Все в памяти моей... Гл. 28. Летим к морю...

Светлана Компаниец
               
 
   Шли  годы.  А  с  ними  и  все  остальное  шло  своим  чередом.
   
  Сергей  закончил  школу  и поступил в  политехнический  институт  на  факультет  МАПП (машины  и  аппараты  пищевой  промышленности),  по  стопам   отца.  Андрей  учился  уже  в  седьмом  классе,  занимался  спортом. И  это  отдельная  история!   
               
   В  первом  классе  он  переболел  пневмонией  и  затем,   уже   как   хроника,  его  поставили  на  учет. В  школе,  где  он  учился,  была  неплохая  спортивная  секция  по  легкой  атлетике  и  вел  ее  молодой,  приятный  тренер. Он  набирал  группу  малышей-первоклашек, куда  ринулись  все друзья  Андрея. Записался и  он. Я заволновалась: у него  же  пневмония, хроническая, нагрузки  противопоказаны!
               
-  Не  переживайте.  Через  год  вы  забудете  про  его  пневмонию, - успокаивал   меня  тренер.
               
   И  был  прав:  через  год  Андрея  действительно  сняли  с  учета.  И   точно  знал,  на  кого  «ставить»: когда я увидела школьный подвал, где занимались дети,
- я  пришла  в  ужас! Облупленная   штукатурка  стен,  клочки  старой   тепловой  изоляции  на  трубопроводах,  неисправная  вентиляция, рваные  маты...

  Подняла   «на  уши»  завком,  цехком,  жилищный   отдел, -  и   вскоре   школа  имела  в  своем  подвале  очень  даже  неплохо  оборудованный  легкоатлетический  манеж.  О  том,  как  удалось  мне  сделать  это,  по  заводу  ходили  легенды...

  То, что я "сумасшедшая мамаша" - знала и понимала о себе  сама. Вспоминается...
В поселке,  где  мы  жили,  в то время  были  четыре  детских  сада  и  все  они  принадлежали  заводу. Мне  по  работе доводилось  часто  бывать здесь: по наладке   
систем  отопления,  водопровода,  канализации  и  пр. В  двух  из  них  были  мои
дети. Естественно,  что  я  замечала  все:  и грязные  пижамы,  и  мокрые  штаны,
и  сквозняки, и...  нерадивость  и  грубость  нянек.  Завидев  меня,  заведующая бежала  впереди  (прежде  всего  в  группу,  где  находился  мой  ребенок) - и на бегу,  наклоняясь,  пригоршней  проверяла  у  малышей:  не  мокрые  ли  штанишки!

   После  моих  визитов  бывали   неприятности  и  у  заведующей  детского  сада,  и  у  начальника  ЖКО  (жилищно-коммунального  отдела).  И,  когда  уже   Андрей  пошел   в  первый  класс,  мне  передавали, как  на  утренней планерке  Трухачев, начальник   ЖКО,  произнес:
 
- Что? У Светланы  Михайловны уже  второй  ушел  из садика? Слава  тебе, Господи!
 

  Хотя  между  нами  всегда  были  очень  хорошие  дружеские  отношения.
               
  В  школе,  да  и  вообще,  проблем  с  детьми  не было.  Сережа  учился  ровно,  был   «круглый  хорошист»,  в  аттестате  были  две  пятерки:  по  поведению  и  труду!  Чем  только  он  не  увлекался!   Клеил  авиамодели,  собирал  приемники,  что-то  пилил,  резал, коллекционировал.
 
  Потом  «заболел»  музыкой,  собирал  пластинки. Пластинок всегда  в  доме  было  полно,  что  очень  помогало,   когда  они   были  еще   маленькими:   поставлю   «Бременские  музыканты»  или  «Волшебник  изумрудного  города»,  и   почти   два  часа  могу  заниматься  своими  делами.  А  он,  уже лет  с  двенадцати,  увлекся  модными  тогда  Макаревичем,  Гребенщиковым,  битлз  и  т. п.
               
