. Я менял и профессии, и специальности, чтобы зарабатывать на жизнь и обеспечивать семью. А вы оставались верны своей профессии.

- Иначе я не мог поступить. Я не мог бросить то, что люблю, то, что понимаю и наконец то, в чем я больше всего востребован.

- Это похвально и заслуживает уважения – заметил Предприниматель – успехов Вам в Вашей профессии.

- Один из главных моих успехов в профессии – благодарные люди, которым я помог. И именно это – предмет моей профессиональной гордости. Мог бы рассказать много об этом, да утомить не хочу.

- Слава Богу, что есть такие люди, как Вы. Спасибо Вам. И успехов в Вашей профессии – заметил Семейный.

Профессионал скромно отвел глаза. Ему, как казалось, была чужда слава. Он делал то, что считал смыслом своей жизни, своим профессиональным долгом. За это ли слышать похвалы?  Он молча отпил уже слегка остывший свой чай.

- Ваши рассказы очень сильны и интересны – заметил Предприниматель – наверное, у меня – проще.

Я долгое время не мог понять свое призвание, во что имеет смысл вкладываться и чем жить в этой жизни. Вроде бы все интересно, а вроде бы и ничего особо. Детство и юность прошли обычно, как у многих ребят. Школа, институт, учеба и тусовки, любовь к девушкам, когда взаимная, когда нет. По-разному. Мечтал в детстве, как и каждый юноша о геройской профессии, но будучи прагматиком – очень скоро приземлял свои мечты в реальность. Выбор с институтом был непростой. Пошел в технический ВУЗ, так как  понимал и любил технику. Но когда стал работать – понял, что не особо то и интересно мне работать инженером. Платят мало, заказов особо нет. Когда случились сложные экономические времена – поменял профессию – пошел в новомодные менеджеры. У меня не было тогда семьи и меня не согревала она так как Вас (Предприниматель посмотрел на Семейного). Просто надо было заработать – и я, подумав, сделав выбор, нашел более интересный способ заработка. Меня не останавливала как Вас (посмотрел на Профессионала) любовь и верность к профессии. Да, мне была интересна техническая профессиональная область, но не настолько, чтобы бросить ради нее попытки заработка. Наверное, не тот смысл.

Я стал работать менеджером в компаниях – сначала малых, потом больших корпорациях. Чтобы быть хорошо оплачиваемым менеджером надо укрупнять корпорации в которых работаешь. Закон прост. Но карьера не особо шла. Я видел страшную бессмысленность: больший статус в корпорации приводил к необходимости решать много неинтересных и политически замысловатых задач. Это на любителя. А мне, как я понял тогда – было интересно зарабатывать хорошие деньги, делая что-то полезное, а не играть в корпоративные игры и не тешить себя статусом. Неинтересно.

У меня, признаюсь, возник серьезный кризис тогда. Хочешь больше зарабатывать – расти в карьере, но расти в карьере в корпорациях предполагало зарабатывать за счет чего-то мало интересного мне, бессмысленного для меня. Я ощущал всем своим существом  скудность, пустоту и бессмысленность этой ситуации. К тому времени я уже был женат, были определенные обязательства по обеспечению доходов в семье. А  у меня, как назло, кризис смысла.

Я читал книги о смысле жизни, но они сводились к немного другим вещам, которые оставляли меня равнодушными. Звучало слишком высокопарно и хрестоматийно. Видимо в этих книгах не было ответа на мой запрос – в чем смысл МОЕЙ жизни. И вот тогда я подумал, а может попробовать делать свое дело, делать его так, как это синхронно мне. Я начал заниматься предпринимательством тогда,  не особо понимая даже, в какой сфере его осуществлять.

Просто думая, что предпринимательство принесет мне и деньги, и удовлетворение.

«Купи- продай» не пошло. Не мое. Пробовал посреднические услуги – не мое. Много перепробовал – не идет. Тут уж сильные были эмоции и переживания -  будто бы жизнь не удалась. Хочу жить хорошо, хочу зарабатывать хорошие деньги, хочу делать бизнес – не понимаю как, и не знаю – дано ли мне это вообще.

