Эндрю Грей. Проповедь о смерти

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОПОВЕДЬ О СМЕРТИ
Эндрю Грей

Предварительная версия

Кто есть человек, что жив и не увидит смерти?
Пс.89.48

Нам очень сложно принять, что многие, если не все или почти все из нас, присутствующих здесь, в течение следующих тридцати лет или около того должны будут войти в свое вечное жилище. Примем ли мы в вечности радость или нескончаемую боль - нам сейчас трудно определить; но я уверен лишь в том, что все мы вскоре должны уйти и пройти тень смертную, которая закроет наши веки и потемнит наш взор. Поэтому я должен всерьез спросить у вас: о чем бы вы думали, если бы знали, что смерть приближается к вам в эту ночь? Думаете ли вы, что Иисус Христос взошел на небо на подготовить место для вас лично? Конечно, я думаю, что мы все рядом с вечностью, и среди вас сегодня есть некоторые, кого я могу заверить с вызовом всему миру, что они могут и не услышать другой проповеди; поэтому прошу вас всех послушать эту проповедь так, как если бы она была последней, ибо все мы когда-нибудь услышим свою последнюю в жизни проповедь, даже если не мы будем проповедовать вам. Поверьте мне, смерть не минет никого. Где же будут многие из  нас в день посещения нашего, когда запустение придет издалека? Где мы найдем тогда покой, и где оставим нашу славу? Старые богачи, куда вы побежите, когда смерть нападет на вас? Нищие и старухи, и молодые женщины, куда пойдете вы тогда? Издревле Давид знал, что Бог счисляет дни его (Пс.39.5). Это касается любого состояния человека, а именно его младенчества, детства, возмужалости и старости, его рассвета, утра, дня и вечера, ибо вся наша жизнь подобна одному дню. И думаете ли вы, что ваш день уже близок к завершению? 
I. Теперь, прежде чем я начну говорить о чем-то из этого, я скажу несколько вещей, без которых любое понимание этого вопроса, я полагаю, вообще не будет для нас полезным.
Вопрос 1. Является ли законным любого рода желание умереть и вернуться в наш вечный дом? Имеем ли мы право по крайней мере иногда взывать к Богу о том, чтобы вечность приходила к нам скорее?
Ответ. Я говорю, что в некоторых случаях является законным желание умереть, потому что это было желанием Павла: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это гораздо лучше" (Фил.1.23), и: "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2 Кор.5.2). Я очень долго, пока мне не минул двадцать один год, не испытывал такого желания вступить во владение этим драгоценным наследием. Но ясно, в каких случаях является законным желание умереть.
1. Это желание умереть законно, если оно оно вытекает из желания непрерывного общения со Христом и пребывания с Ним; это ясно из 2 Кор.5.6: "зная, что в то время как мы дома в теле, мы устранены от Господа". Таким образом, согласно ст.8, "мы готовы выйти из тела и быть с Господом" (KJV). Кроме того, из Фил.1.23 ясно, что великой целью Павла было ближайшее и ничем не омраченное общение со Христом. Многие могли спросить Павла: что с тобой, почему ты не рад остаться здесь? Нет, говорит Павел, я хочу уйти, и быть со Христом. Разве ты никогда не был с Ним здесь, Павел? Я был с Ним, говорит он, но пребывать с Ним здесь совсем не то же самое, что в вышнем мире. Пока я нахожусь в теле, я устранен от Господа; поэтому, говорит он, я никогда не найду покоя, пока я не буду с Ним рядом, и пока я не получу в вышнем свете этого высшего и благороднейшего из наслаждений, предмета вечного восхищения ангелов.
2. Это желание умереть законно, если оно оно вытекает из чувства превосходства неба и желания принять участие в дивных вещах, которые там происходят: "мы стонем под бременем, чтобы облечься" (2 Кор.5.4). Это стон, как под тяжелой ношей. О чем же ты стонешь, Павел? О том, чтобы смертное могло быть поглощено жизнью!
3.  Это желание умереть законно, если оно оно вытекает из желания избавиться от тела смерти, и от тех соблазнов, что нападают на нас, и от тех притеснений, которым мы вынуждены подчиняться. Несомненно, Павел хотел умереть именно поэтому, когда он возопил: "Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти!" (Рим.7.24). Он жаждал в высшей степени того дня, когда он станет "белым, как крылья голубя". О, говорит Павел, как я жду того дня, когда я облекусь в чистые белые одежды праведности Христовой! Как я жду того дня, когда я войду в Царство, где сатана не может искушать, и никакая тварь не отвлечет меня, и где я буду свободен от всякого соблазна и страха греха!
Теперь, при всем этом, является ли законным желание умереть? Но чтобы подытожить сказанное, я хотел бы сделать четыре предупреждения.
