Цепная реакция

Светлана Лесная 2
                «Мутный ум не родит ясного слова»
                Из «Изречений Психея и Варнавы


   Нет лучшего подмостка для спектакля, чем местные электрички.
 
   Итак, пригородная электричка, время: сентябрь, пятница, вечер.

   Первое действие стало разворачиваться, как только я зашла в вагон. Мест  не было, и я встала у двери. Передо мной на лавке сидели парни.  Толстый, что у окна, нацеливался перекусить. Двое пьяных спали, наклонившись друг на друга.

- Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка «… », - раздалось из динамика.

   Электричка тронулась. Пассажиры, как по команде, зашуршали кульками с едой.

   Парни проснулись и стали оглядываться. Они были полной противоположностью  друг другу, хотя одинаково одеты: в джинсах, кроссовках и черных ветровках.   Тот, что сидел с краю, белёсый, прилизанный и длинноносый,  что-то забубнил в ухо своему другу, чернявому, кудрявому, со вздёрнутым носом.

- Почему я должен с тобой этот разговор разговаривать? – вдруг неестественно громко  пьяным голосом  возразил он ему.

  Общий гул в электричке моментально стих. Кто с усмешками, а кто с осуждением стали разглядывать того, кто так громко и смешно говорит, а он продолжал:
- Что ты пристал ко мне с этим разговором, пусть его другие разговаривают. Меня этим разговором не разговорить. Плохой этот разговор, я не буду этот разговор разговаривать, - произнося это, парень то и дело отворачивал голову своего товарища. Приятель решил сменить тему и загундосил  другу ещё что-то.
- Ага, ну это другой разговор! Я такой разговор разговаривать согласен. Разговор мне по нутру, чтобы его разговаривать. Давай говори дальше, разговаривай со мной хороший разговор.
 
   Парень выпрямился и положил  руки на спинку сидения, задев при этом пассажиров.

- Разговор разговаривать, разговор разговаривать,  - передразнил толстяк парня, задевшего его по затылку, - Как можно так говорить? Ты что? В школе не учился?
- Тебе что-то не нравится? – смакуя каждое слово, с угрозой произнёс тот.
- Мне всё нравится,  - тут же успокоился толстый, достал чипсы, двухлитровую бутылку пива и стал жевать.
- Пьёшь в одну харю и ещё чего-то не доволен. Эй, свиная рожа, дай хлебнуть глоточек, трубы горят, мочи нет, - миролюбиво попросил разговорчивый.

   Тот, не долго думая, протянул бутылку.

   Перехватывая друг у друга, парни вмиг опорожнили её.

- Эй, вы!  Я же по глоточку сделать разрешил! Вы что, тупые? – расстроился толстяк.

  Наглости  парней не было границ. Они выхватили кулёк с чипсами и также всё сожрали.

- Мне далеко ехать!…  Где мне теперь пиво взять?  У, гады! – он стал сталкивать пьяных соседей с лавки. Они же в свою очередь стали прижимать его к окну. Завязалась потасовка. Наконец, получив несколько тумаков, толстый перестал сопротивляться.  Он поправил задравшуюся серую футболку, смахнул крошки чипсов с такого же серого трико, проглотил слезы и отвернулся к окну.

   Я не выдержала и вступилась за обиженного.

- А чё он нас сталкивает? – невинно стал оправдываться говорун. – Чего мы плохого ему сделали?
- Как чего?! – продолжала возмущаться я. – Вы у него всё съели, да еще наподдавали бедолаге!
- Он нам сам  отдал и бухло, и закусь, - спокойно ответили парни.
- Чего вы говорите? Мы тут все видели, как вы наглели! – я взглянула на пассажиров, ища у них поддержки, но те,  как ученики, не выучившие домашнее задание, опустили головы.
- Это ты одна, тётка, так разговоры разговариваешь. Почему другие так  разговоры  не разговаривают? –  заявил наглец.

   Ничего больше не говоря, я ушла в другой вагон. Там тоже были пьяные.

   Пройдя ещё пару вагонов, остановилась в полупустом тамбуре, где в уголочке стояли и  скучали молоденькие симпатичные девчонки в коротеньких, не по сезону, юбочках и капронках.

   Второе действие  разыгралось  тут.

- Остановка « … », следующая остановка « … », - приглушено донеслось из вагона.