   Андрей  был  весь  в  спорте,  в  друзьях,  в  школьных  мероприятиях. Как-то
пригласил  меня  на  новогодний  утренник,  где   он   был   ведущим.  Я  утром  приготовила  ему свежую  белую  рубашку, нагладила  школьный  костюмчик,  красный
галстук. О  маскарадных,  новогодних  костюмах,  у  нас  речи  не  было, - ребята
их  не  любили,  особенно  Сергей,  после  того,  как   в   первом   классе   его  нарядили  в  костюм  запорожского  казака, - костюм  был  сделан  по  инициативе  и  руками  бабушки,  моей  мамы,   которая   гостила   тогда  у   нас.  Мы  всем  семейством отправились  на  праздник  в  школу,  полюбоваться  на  Сережу  и  его  костюм. Бедный  ребенок ,  и  так-то  стеснительный,- самый  высокий  в  классе,
- а  тут  еще  напялили  ему  на  голову  высокую  меховую  шапку-папаху - ходил,
возвышаясь  над  всеми, в  хороводе  вокруг елки  на  негнущихся  ногах,  словно  проглотив   аршин!  И   такая  досада  и   тоска  были  написаны  на  его  лице:  скорее  бы  все  это  закончилось!

  А  тут  Андрюша  решил,  что   веселый  праздник  следует  вести   в  веселом  костюме: я  увидела  его  в  старом,  рыжем,  вязаном  мною  (когда-то!) свитере,
с ярким  шелковым (моим!)  шарфом  на  шее!  Видимо,   желая   выглядеть   более
экстравагантным,  он   разыскал  этот  длинный   цветной   шарф  и  небрежно так,
свободно  набросил  на  свитер! (И  это  в  четвертом  классе!).

  Когда  он  перешел  в  пятый  класс, в  школе  решили  организовать  спортивный  класс,  создать  там  две  волейбольные  команды, -  мальчиков  и  девочек. Дети  должны  были  находиться  там  весь  день,  заниматься  учебой  и  спортом  по  особой  программе. Завтраки  и  обеды  тоже  там.  Все  расходы  брал  на  себя  спортивный  комитет  края. Нагрузки  предполагались  приличные.

  Отбирали  спортивных  ребят,  уговаривали  родителей.  Я  была  спокойна,  так  как  Андрей  особо   не  блистал  спортивными  достижениями.   Но  тренер   решил  заполучить  моего  сына  во  что  бы  то  ни  стало:
               
- Его  ребята  слушаются!  Андрей  уже готовый  капитан  команды, -  приводил  он  свои  доводы.
               
  Так  сын  стал  учиться  в  спортивном  классе  и,  самый   маленький   ростом,  был  капитаном  команды.
               
  И  играли  ребята  очень  хорошо.  В  соревнованиях  «Спортивные   надежды»  по  России  вышли  в  финал  в  своей  группе.  Я  помню,  как  перед  самым  финалом  Андрей  заболел  ангиной,  с  гнойными  пробками.  Вся  детская  поликлиника  его  лечила.  Тренер  ходил  полуживой:  команда  без  капитана!
               
 -  Да вы  поймите, - взывал  он  ко  мне  и  к  врачам,-  на  нем  держится  вся  команда,  он  душа  ее!  Нельзя  ехать  без  него!
               
   И  Андрюшу  было  жалко: он  так переживал  за  команду,  так  хотел  поехать,
- финал  ведь!
               
   И  все  же  подняли  его  на  ноги,  за  одни  сутки!  Все  та  же  врач,  что  спасала   и  Сережу  от  коклюша, -  Трохман, -  посоветовала  смазывать  горло  дегтем.  Еле  нашли  этот    деготь!  Бедный  ребенок  терпел...
               
    И  вот  уже  мы,  родители,  проводили  ребят  на  поезд,  в  Бийск,   где  должна  была  состояться  игра.
               
    Но...  Надо  отдать  должное  подлости  и  продажности тогдашних  спортивных,  профсоюзных  и  партийных  функционеров: нашим  детям сообщили дату  соревнований  заведомо  ложную!
               
   Дело  в  том,  что  наградой   выигравшей   команде  была  общая  поездка   на  месяц  в  «Артек»,  известный  лагерь-курорт  для  детей.  Команда  наших   ребят  была  сильнейшей,  и  в  победе  никто  не  сомневался. Соперником  была  команда  55-й  школы  Барнаула,   где  учились,  в  основном,  дети  партийной  и   прочей  элиты  города.  Когда  ребята  вышли  на  перрон  в  Бийске,  им  сообщили,  что  соревнования  уже  состоялись,   вчера,  -  что  они   не   явились   и  поэтому  проиграли.  Можно  представить  состояние детей...
               