Предупреждение 1. Ваше желание умереть не должно быть самодостаточным, но идти рука об руку с предоставлением себя воле Божией, так что хотя бы оно заполняло многие годы вашей жизни, вы должны быть рады и тому, что прожили их.
Предупреждение 2. Когда ваше желание становится поспешным, многие могут заподозрить вас в том, что вы, как некоторые, когда они сталкиваются с внешним крестом, готовы вопиять: "О, если бы мне уйти! О, если бы я был мертв?".  Но ваше желание умереть должно быть серьезно обдуманным, а не поспешным.
Предупреждение 3. Не должно желать умереть из-за личных страданий. Многие, когда они встречаются с горькой скорби, будут кричать: "О, если бы мне уйти!"; они ждут смерти, как Иов: "О, если бы я мог просить! Если бы благоволил Бог сокрушить меня" (6.8-9 KJV). Это желание было крайне незаконным.
Предупреждение 4. У вас не должно быть желания умереть, чтобы бежать от себя, как у Ионы (4.3). Иона думал, что его репутация погибла и никогда не может быть восстановлена, поэтому он хотел бы умереть. Но я хотел бы сказать вам, что некоторые хотят умереть, когда у них нет ни малейшего желания небес. Что движет христианами, которым так хочется умереть? Не столько надежда, сколько тревога; не столько доверие, сколько нетерпение. Но я говорю вам: если ваше желание умереть не сопровождается желанием небес, его стоит заподозрить. Я бы сказал, что множество тех, что хотят смерти, не имеют ни малейшего желания избавиться от тела смерти, но если вы желаете от него избавиться, что само по себе хорошо, то это единственно подходящее условие для желания умереть.
Некоторые могут иметь сердечное желание умереть, и все же, когда приходит смерть, они больше не хотят умирать. Я наблюдал, что те, кто желал умереть, на смертном одре вопили: о, я хочу еще подкрепиться! Существует большая разница между желанием умереть и самой смертью. Это очень легкая вещь - желать умереть, но великое дело - встретиться со смертью, и посмотреть ей в лицо, когда она придет.
Вопрос 2. Законно ли для христианина желание жить, когда он призван умереть?
Ответ. В некоторых случаях для христианина является законным желание жить, даже когда он призван умереть, что видно из практики Давида, когда он молился о том, чтобы Господь пощадил его (Пс.39.13 KJV). Это очевидно также из доброй практики Езекии (Ис.38.3), когда ему было приказано "привести свой дом в порядок, потому что он должен умереть, а не жить", и он восклицает: "вспомни, Господи, как я ходил пред Тобою в истине и с чистым сердцем, и сделал то, что хорошо в глазах Твоих; и заплакал Езекия сильно", или, как в оригинале, "великим плачем". Но при этом следует принять во внимание следующие два предостережения.
Предостережение 1. Ваше желание жить, когда вы призваны умереть, не должно быть настойчивым, но должно подчиниться воле Божией, ибо если Он благоволит в настоящее время удалить тебя из этого мира, ты умрешь.
Предостережение 2. Ваше желание жить должно исходить из принципа благодати, а также из ее цели, как это наиболее ясно у Давида, когда он говорит: "Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.  Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня" (Пс.38.13-14). Он хотел жить и получить силы, чтобы одержать победу над врагами и их идолами. И это, как и у Езекии, было самым достойным и обоснованным желанием. Однако - говорю это каждому: вы должны исследовать свое желание жить столько же, если не больше, чем желание умереть, ибо все мы хотели бы избежать смерти, если бы могли, но ее царствование остается универсальным, и все мы будем подвластны ему вскоре.
В том, о чем я уже сказал, присутствуют шесть вещей, которые мы должны теперь четко проследить.
1. Прежде всего, является наиболее ясной и непреложной истиной то, что все живущие увидят смерть,  как это видно в этих словах: "кто он, что жив, и не увидит смерти вовек?" (KJV).
2.  Во-вторых, если это правда, что все мы увидим смерть, то почему мы не очень верим в это и не думаем о том, чтобы "избавить душу свою от смерти", то есть от власти ада?
3. В-третьих, каким образом  иногда христианин может победить в твердой вере эту истину, что однажды он должен умереть, как об этом говорит псалмопевец?
4. В-четвертых, почему уверенность в том, что мы умрем, и нет той жизни на земле, что не умрет, должна всегда храниться в нашем уме?
5. В-пятых, почему некоторые люди думают, что этот день столь далеко, как если бы им не предстояло увидеть смерти,  хотя это время наступает, и смерть приближается к ним?
6.  В-шестых, мы должны обратить внимание на то, что христианин, который много размышляет о краткости своей жизни,  несомненно уверяется и в своей смерти, как об этом говорит псалмопевец.
