Галерея Андрея Белого Волошин

Злата Раевская
Максимилиан Волошин в молодости
               
               
               (Произвольная компиляция из слов и целых выражений Андрея Белого)
            
Умный талантливый юноша,
меж Балеарами и меж Индией
ищет свободы от европеизма,
и пишет зигзаги вкруг той же оси -
Парижа, насквозь "пропариженный"
до... до ...цилиндра, но...
демократического: от квартала
латинского; демократическим
этим цилиндром Париж переполнен.


Этим кварталом,
а не категорическим императивом
он щелкал, как крахмалом,
надетым на грудь:
этот юноша , выросший вдруг перед нами,
в три дня примелькался, цитируя и дебатируя,
даже казалось, что не было времени,
когда Волошина не было.
Также внезапно исчез он.

Его явления, исчезновения,
всегда внезапные, сопровождают в годах;
нет - покажется странным, что был,
что входил в тонкости кружков,
рассуждал, читая, миря, дебатируя,
быстро осваиваясь с деликатнейшими
ситуациями, создававшимися без него,
находя из них выход,
являясь советчиком, конфидентом;
в Москве был Москвич,
парижанин - в Париже.
"Свой" - многим!

Весь - лоск, закругленность
парламентских форм, радикал,
убежденнейший республиканец
и сосланный в годы студенчества,
он импонировал своим "протестом",
доказанным: не мог учиться в России,
став слушателем университета* в Париже.


Заявлял, что он мост между
демократической Францией,
новым течением в искусстве,
богемой квартала Латинского
и  - нашей левой общественностью.


Умно разговаривал,  умно выслушивал,
жаля глазами сверлящими,
серыми из под пенсне,
с приятным расплывом лица,-
преширокого, розового, моложавого,
бородой кучерской передергивая
и рукою, прижатой к груди
и взвешенной в воздухе,
точно ущипывая в воздухе
ему нужную мелочь,
с тактом вставлял свое мнение.


Везде выступая, он точно учил
утонченным стилем своей полемики,
полный готовности - выслушать,
впитать, вобрать:
и потом уже дать резолюцию,
преподнеся ее точно на блюде,
как повар, с приправой цитат-
анархических и декадентских:
не дерзко; где переострились углы,
он всем видом своим заявлял,
что проездом, что - зритель он:
весьма интересной литературной игры;

его борода, " не нашенской стрижки",
жилет, вид парижанина
не то заправского кучера,
русского "парня-рубахи",
хотя облеченный в черный цилиндр,
прижимаемый к сердцу,
начитанность много видавшего,
изъездившего,  - отнимали охоту
с ним лаяться; наоборот, -
вызывали охоту послушать его:

он умел так блестяще открыть
свой багаж впечатлений,
с отчетливо в нем
упакованными мелочами:
вот собор Богоматери,
вот анекдот о Бальмонте,
о бомбе , разорвавшейся в отеле " Фуайо",
о Жоресе, Реми де Гурмоне, прогуливающемся
ночью глухой по Парижу с закрытым лицом
и тайком, о собрании у Ковалевского,
о кабачке и о том, что Париж в освящении
утреннем - "серая роза"; все -слушали:
и модернист, и ...отец, парижанин душой.

Если б умерил свое поварское искусство**
В подаче стихов, во многом бы выиграл.
Падали же в обморок от
прочитанного меню ресторанного.
Иные умаляли значение его стихов,
пока печатные книги
не выпрямили впечатление,
что интерпретатор Волошин -
настоящий поэт:  в поэзии
скоро занял почетное место.

* университет, основанный Ковалевским в Париже


** М. Волошин очень артистично, выразительно читал свои стихи, и не только.