  Мы   пытались   докопаться  до   источника  подлости   и   лжи,   восстановить  справедливость,  но  все  было  напрасно:  оборона  чиновников  от  спорта  и  их  покровителей  была  круговой  и  непробиваемой! Нас  даже  не  захотели  слушать  ни  в  райкоме,  ни  в  крайкоме  партии,  ни,  тем  более,  в  спорткомитете... 

   И  все  же  дети  мои  побывали  на  юге,  у  моря.  Сергей  после  восьмого  класса  отдыхал  в  лагере  «Орленок»  на  Черном  море, -  Виктор  добыл  ему  путевку  через  летное  училище,  а  Андрею  дали  путевку, - правда,  в  январе, - у меня  на  заводе,  в   санаторий   «Ленинец»  в  Евпатории,  когда  он   тоже  был  уже  в  восьмом  классе.
               
  Меня  вызвали  в  завком  и предложили сопровождать  группу  детей,  пятнадцать  человек,  в  том  числе  и  мой  Андрей,  в  Евпаторию,  в  санаторий.  С  шефом  моим  все  уладили,  оформили  мне   недельную  командировку  и  вот  я  уже  в  аэропорту,  знакомлюсь  с  детьми  и  их  родителями.

  Раннее  утро,  еще  нет  семи. Вместе  с  завкомовским  начальством  провожает  нас  и  Виктор.               
       
    Родители собирают деньги  детям на карманные  расходы,  набирается  приличная  сумма,  почти  две  тысячи  рублей.  Я  боюсь везти  такие  деньги,  но  деваться  некуда,  прячу  их  в  сумку  вместе  со  всеми  детскими  документами.  На  все  чемоданы  и  сумки  привязываю  бантики  из  красного  кумача,  и  очень  горжусь  своей  придумкой: при  получении  багажа  нам  будет    легко  найти  свои  вещи!

  Считаю  детей: пятнадцать, считаю  чемоданы  и  сумки: семнадцать. Дети:  самая  старшая  девочка – пятнадцать  лет,  у  нее  огромный  чемодан  и  сумка;  самая  младшая,  Людочка, - ей  только  исполнилось  семь, она  еще  не ходит  в  школу,  у  нее  тоже  чемодан,  и  тоже  большой,  хотя  и  чуть  поменьше, чем  у  Лены,  самой  старшей.  Между   ними  дети  от  восьми  до  четырнадцати: моему  сыну  и  еще  двум  ребятам  по  четырнадцать,  еще  трое   мальчиков   девяти-одиннадцати  лет,  двое  ребят -  тринадцатилетки, остальные  девочки - две в возрасте  восьми  лет,  и  три -  десяти-одиннадцати.
               
   У нас  мороз  до  тридцати  градусов: только  начало января. Путевки  с  11-го  января   по  9-е   февраля.
               
   В  самолете  нас  рассаживают  в  двух  салонах. Я с  малышами  в  первом.  Во втором  за  старшего – Андрей. Во  время  полета  курсирую  из  салона  в  салон.  Все  в  порядке.
               
   В  Москву,  во  Внуково,  прилетаем  в  семь  утра, - по московскому  времени,  -   летим-то  за  солнцем!
               
   В  багажном  получаем   свои  чемоданы  с  красными  бантиками  (как  здорово
я  придумала!)  и  направляемся  в  зал  ожидания.
         
   Складываем   чемоданы   и    сумки  в  кучу,  осматриваемся...  и  дети  мои  закатываются  от  хохота!
               
-  Посмотрите,  Светлана  Михайловна! – старшие  буквально  стонут  от  смеха.
               
-  Что?  Что  вы  смеетесь? - еще  ничего  не  соображаю  я,  пересчитываю  детей
и  чемоданы.
               
-  Да  вы  посмотрите!
               
   Смотрю  вокруг.  О  Боже!  По   всему   залу  кучи  чемоданов...  с   красными  бантиками! Оказалось, не  одна  я  такая  умная. Возле  чемоданов  группы  детей.  Полный  зал  детей!  Ничего  не  понимаю...
               