О первой из этих вещей можно сказать кратко: все мы уверены, что когда-нибудь умрем, и я уверен, что никто из нас не будет отрицать этого, и для нас очень ясны и понятны такие слова, как 2 Цар.14.14, Иов 30.23, Еккл.8.8, Евр.9.27. Вполне  ясно, что мы должны умереть. Филипп, царь Македонский, написал на своих дверях: memento mori, помни о смерти. Как сообщается, знатные люди Греции  в день коронации своего царя клали на мраморные плиты дворца камень, который однажды должен был стать его надгробием. Писание сообщает нам, что и цари, и даже самые обездоленные люди в Израиле, хорошо помнили о смерти.    Поверьте мне, смерть может удивить нас, прежде чем мы узнаем о ее приближении, ибо хотя мы определенно знаем, что мы должны умереть, но нет ничего более неопределенного, чем способ, как и время, когда мы умрем. Смерть может настигнуть некоторых внезапно, как Авеля в открытом поле (Быт.4.8), Еглона в его покоях (Суд.3.21) или Саула и Ионафана на поле брани (1 Цар.31).
Теперь, говоря об этом, я, во-первых, скажу немного о тех преимуществах, которые получают те, что живут с постоянной памятью о смерти.  Во-вторых, я дам вам некоторые соображения о том, как подготовиться к смерти. В-третьих, я дам некоторые советы, которые помогут вам подготовиться к смерти, а затем мы приступим к следующему моменту, который мы видим из текста, и я скажу несколько вещей и по его поводу.
Прежде всего, есть несколько преимуществ, которые имеют те, что живут, непрестанно имея в виду ту истину, что мы должны умереть.
1. Прежде всего, убеждение в приближающейся смерти сделает душу очень прилежной в своих обязанностях, как это было с нашим благословенным и Божественным Господом: "Я должен делать дело Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может работать" (Иоан.9.4 KJV),  то есть, смерть приближается, поэтому Я должен работать. Петр чрезвычайно усердно исполнял свой долг, "зная, что скоро должен оставить храмину мою" (2 Пет.1.14). Да, для гурмана это довод: станем есть и пить, ибо завтра умрем. Но не должен ли христианин гораздо больше взывать: Боже, позволь мне больше бдеть и молиться, ибо завтра я могу умереть? Если гурманы и хлыщи используют это понятие, чтобы более энергично искать свои удовольствия - о, насколько больше христианин должен ценить время с тем, чтобы более энергично исполнять свой долг! Поэтому я говорю всем вам:  будьте прилежными, ибо ваша ночь приближается! О, христиане, ожидающие небесного:  неужели вы не боитесь, что ночь может прервать ваше странствие? Ибо если вы будете небрежны на своем пути к небу, то прежде чем вы думаете, вы придете к концу его, и будет уже ничего не сделать! Поэтому трудитесь, трудитесь, доколе есть день, ибо смерть приближается, и тогда все мы должны будем дать Богу отчет!   
2. Убеждение в приближающейся смерти сделает христианина чрезвычайно деятельным; он будет не только старательным, но и весьма серьезным и ревностным в исполнении своих обязанностей. Это ясно из призыва: "Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9.10). Поэтому будьте деятельны, пока вы живы, ибо по смерти вы не будете работать и не сможете ничего сделать.
3. Убеждение в той истине, что мы все должны умереть, поможет христианину не быть подавленным вещами мира сего. Жадные мужчины и женщины, однажды вы пожмете холодную руку смерти, и в один прекрасный день она не даст вам продолжить делать то, что вы делаете. "Мы смотрим не на видимое, но на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор.4.18). "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2 Кор.5.1-2). Разве Павел ценит этот мир? Нет, он знает, что вскоре его колья ослабеют и шатер упадет, и ему придется найти другое жилище. Ибо "проходит образ мира сего" (1 Кор.7.31), и потому должно быть без забот, кроме как угодить Господу (7.32). "Кротость ваша да будет известна всем человекам: Господь близко" (Фил.4.5), как если бы он сказал: смерть приближается, потому я умоляю вас быть трезвыми. Но я думаю, что многие из нас будут найдены, как Саул спрятавшийся, то есть, мы будем лежать среди среди удовольствий уходящего мира. И я говорю вам, что как бы вы ни ухищрялись, однажды смерть порвет струны вашей арфы, и ваша музыка прекратится. Смерть сведет на нет все дела мира сего. О, как блажен человек, который так мыслит о мире на всем протяжении своего пути, который он должен завершить со смертью! Разве не самые проклятые негодяи были вынуждены кричать: я хотел бы отдать десять тысяч миров за Христа? Разве не многие люди, чьим богом было чрево, и слава их была в сраме, были вынуждены кричать в момент смерти: о, проклятый я человек, почему мир сей стал моим богом? Почему я довольствовался миром? Поэтому говорю вам, чему бы вы себя не посвятили: как бы вы ни гнались за миром, смерть приближается, и она заставит все земные утешения умереть.