   На следующей остановке в тамбур ввалилось  около десятка юношей. Все они были навеселе. Большая  часть разбрелась по вагонам, а трое остались в тамбуре. Они вынули из карманов дорогих пиджаков по бутылке водки, поставили  на пол по центру их пацанского круга. Одну распечатали, и белый полиэтиленовый стаканчик прошёлся по кругу раз, другой, третий. Только после этого самый смазливый из них заметил в углу девчонок и предложил выпить с ними. Те  сначала отказывались, но потом дали себя уговорить, а став центром внимания, быстро со всеми перезнакомились.

- Мои друзья, Саня и Петро, а меня зовут Артур. Мы, типа, студенты, - представился смазливый парень. Он  при этом наклонился к девушкам, чтобы они оценили его красивые черные глаза и  длинные волнистые волосы, обрамляющие смуглое лицо.
- Настя, - смущённо назвала своё имя одна.
- Татьяна я. Я, типа, Петровой с утра была, - соригинальничала другая, ловко перехватывая у Артура  слово-прилипалу «типа».
- А к вечеру твоя фамилиё, типа, может измениться? – подхватил тему юноша.
- Кто его знает? Вдруг замуж выйду, и будет у меня фамилия Салтыкова-Щедрина или Федосеева-Шукшина, а, может, Панкратова-Чёрная! – продолжала умничать Татьяна, нарочно называя двойную фамилию.
- Это что, сможешь сразу за двоих замуж выйти, например, за нас с Саней? Будешь Лузянина-Пыстогова или сначала Пыстогова, потом Лузянина? – грубо вставил Петро.

  Парни  заржали.

- Нет, братаны, она, типа, может и за трёх, и будет Турова-Лузянина-Пыстогова! – продолжал смеяться Артур.
- А почему сначала Турова? – стал возражать Саня.
- Мальчики, ну что вы классику опошляете! – взмолилась Настя.

   Тут дверь в вагон отворилась, и в тамбур вышли две девицы, достали по папиросе. Юноши, как один, угодливо протянули зажигалки, щёлкнув ими при этом.

   Оглядев  молодых парней, девицы предпочли закурить у Артура, игнорируя остальных.

- Закурить не найдётся? – попыталась переключить на себя внимание Татьяна, но к ней интерес пропал.
- Дамы, не желаете к нам присоединиться и выпить по глоточку для сугреву, ну, и разговору? – галантно предложил здоровяк Петро.
- Выпьешь? – спросила как бы между прочим одна девица свою подругу.
- Выпью, - устало произнесла та.

   Приказывать не было смысла, стакан с водкой был уже угодливо поднесён Артуром. Девицы разделили содержимое на двоих и затянулись.

   Татьяна многозначительно хмыкнула и утянула Настю в другой тамбур.
 
   На смену им неожиданно нарисовался парень « Разговор –Разговаривать» Он сразу оценил ситуацию, что тут наливают.  Никого не спрашивая, он подхватил начатую бутылку с пола и стал пить из горла. От такой наглости все оторопели.

- Хам! – наконец произнесла уставшая девица.
 
   Это было для юношей как команда «Фас!»   Они окружили жертву.

- Пойдём, выйдем, - сдержанно произнёс Артур.
- А что я такого сделал, пацаны? Говорите мне. Я буду с вами ваши разговоры разговаривать. А так без предьявы я не буду ваши разговоры разговаривать. Тёлок мне ваших не надо! Бухла что ли жалко? Так и разговаривайте разговор! А чего на пол ставить? – это всё, что можно было услышать, пока невежду утаскивали в соседний тамбур трое здоровых парней на  «пойдём, выйдем».

   Девицы застегнули коричневые кожаные курточки до верху, надели на головы узорчатые вязаные шали с кисточками, что были у них на плечах, поёжились от холода, но остались дожидаться своих  галантных кавалеров.

  Двери из соседнего тамбура распахнулись, и мимо пронёсся парень «Разговор-Разговаривать» с разбитым до крови лицом, порванной ветровкой и  грязными джинсами.

   Девицы переглянулись и засмеялись.

   Мне стало жаль наглеца: трое на одного.  А с другой стороны -  сам виноват. Надо было кому-то его проучить.

   Через некоторое время заявились юноши. По ним не было видно, что они дрались. Всё такие же аккуратные: ни пылинки на костюмах, причёски в полном порядке. Только  блеск в  глазах их выдавал. Они снова стали пить водку из одного стакана по очереди. С немого согласия в круг вошли и девицы.
 
   Шёл ниочёмный разговор. О драке никто не обмолвился ни словечком. Симпатии разделились. Артур полностью увлёкся одной. Девица же с уставшим лицом что-то вполголоса рассказывала Сане и Петро, как старым знакомым.