   Узнаю: Симферополь уже  сутки  не  принимает. В аэропорту  столпились  детские  группы  со  всей  Сибири.   Едут  во  все  детские   здравницы   Крыма.  Конечно,  когда  отдыхать  и  лечиться у  южного  моря  детям  из Сибири? – Только  зимой!! – Ведь  им  не  привыкать!
               
   Убираем  свои  чемоданы  подальше  от  центра  зала.  Находим  одно  свободное  кресло, для  меня,  дети  располагаются  на  сумках  и  чемоданах.  Веду  малышей  в  туалет  и  позавтракать.  Старшим   разрешаю  идти   самим:  буфет   напротив,  я  их  вижу.

  Пока   все    еще   не   очень  устали,  возбуждены,   все   интересно.  Рядом  игральные  детские  автоматы, -  желающим  даю  деньги,-  надо   же   их   чем-то  занять! Малыши  жмутся  ко  мне. Время идет, уже  полдень, полная  неизвестность.  Ко  мне  подходит  мужчина  моих  лет:
               
-  Я  услышал,  вы  из  Барнаула?  Мы  соседи,  из  Новосибирска,  тоже  летим  в  Симферополь,  а  оттуда  в  «Артек».  Моя  группа   вон  там,  в  углу.
               
   Знакомимся. Уже  легче, кооперируемся,  можно  хоть  отойти  самой  ненадолго.
               
    В  два  часа  дня  обьявляют  регистрацию  на  наш  рейс. Я  оформляю  билеты  и  нам  велят  подойти  с  чемоданами  за  перегородку,  где  забирают  багаж, - наши  чемоданы  погрузят  без   досмотра.  Подкатывают   автотележку.  Работница  аэропорта  вешает  бирки  на  чемоданы, отдает  талончики  к  ним  мне.  Старшие  ребята  укладывают  чемоданы  на  тележку.
 
   Закончили  погрузку,  я  пересчитываю  талончики:  пятнадцать,  шестнадцать...   Где  еще  один,  семнадцатый?
               
   Опять  пересчитываю.  Нет,  шестнадцать!
               
-  Ребята,  чьи  вещи  остались?  Внимательно  посмотрите!
             
   Ищем.  Нет,  все  погрузили.   И  тут  я  догадываюсь:
               
-  Кто  положил  свои  вещи  на  тележку  сам? – обращаюсь  к  старшим.
               
   Пожимают  плечами. И  вдруг  самая  маленькая, Людочка, испуганно  произносит:
               
-  Я...
               
-  Как?  Как – ты? Он  же тяжелый! – в  ужасе спрашиваю  я (чемодан  почти  вдвое  больше  ее! Его  таскают  старшие  ребята). – Почему?!
               
-  Я  боялась,  что вы  его  забудете... -  едва  слышно  произносит  ребенок.
               
   Но  я  уже  не  слушаю  ее:  за  окном  мелькнула  тележка  с  нашими  вещами  и  на  ней  светлым  пятном   выделяется  Людочкин   чемодан, - белый,  в   серых  разводах.
               
 -  Всем  стоять  на  месте! – приказываю  я  и  бегу  вслед  за  тележкой.

   Работница  аэропорта  спешит  за  мной.
               
 - Стой!  Сто-ой!  Подождите! - кричим  мы  в  два  голоса и  несемся по  летному  полю.
               
   Но  водитель  не  слышит.  Встречный   ветер   относит   наши   голоса  назад,  распахивает  на  мне   шубу  и  она    парусом   вздымается  за  моей  спиной,  а  концы  длинного  шарфа   реют  уже   где-то  высоко   над   мохнатой  шапкой  из  чернобурки,  которую  я  придерживаю  на  голове  обеими  руками.  А   наперерез  к  нам  уже   бежит  человек  с  мегафоном. Поняв, в чем  дело, он останавливает   тележку.   Спасибо,  выручил!   Иначе   бежать   бы  нам   до  самого   самолета,     больше  километра!  Помогает  снять  чемодан , (хорошо,  что  он  сверху!):
               
-  Тяжеленький, -  улыбается,  и, уже  с  биркой, забрасывает  его снова  наверх.
               
   Потом   долго   успокаиваю   плачущую   Людочку,  а  старшие  снова  и  снова  представляют  все   «в  картинках»  и  покатываются  от  хохота.  Юмора  нам  не  занимать!
               