4. Когда христианин убеждается в той истине, что он должен умереть, то он будет прилагать весьма большое усердие и терпение, чтобы удержаться от греха. Иов, вспоминая о многих своих добрых делах, говорит: "Что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему?" (31.14). Как если бы он сказал: поймите меня правильно, я не хвастаюсь много о себе, потому что я не мог поступить иначе, иначе что бы я должен был делать, когда бы Бог восстал? Как я смогу отвечать перед Богом, если бы я поступил иначе? Я думаю, что однажды это должно побудить каждого из вас сказать: искушение, если я поддамся тебе, что я скажу пред Богом, когда Он встанет порицать меня? Кроме того, вспомним Еккл.11.9, где Соломон отговаривает молодых людей следовать своему тщеславию, и приводит тому причину: "знай, что за все это Бог приведет тебя на суд". Поэтому говорю вам, тем, кто искушается грехом: пусть смерть и суд Божий будут чаще в ваших глазах, и вы сможете бросить вызов по меньшей мере половине соблазнов. Я умоляю вас на все ваши искушения  этим словом: "Что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему?".
5.  Когда христианин убеждается в той истине, что он должен умереть, это делает его весьма терпеливым под каждым крестом, с которым он встречается. Он может встретить любой крест, но примет его тихо и покорно, зная, что смерть положит ему конец; это облака, которые быстро исчезают, и по этой причине Давид так смирен и спокоен, желая:  "Господи, покажи мне конец, и число дней моих" (Пс.39.4 KJV). Он был уверен, что такое знание не лишит его трезвости и терпеливого расположения духа.
6. Следующее преимущество состоит в том, что знание о приближающейся смерти будет побуждать человека искать спасительную мудрость. Моисей так ставит этот вопрос: "Научи нас считать число дней наших, чтобы мы могли приложить наши сердца к мудрости" (Пс.90.12 KJV). Это как если бы он сказал: я не считаю себя мудрым, пока не знаю число дней моих! Я хотел бы, чтобы каждый из вас каждый день с утра, когда вы встаете, подумали: теперь я ближе к вечности, чем был раньше, и с каждым часом я становлюсь все ближе к ней. Думайте об этом чаще, и по возможности всегда,  и вы не удивитесь, когда смерть приблизится к вам. Не все ли мы ближе к вечности сегодня, чем мы были вчера?
7. Седьмое преимущество знания о приближайщейся смерти состоит в том, что оно делает христианина очень заботливым во всем, что касается подготовки к кончине. Действительно, невозможно полагать, что смерть приближается, и никак не готовиться к ней. И также вы не будете заботиться о подготовке к смерти, если вы не имеете твердого представления, что некогда вы умрете. Поверьте, верующий, если он действительно таковой есть, понимает это. О, как страшна для неподготовленного человека встреча со смертью! Он не хочет умирать; он отдал бы весь мир за свою жизнь, но он должен умереть, хочет он того или нет; смерть не будет спрашивать его об этом, когда она придет. И поэтому я говорю вам: приведите свой дом в порядок, ибо вы умрете! Все мужчины и женщины должны привести свой дом в порядок, ибо завтра они могут умереть и быть истребленными из этой жизни! Не думайте, что у вас много времени, ибо говорю вам, что вы никогда не вернете то время, которое потеряете сейчас. Увы, я боюсь, что большую часть лиц, которые умирают сейчас, смерть застигает врасплох, ибо на самом деле относительно людей, которые умерли среди нас и которых мы смогли посетить,  мы можем дать печальный отчет, ибо думаем, что в основном они принадлежали к четырем видам.
(1). Во-первых, когда мы посещали некоторых лиц, находящихся на смертном одре, они были подобны Навалу: их "сердце умерло в них", они тяготились смертью не более, чем если бы она была фантазией. Увы, эта великая глупость настигла многих, и поэтому я умоляю вас не медлить с покаянием до смерти, пока Господь не забрал ваш ум, ибо вы не можете покаяться в тупости и бесчувствии.
(2). Другого рода людей мы нашли в самонадеянном расположении, ибо они говорили, что у них была благая надежда во все их дни и они не теряют ее сейчас, и она "до могилы по правую руку их", иначе говоря, они жили самонадеянно и готовы были умереть в том же заблуждении.  Ибо, когда мы говорили им, что, по всей вероятности, они идут в ад, они отвечали: нет, я всегда был честным человеком. Увы, много таких честных мужчин  и женщин в аду в наше время!