- Я сказал,  ты выйдешь на моей станции. Потом я тебя отвезу, - распалялся красавчик, услышав очередное «нет» от своей пассии.
- Артур, успокойся, - ласково говорила та. – Я не могу, меня мама будет ждать, волноваться, я уже ей позвонила.
- Да пока электричка плетётся, я тебя привезу к твоей маме! – не успокаивался юноша.
- Артур, оставь Лару в покое! – вступилась за подругу вторая девица. – Лара, пойдём в вагон.
- Ната, всё в порядке. Юноша просто выпил лишнего, вот и герой, - успокаивала подругу Лара, освобождаясь от объятий возбуждённого Артура.
- Ты выйдешь со мной, я сказал! – не унимался парень.
- Хорошо, хорошо, она выйдет с тобой, только дай нам  вещи забрать. Идем Лара! – Ната потащила подругу в вагон.
- Я с вами! – упёрся красавчик.
- И в туалет с нами пойдёшь? Ребята, угомоните своего друга! – стала возмущаться уставшая девица.
- Артур, чего тебя занесло? Пусть идут, - удержал друга Петро, а когда те закрыли за собой дверь вагона, добавил. – У тебя ж Оксанка дома. Ей-то ты что скажешь?
- Лару домой не поведу. Блатхат, типа, мало в посёлке, - самоуверенно ответил пьяный
-Ты совсем спятил! А Оксанка узнает! – проговорил Саня, с трудом удерживая друга.
- Только попробуй донеси! – зло бросил Артур, вырвался и скрылся в вагоне догонять девиц.
 
   Через некоторое время он все же привел обеих девиц к своим друзьям.
 
   Объявили следующую станцию « … »

   Артур крепко держал Лару за руку. Весь перегон  стояли молча.

   Мужским голосом объявили, что стоянка будет десять минут.

- Скорый пропускаем, - уточнил Петро.

   Вся молодёжь вышла на перрон. Девицы что-то доказывали  назойливому кавалеру, тот только больше распалялся. Не помогали и уговоры друзей.

   В тамбур вошли двое молодых мужчин с рюкзаками, поставили их в угол, спустились на перрон, втянулись в разговор, поняли, в чём дело. Один с трудом увел Нату  в электричку и встал у двери.

  «Видимо, начинается ещё одно действие в моём спектакле» – подумалось мне.

  В третьем действии всё произошло стремительно. Как только раздался голос диктора на перроне, один из мужчин молниеносно нанёс удар Артуру в переносицу,  тот упал, затем схватил Лару, затолкнул её в  вагон и  заскочил сам.

- Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка « … » - вежливо проговорил женский голос.

  Двери с шумом сомкнулись. Слышно было, как по ним кто-то колотит и кричит: «Я достану вас, гады!...»

- Ну, вот и всё, девчонки! А вы боялись, - весело сказал мужчина, что  нанёс удар.
- Спасибо, конечно, но вы ему нос сломали, - заявила Лара, поправляя шаль на голове.
- Видал, спасаешь честь девичью, и никакой благодарности, - засмеялся защитник.
- Спасибо вам большое! Если бы не вы, я не знаю, что с нами было бы! – поблагодарила мужчин Ната, а потом стала укорять свою подругу. – Тебе что этого красавчика жалко? Типа, ты такая, да, типа, этакая! Вскружил тебе голову. Мне его это словечко « типа» до сих пор в ушах звенит. Представляешь, что мы могли там остаться, а домой как добираться?
- Он сказал, что отвезёт, - оправдывалась Лара.
- Пьяный-то?! – удивилась Ната.
- Мы молодые были, ух, горячие, лихие головы! Тоже всё ни по чём. Пили  много, без меры. Много «дров наломали». Теперь всё, хватит. Дети подрастают, с нас пример берут, -  постарался примирить  девиц  один из мужчин.
- Да, не хотел бы я, чтобы мой сын так к девушкам относился, как… - добавил другой.
-Почему только к девушкам? – произнесла Лара и посмотрела на меня.
 
  Заметив этот взгляд, все устремили на меня взоры. Я всем улыбнулась. Улыбнулись и они мне.

   До моей станции доехали спокойно. Никто не пил водку, не ругался матерно, не хамил  и даже не курил.

  «А надо  этому удивляться? Ведь когда-нибудь  будет же это нормой жизни? Или это всё мои иллюзии и сказки? – думала я, выходя из электрички. – Ах, да! Я забыла сказать, что  спектакль окончен. И как во всех сказках добро победило зло. Пусть оно было и с кулаками. Занавес».