  Обьявляют  посадку.   Битком   набитый  автобус  подвозит  нас  к  самолету.  У  трапа уже  толпа.  Бортпроводница  старается  перекричать  всех:
               
- Первыми  заходят  дети!
               
   А  тут  и  так только одни  дети. Мы  с моим  новым знакомым  из  Новосибирска  проталкиваем  своих ребят  через  толпу   каких-то  туристов   поближе  к  трапу.    У  него  одни  малыши,  семь-восемь   лет.  Мои  старшие  держат  их,  и   наших  маленьких,  в  плотном кольце.
               
  Вот  его  группа  уже  в  самолете.  И  тут  на  трап  ринулись  мои!  Старшие  буквально  несут впереди  себя  младших! Толпа  сзади  напирает.            
               
- Не  все  сразу!  По  одному! – уже  хрипит  бортпроводница.
               
  Но  моя  группа  уже  почти  в  полном  составе  на  трапе.   Рядом  со  мной  внизу  только  Андрей  и  еще   одна  девочка.  И   вдруг  слышим:  трак-трак...               
трак-трак...  И  я  вижу,  как  трап  на глазах  оседает,  складывается,  а  мои  дети  наверху   ползком  карабкаются  в  самолет! Борт  лайнера  уже  выше  трапа  почти  на  метр!
               
   Посадку  прекращают...   А  мои  дети,   кроме  двоих,  что  рядом  со  мной,  уже  в  самолете!  Трап  убирают.  Подъезжают  автобусы.  Всех,   кто  не  успел
попасть  в самолет,  снова увозят  в  зал ожидания. Я  категорически  отказываюсь    уезжать  от  самолета:
               
 - Там  мои  дети!  Пока  они  не  выйдут, я  не сдвинусь с  места! - отвечаю  на               уговоры  и  угрозы  бортпроводницы.
               
   Андрея  и  девочку  тоже  от  себя  не  отпускаю.
               
   По  полю  к  самолету  мчатся  две  черные  «волги».  Начальство.
      
-  Пожалуйста, - уговаривает  меня  один  из  чинов, -  покиньте  поле,   мы  вас  отвезем  на  машине,  а детей  привезем  позже,  когда  подадут  другой  трап.
               
-  Ни  за  что!   Я  отсюда  уйду  только  со  всеми   детьми!  Лучше   наведите  порядок  в  зале, - там  такой  бардак! – бросаю   ему  я  и  отворачиваюсь.
               
   А  моя  детвора   в   самолете   веселится  от  души, -  я   это  вижу  по  их  физиономиям,  то  и  дело  мелькающим   в   иллюминаторах:  машут  руками,  шлют  воздушные  поцелуи,  хохочут...
               
   Наконец  подъезжает  трап  и  ребята  спускаются  на  землю.
               
   Снова мы  в  переполненном  зале  ожидания.  Сообщают,  что  по  техническим  причинам  рейс  задерживают  еще  на  три  часа.
               
   Моя  команда  в  восторге:
               
-  Это  мы  сломали  самолет! – радуются  они.
               
   И  только  в  двенадцатом  часу  ночи   опять  обьявляют  о  посадке.
 
   У  трапа  огромная  толпа,  давка,  словно  это  посадка  не  в первоклассный      лайнер,  а  в  пригородный  автобус.
               
   Летим...  В  салоне  тишина,  все  мгновенно  уснули,  едва  самолет  набрал  высоту. Устали  от  толкотни,  шума,  волнений.
               
   И  уже  через  час  с  небольшим  садимся  в  аэропорту  Симферополя.
               
   Здесь  все  организовано  очень  четко.  Вожатые,  воспитатели  из  лагерей  и  здравниц  умело  помогают  всем  нам  разобраться  с  чемоданами,  а  это  совсем  не  так  просто:   аэропорт,   словно   маковое  поле,   цветет  сотнями  красных  бантиков. Рассаживают  всех  по автобусам  и  вот  мы уже  на пути  в  Евпаторию.   Дети  и  здесь  спят.  Светает.  За  окном   зеленые   кустарники  (в  январе!),  невысокие  горы.  И  вдруг – море!   Серое, тяжелое  в   свете  мрачного  зимнего  рассвета.  Засыпаю  и  я...