(3). Третьего рода людей мы нашли имеющими некоторые религиозные убеждения и даже ощущение, что они были глупы во все свои дни, но мы не могли заставить их пойти дальше. И я скажу, что сколько таких идет в могилу, имея некие верования, но не имея Христа, спускаются в ад со свечой в руках, и на самом деле большая часть людей умирает именно таким образом.
(4). В-четвертых, есть люди, которых мы застали в самодовольном расположении, ибо они опирались на завет дел и на свои собственные достоинства, без всякого познания праведности Христа.  Но, увы, найдем ли мы из тысяч людей, находящихся в таком расположении, тех, кто скажут: "Хочу разрешиться и быть со Христом, ибо это намного лучше", и взывающих: "Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?". Поэтому говорю вам всем здесь: когда смерть приблизится, в каком состоянии вы будете? Займитесь же своим трудом сейчас, пока смерть не занялась вами!
8.  Последнее преимущество, которое дает христианская вера знающему ту истину, что ему предстоит умереть - это то, что смерть не будет так страшна ему, как для многих, к кому она приходит. Что, думаете вы, делает смерть царицей ужасов? Что заставляет человека трепетать как лист дерева, когда он вызван предстать пред судом Божиим? Я боюсь, что многие именно из-за этого не думают о смерти, прежде чем она придет, с тем чтобы подготовиться к ней; и боюсь также, что многие здесь боятся смерти, и что, когда, она придет к ним, они скажут ей, как сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой? Конечно, смерть примет вас и выведет на судилище Христово, поэтому используйте все возможности, чтобы чаще размышлять о ней и готовиться к ней; поверьте мне, смерть значит очень многое, и однажды вы испытаете в своей душе ужас, если в ней не будет мира с Богом. Я не знаю ничего более страшного, чем смерть с виновной совестью.
I. Первое, что я должен извлечь из этого наблюдения над той самой определенной и непреложной истиной, что все люди когда-либо увидят смерть - это возможность предоставить вам некоторые соображения о том, как подготовиться к смерти. Это нелегкий труд - молиться и размышлять надлежащим образом, но я должен сказать, что еще более нелегкий труд умереть надлежащим образом, как умирающие в Господе. Смерть лучше и яснее всего выявляет, каков христианин и в чем результат его усилий, и теперь я скажу о тех вещах, которые смерть выявит в вас.
1. Смерть испытает реальность и силу вашей веры. Для вас может быть легко не отставать от веры под многими трудностями, но смерть подвергнет вашу веру самому большому из всех мыслимых испытаний. Вы знаете, что вера сильных верующих может укрепиться и обычно укрепляется перед смертью, и они получат то, чего не получали раньше, но именно для этого они готовились к смерти.
2. Смерть испытает реальность вашей любви к Богу. Люди могут претендовать на любовь к Нему, но смерть прояснит, что это за люди. Любите ли вы Его больше, нежели самого себя? Любите ли больше, чем свою жену, родных, друзей? Ваше нежелание умирать дает много оснований опасаться, что все это для вас дороже Христа, и потому вы не сможете ответить на Его вопрос, как Петр: Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя!
3.  Смерть испытает ваши наслаждения. Некоторые из вас могут быть не готовы думать, что вы расстанетесь со многими наслаждениями, на которые рассчитывали. Я знаю некоторых, которые думали, что они встретились с Богом, но когда пришла смерть, Он обескуражил их; поэтому подготовка к смерти несомненно должна прояснить, чего стоять ваши наслаждения.
4. Смерть испытает ваше терпение. Вам может казаться, что вы терпеливы, но когда приходит смерть и вам надлежит умереть, она проверит, чего стоило ваше терпение, и оно чего-то стоило, лишь если вы подготовитесь к суду Божию.
5. Смерть испытает реальность ваших обязанностей, и то, находили ли вы в них должное удовлетворение. Она испытает, читали ли вы Писание, молились ли, имели ли общение с Богом, надлежащую надежду и основания для уверенности, и, поверьте мне, она может изменить ваши мысли обо всем этом, ибо есть люди, которые читали Писание и молились, и все же не нашли удовлетворения на смертном одре, ибо не сочли нужным готовиться к смерти.
6. Смерть в высшей степени испытает вашу искренность, ибо когда она приходит, лицемер, хотя он может всю жизнь не знать своего пути, несомненно выйдет к свету, и ему откроется, что он за человек на самом деле.
7. Смерть откроет вам многие забытые и тайные грехи, о которых вы могли никогда не думать раньше, ибо даже если вы забыли о них, смерть поставит их между вами и светом Лика Божия.
8. Смерть испытает ваше умерщвление греха. Многие думают, что они поднаторели в этом, но только смерть будет пробным камнем для нашей греховности.
9. Смерть испытает ваши надежды, реальны они или нет. Я говорю о том, что все остальные милости подвластны вере, и вера ведет нас к торжеству последней милости, которая должна победить, когда все другие милости ослабеют. И наша вера должна быть достаточной, чтобы ввести нас в вечность и преодолеть все ужасы смерти, и пребывать с нами, пока наша война не закончится.