Осенило вдруг однажды – соединить свои профессиональные познания с бизнесом и в рамках этого возводить успешное предпринимательство. Стал тогда создавать инженерный бизнес, так как понимал его. Стал предлагать инженерные решения и разработки заинтересованным клиентам. Стал искать и находить целевых и заинтересованных клиентов. Научился правильно предлагать, решая проблемы клиентов, в первую главную очередь. Обучился дополнительно на курсах повышения квалификации и поддержки предпринимательства финансам и праву, чтобы правильно вести бизнес хозяйство. В скором времени нашел себе помощников и дело пошло.

Пошли и деньги. И теперь это были уже большие деньги, те самые, о которых мечтал когда-то, работая в корпорациях. Они давались за то, что мне было интересно, в чем я был плодотворен, а не были оплатой бессмыслицы.

И какой-то интересный смысл открылся мне. Не просто «заколачивать» деньги –наверное такая гонка утомляет. Но другое: смысл долговременного успешного предпринимательства (а именно его я и искал). Создать бизнес не столь сложно. А вот сделать его успешным, долгосрочным, узнаваемым и креативным – это уже смысловая задача. Бизнес можно вести по-разному, но хочется работать на долговременность, на развитие, на устойчивость, а не сиюминутную прибыль. Открыл рабочие места людям, профессионалам - технарям, юристам, бухгалтерам, которые могут в моем бизнесе заниматься тем, что они умеют и зарабатывать на жизнь. Бизнес мой не очень большой по размерам, но очень маржинальный по прибыльности – правильно все рассчитал.  И я создаю те решения, тот продукт, который интересен  и полезен людям. А делаю это легко и спокойно, потому что предлагаю на рынке то, в чем силен, что мне дано. Финансовая награда, в виде прибыли, есть отражение моей плодотворности для людей. Если я предложил полезное – клиенты уверенно купят это, заключат сделку, а получив, будут благодарить и закажут еще. А уникальности моей и развиваемого мной бизнеса хватает на то, чтобы не бояться конкуренции, так как всегда будут лояльные и преданные клиенты: нет писателей без читателей, нет артистов без зрителей, нет и бизнеса без лояльных, активных и благодарных клиентов.

Открыв и поняв это, я стал более счастливым и плодотворным человеком.

- Это очень интересно – заметил Профессионал – я никогда не задумывался об этом, мне казалось, что бизнес - это какая-то не совсем чистая игра. Но сейчас, когда услышал Вас, проникся Вашим смыслом – я бы сказал – это очень интересно.

Предприниматель благодарно кивнул, не желая добавлять что-то к сказанному.

- Да, и мне никогда не приходилось задумываться об этом. – заметил Семейный - Я зарабатываю в корпорациях, есть премии – я рад им. Меня больше заботят наши семейные заботы, инновации. На работе я просто выполняю свою работу и зарабатываю деньги, не более, не ища в ней больший смысл.  Я никогда не думал о том, чтобы создать свое дело. Может быть приду к этому по семейным обстоятельствам, а может быть нет.

- Может быть. Дай Бог. Например, в формате семейного бизнеса. Я заметил – добавил Предприниматель – что сделки шли, и все получалось успешно в моем бизнесе, когда я не думал о деньгах, не думал о нуждах своих или своей семьи, а думал именно о бизнесе – как ему было бы хорошо и правильно. При этом я понимал принципы долгосрочного бизнеса и поступал в соответствии с этим. Бизнес требует внимания к себе,  ради него самого, как, наверное, и что-то другое – ценное само по себе. Особенно на начальных ключевых этапах. Он ведь, если подумать, как ребенок – ты его «растишь» своими усилиями и решениями, чтобы он «пошел». И он тогда тебя отблагодарит, когда ты в него вложил душу свою, без привязанности к плодам его, не думая о деньгах и прибыли для себя, а думая о бизнесе как большом живом существе, ценном самим по себе.

- Очень интересный рассказ – заметил Профессионал – успехов Вашему живому существу, процветания Вашему бизнесу.

- Новых сделок и развития – добавил Семейный.

Предприниматель тихо произнес:  «Спасибо».

После таких душевно - смысловых рассказов, в которых всегда много энергетики,  собеседникам захотелось отдохнуть и отключиться на миг от разговоров. Что они мягко и сделали.

Поезд благополучно довез каждого из них до места назначения. Семейного - в место его командировки. И она прошла очень успешно. Профессионала – на симпозиум врачей. И он успешно выступил там и познакомился с интересными профессионалами. Предприниматель, как и планировал, заключил очередную выгодную сделку, обеспечившую его бизнес заказом, прибылью и работой.  И сделка вышла даже чуть более удачной, чем он ожидал.