II. Второе соображение о памяти о том, что вы должны умереть, таково, что если вы молитесь неправильно, вы можете получить просимое; если вы размышляете или приступаете к таинствам неправильно, это не обязательно причинит непоправимый вред, но если вы умрете не должным образом, этого уже будет не исправить никоим образом. Поэтому готовьтесь к смерти так, чтобы умереть достойно, ибо мы умираем один раз.
III.  Третье соображение о памяти смертной состоит в том, что "блаженны умирающие в Господе" (Откр.14.13). Знайте же, что такая подготовка к смерти, после которой вы сможете умереть в Господе - это единственный способ обрести вечное счастье. Я признаюсь, что нелегко сказать, труднее ли хорошо умереть или хорошо жить. Я не буду отвечать на этот вопрос, но предлагаю вам ответить на него самим.
IV. Четвертое соображение о памяти смертной таково: хотя бы вы перед смертью разложили все свои дела на ладони, вы найдете, что смерти есть дело до всех них. Для вас много могут значить и ваше терпение, и ваше оправдание, и ваша уверенность, но что из этого сохранится, когда приблизится кончина? Неужели все это не понадобится вам тогда?  А потому я могу сказать вам, как говорил Моисей в своей песне: "О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!" (Втор.32.29). О, если бы вы имели эту часть Божественной мудрости! Я прошу вас помнить печальные слова: "Но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя" (Пл.Иер.1.9). Так будет со многими из нашего поколения, кто считает свою жизнь прекрасной.
V. Пятое соображение о памяти смертной таково: трудно подготовиться к смерти, но труд этот заканчивается, и дела святых не должны быть забыты, как это видно из сказанного: "Они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр.14.13); и это их славное преимущество.
VI. Шестое соображение о памяти смертной таково: смерть может прийти к нам, прежде чем мы узнаем об этом; она может удивить нас в эту ночь или прежде, чем вы пойдете домой; и пусть знание этого подвигнет вас непрестанно готовиться к смерти.
VII. Седьмое соображение о памяти смертной таково: если вы не будете заботиться о смерти, она позаботится о вас, и если вы не будете готовиться к ней в поисках Христа, вы придете к Нему недостойными. Поэтому я умоляю вас сделать все, чтобы подготовиться к ней.  Я думаю, что благородная практика Павла в высшей степени достойна подражания: "Я каждый день умираю" (1 Кор.15.31). Я думаю, что Павел имел здесь в виду три вещи: 1) что Павел всегда имел память смертную. 2) Он понимал, что в любой момент он должен быть готов умереть, так что когда бы смерть ни пришла к нему, он знал, как ответить ей. 3) Он постоянно трудился, чтобы удалить на своем пути все препятствия к тому, чтобы уйти из этого мира и охотно отдать свою жизнь. Поэтому я хотел бы задать вам этот же вопрос, а именно: когда вы обновите в последний раз свой завет с Богом? Никто лучше Павла не следовал этому завету: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим.4.7-8). Есть ли для вас что-то, чего вы не готовы оставить во имя Христа?
Теперь я перехожу к третьему моменту и дам вам некоторые советы, чтобы помочь подготовиться к смерти.
Наставление 1. Я умоляю вас быть усердными в своей подготовке к смерти каждый день, ибо для того, чтобы подготовиться к небесам, нужно вспоминать свою могилу по меньшей мере в конце каждого дня.
Наставление 2. Я умоляю вас быть твердыми в своих обязанностях: во-первых, в самоанализе, чтобы вы могли ясно оценить, в каких отношениях с Богом мы будем, когда встретимся со смертью; во-вторых, в покаянии, чтобы вы могли оплакать всю свою вину и растление, пока вы живы; в-третьих, в осуществлении веры, чтобы вы сделали твердыми свое призвание и избрание; в-четвертых, в умерщвлении греха, чтобы вы могли сохранять свободу не только от мира, но и от ваших идолов; и если вы преуспеете во всем этом, то, несомненно, вы будете готовы к смерти.
Наставление 3. Будьте внимательны к дивным дарам неба. Христианин был бы готов к смерти, если бы все его мысли и дела были сосредоточены на небесах. Я думаю, что для подготовки к смерти было бы лучше всего созерцать небесную награду каждый день.
Наставление 4. Потрудитесь всегда иметь добрую и ясную совесть и исповедовать свои прегрешения пред Богом и людьми, и пусть это будет настоящей радостью для вас.
Наставление 5. Не опускайте как незначительную какую-либо известную вам обязанность; не переставайте исповедовать свою вину и потрудитесь не нарушать решений; соедините эти три вещи вместе, и это очень поможет вам готовиться к смерти.
Теперь мы подошли к другой вещи, которую мы могли заметить из сказанного, а именно: не так много людей действительно убеждены, что некогда мы увидим смерть. И для лучшего понимания  мы приведем вам только некоторые свидетельства, чтобы доказать, что мы еще не готовы к смерти.
Свидетельство 1. Разве не является невыразимой глупостью, в которую вовлечены многие, то, что люди вовсе не готовятся к смерти? Увы, многие из нас оказались бы худшими из глупцов, если бы мы должны были умирать сейчас; многих даже угрозы и ужасы Божии не пробудили настолько, как если бы они вообще не принадлежали к нам, и это говорит, что мы пока еще не готовы к смерти.
Свидетельство 2. То, что мы не готовы к смерти, ясно из того, как много мы посвящаем времени и сил тщетным прелестям нынешнего мира. Многие из нас поздно ложатся и рано встают, и едят хлеб скорби весь день, и уже стоят одной ногой в гробу, и я уверен, что даже такие люди, если они день и ночь преданы  земле, могут быть не готовы к смерти. Я помню слова одного очень богатого человека, сказавшего: я отдал бы половину состояния, чтобы знать о приближении смерти и подготовиться к ней; и в один прекрасный день она настигла его внезапно, на удивление многим из нас.
Свидетельство 3. О нашей неподготовленности к смерти говорит то, как мы нетерпеливы даже под малым крестом, с которым мы встречаемся, ибо подготовленный к смерти христианин терпит и самый тяжкий крест.
Свидетельство 4. О нашей неподготовленности к смерти говорит то, что мы не стремимся жить для Бога.  О, если бы мы были готовы к смерти, смели бы мы жить в таком незнании нашего интереса к Богу и в такой неуверенности в небесах?
Свидетельство 5.  Некоторые из нас позволяют своим кумирам лежать у себя на груди многие годы без покаяния, и никогда не думают свергать их и каяться за них; и, конечно же, таковые не готовы к смерти.
Теперь я прошу вас серьезно отнестись к тому, что было сказано, и еще серьезнее задуматься об этом, и приведу вам вызовы, которые смерть неминуемо представит нам, чтобы вы могли позаботиться, как дать на них ответ.
Вызов 1. Вы пренебрегли многим драгоценным временем, и грешили вопреки драгоценной благодати. О, что вы ответите, когда смерть придет к вам и спросит: что держало тебя в грехе так долго, и что отваживало от молитвы, чтения и размышления?  Что вы ответите, когда смерть бросит этот вызов? Умоляю вас, подумайте, что вы на это скажете, подумайте прежде, чем придется умирать.
Вызов 2. Смерть спросит с вас за пренебрежение многими  драгоценными убеждениями, которые у вас были. Что ответит каждый из вас пред лицом смерти, когда раненая совесть обличит вас в этом? Вы могли уже встретиться с этим вопросом в свое время, и пойти домой, отбросив его, и сделать так не раз, но однажды эта беда постучится в вашу дверь, так что подумайте о ней сейчас.
Вызов 3.  Смерть заставит вас вспомнить о формальном, лицемерном исполнении своих обязанностей. Говорю вас, что ваша совесть заставит вас вспомнить о том, что вы участвовали в них с эгоистичными целями, или просто молились лицемерно и формально. И что вы должны будете ответить, когда вы встретитесь с этими обличениями? Признаюсь, я не знаю этого, но, молю вас, подумайте, что вы будете отвечать, ибо может быть так, что такие обличения лягут на вашу совесть, ибо вы могли прослушать не одну проповедь в день и усвоить некие убеждения, но применили ли вы их? Или, может быть, вы проспали половину этих проповедей: что вы скажете тогда? Может быть, вы приступали к таинствам лишь для того, чтобы вас видели люди? Умоляю вас, рассмотрите сейчас, что вы ответите на это.
Вызов 4. Большой бедой для вас может быть нарушение многих драгоценных обещаний. Я скажу прямо: некоторые, если не многие из вас давали обеты и нарушили их, и я уверен, что вам нечего на это сказать; подумайте, что вы ответите Богу, пока не поздно.
Вызов 5. Вы могли пренебречь многими драгоценными предложениями Евангелия. О, мужчины и женщины этого города, что вы ответите на это? Я часто призывал вас принять Христа, и все же вы не приняли Его. Что скажет на это ваша совесть, когда смерть представит ее вам? Я скажу вам, что: о, будь я проклят, если когда-либо я отказался от Христа, предложенного мне в Евангелии! И вы в таком случае будете посрамлены, потому что этот ваш грех, отвержение Христп и вечного Евангелия, поверьте мне, пред смертью придет вам на память. Как грустно и печально это будет для вас, когда Христос откроет книгу, где будут написаны все ваши грехи, и начнет с вашего пренебрежения к великому спасению! Что вы ответите на это Судии, когда Он поставит вам это на вид? Будет ли вам вообще что сказать? Подумайте серьезно, что вы ответите тогда.
Вызов 6. Возможно, вы грешили часто и открыто. О, как больно и грустно будет вам на смертном одре, если совесть засвидетельствует вам, что вы натворили! Вы могли часто угашать свою совесть, но однажды вы не сможете заставить ее замолчать; что вы ответите ей?
Вызов 7. Вы могли грешить при очень малом искушении; вспомните ли вы это? Можете ли вы признаться в этом и сказать: о, как часто я оставлял Христа и лобызал мои кумиры даже по малому поводу!
Умоляю вас, подумайте, что вы ответите на    эти семь наиболее существенных проблем, которые, безусловно, должны быть представлены  вам в момент смерти. Уверяю вас, вы должны либо ответить на все ваши беды во Христе, либо не получить никакого ответа. Поэтому, я хотел бы призвать вас принять Евангелие и Христа в нем, чтобы вы смогли ответить на все, что бы ни бросила вам в лицо смерть, как ответил Давид: "Бог заключил со мной и с домом моим завет вечный", и что бы ни случилось, у меня есть это основание моего спасения
Теперь, чтобы помочь вам сосредоточиться на Христе, я предложу четыре соображения.
Соображение 1. Если вы не примете Христа сейчас, смерть будет для вас мучительной. Кто и что еще может утешить вас, когда вы пойдете долиной сени смертной, как не Христос? Есть ли другая вещь, которая понадобится вам тогда, как не то, что Христос принадлежит вам, и вы Ему?
Соображение 2. Если вы не примете Христа и Его великое спасение сейчас, у вас может не оказаться для этого времени, сил и свободы, прежде чем вы умрете. Ибо хотя многие медлят с принятием Христа до смерти, едва ли один из сотни таковых действительно принимает Его на смертном одре, ибо, скорее всего, ваш разум к моменту смерти будет в таком состоянии, что вы просто не сможете принять спасение.
Соображение 3. Если вы промедлите с принятием Христа до кончины, вы никогда не сможете наверстать потерянное. Восславят ли мертвые Бога? Придет ли кто из земли забвения воззрить на Распятого Спасителя? Каким образом вы можете принять спасение по смерти?
Соображение 4. Если вы примете Христа сейчас, Он поведет вас, и когда вы пойдете долиной смертной тени. О, как блажен человек, который может петь: "Это Бог мой, Он будет вести меня даже до смерти" (Пс.48.14). Если вы можете петь эту дивную песнь, то как вы сможете утешиться тогда, когда начнут закрываться ваши глаза! О, как счастлив тот, кто может сказать, хотя я пойду и дорогой тени смертной, не убоюсь зла, ибо знаю, что Господь со мной! Ныне лето благоприятное и день спасения, потому не откладывайте, но бросьтесь в объятия Христа, прежде чем смерть настигнет вас и последний приемлемый день будет потерян! Тем же, кто думает, что они могут подождать, я скажу: конечно же, в аду полно проклятых безбожников, которые думали: я-де прощу все обиды, когда смерть приблизится, и я надеюсь, что три дня раскаяния удовлетворят за все мои ошибки. Я уверен, что в аду много тех, кто никогда так и не обрел те три дня, чтобы подумать о своей душе, и потому говорю: придите, придите, примите Христа сейчас! Разве вы не уверены, что однажды узрите смерть? Тогда подумайте и поспешите, ибо поверьте, есть многие из нас, кто войдет в смерть с переломанными костями из-за неосторожного хождения пред Богом! Мы знаем, что множество слов не убедит вас принять Христа, ибо большинство из вас никогда не возражало против этого. Но поверьте мне, смерть скажет это вам более страшным образом, чем мы можем это сделать ныне. Поэтому я говорю каждому из вас: готовьтесь к встрече Бога своего, ибо если смерть найдет вас чуждыми Ему, то я готов бросить вызов ангелам на небесах, что никто не освободит вас из этого состояния, когда вы будете вопиять изо всех сил о спасении и будете готовы отдать десять тысяч миров за то, чтобы снова услышать хотя бы одну проповедь  как сейчас, и принять Христа, Который был доступен, прежде чем не осталось надежды на лекарство! потому не ожесточите сердец ваших, ибо когда вы не поспешите и уйдете, другой возможности может не оказаться. Спешите, спешите, пока еще не поздно, ибо близко время, когда вы покинете земную юдоль и из дома своей кабалы взойдете ко Христу Искупителю своему, что водил вас от молодости до старости. Тому же, Кто может провести вас через все шаги между вами и небом, вечная хвала. Аминь.   

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn