Справедлива ли наша справедливость?

Константин Шитов
               

Украина захлёбывается кровью. Подписан мир, но мир этот лишь очередной фиговый листок под которым скрывается сумасшедшей силы вулкан, собирающий силы для нового извержения. Это вулкан человеческих страстей, необузданных общим правилом, и базирующихся на принципах пресловутой справедливости.
Попытаемся разобраться, что же это такое, справедливость. Что в действительности кроется за этим красивым и, безусловно, чрезвычайно опасным словом. У этого слова тень пурпурного, кровавого цвета, ибо его разрушительный принцип лежит в основе пережитых обществом, губительных революций и войн.
Стоит только разок призадуматься над этим понятием применительно к любой конкретной ситуации, и выясняется, что следствием решения вопроса по справедливости, в большинстве случаев является конфликт интересов.
Как поделить яблоко между слоном и воробьём? По справедливости, было бы поровну, но, принимая во внимание индивидуальные параметры претендентов, такая справедливость рассыпается. Как справедливо распределить обязанности? Поровну? Больная с базедовой болезнью старушка должна будет выполнять ту же физическую работу, что и  румяный двухметровый амбал? Или следует дифференцировать справедливость по возрасту, по признаку пола и физической подготовленности? Как видим, процесс усложняется.
У каждого человека свой взгляд на справедливость. Эта разница взглядов коренится в уровнях интеллекта и в индивидуальных особенностях психики.  Это означает, что сообщество людей должно находить консенсус мнений каждый раз с приходом или убытием из сообщества очередного субъекта, в соответствии с его понятием о справедливости.
В основе чувства справедливости лежат такие категории, как качество личности и совестливость. Эти качества впрямую зависят от степени морального воспитания человека, от  его способности к самоотверженным поступкам и добровольному стремлению учитывать мнение окружающих.
В детском саду, заигравшемуся поганцу воспитатель назидательно повторяет:
-Веди себя смирно!  Таким образом, мы и подкрадываемся к самому интригующему и волшебному предмету СМИРЕНИЮ!
Я утверждаю, что такие качества личности, как высокая нравственность, интеллигентность, великодушие, добросердечность базируются на смирении.
Представим ту же, приведённую выше ситуацию, но в которой субъекты, объединённые в сообщество, будут понимать справедливость, как стремление угодить ближнему, выслушать, попытаться понять и помочь ему. То есть главной объединяющей силой таких людей определено сострадание и стремление к взаимопомощи.
Думаю что совершенно понятно то, что в этом случае, насилие, а тем более взаимоуничтожение, маловероятно. Человеческое смирение это сила противодействующая страстям. В образе кораблика, это можно представить так, страсти человека это корабельные паруса, а якорь и руль, механизмы смирения, придающие человеку меру моральной устойчивости.
То, что сегодня происходит на Украине, демонстрирует, как легко коломойские, яроши, и прочие идеологические стрелочники надувают паруса обывателей идеями ксенофобии и нацизма, а те, в свою очередь, лишённые якорей, сбиваются в многотысячные флотилии и самоуничтожаются. На их фоне, Россия, проявив библейскую мудрость миротворца, вполне подпадает под высказывание святителя  Серафима Саровского, говорившего:
«Сохраните мир внутри себя и тысячи придут к вам и спасутся!»
Так в каком обществе нам хотелось бы жить? В обществе эгоцентриков, все устремления которых, выпендриться на фоне соплеменников своим богатством или властью, людей, которые не задумываясь прибегают к насилию и убийству, дабы потешить собственные страсти? Или в обществе, в котором спокон веку родителями и учителями воспитывается в детях высокое качество личности?
Полагаю, вопрос, для человека русского, риторический.
Но если отойти от идеала и всё же попытаться уравновесить в обществе интересы различных субъектов с их индивидуальным критерием справедливости, мерой порочности, алчности и т.д. то есть нас, или, к примеру, украинцев, как добиться устойчивости в нашем, реальном мире.
Ответ простой, необходимо разработать правила жизни, нарушение которых карается законодательно. Таким образом закон трактуется выше справедливости.
Такой подход позволяет обществу не разваливаться между кризисами, но от самих кризисов, увы, не страхует.
По этому принципу были сформированы правила чести в среде русской и европейской аристократии, так «по понятиям» живут до сих пор люди в криминальной среде, можно вспомнить средневековый русский домострой. Любая община живёт по своим правилам. В конце концов, любой вооружённый конфликт заканчивается подписанием меморандума об определённых, вновь привнесённых правилах сосуществования.
А может мир найти такое счастливое сочетание, когда объединит в себе  высоконравственных людей, смирённости и добродушию которых не только не противоречат, но вытекают органически из их духовных принципов, правила их совместного проживания?
Может!
Хочу сделать здесь некоторое отступление.
Что такое человек и какова его миссия? Антропологический анализ приведёт нас к утверждению о человеке как о млекопитающем, с мощной, совершенной системой синтеза энергии путём расщепления органической материи органами пищеварительной системы, распределения этой энергии по клеткам тела и утилизации отходов.
А зачем вся эта чехарда с пищеварением нужна великолепно гармоничной, во всех смыслах, окружающей системе обитания Хомуса Эректуса? Кому и каким образом помогает факт дремучего  обитания хомуса на диване  перед телевизором с ведром чипсов и пивом?
Многие из нас, не склонные к излишним самокопаниям сограждане, впрямую идентифицируют собственную миссию с поддержанием кишечника и желёз в комфортном состоянии.
Между тем, существует оригинальное мнение, согласно которому человек состоит из двух составляющих, из души и тела. В соответствии с этим казусом, предполагается, что тело, это биологическая машина, напичканная всевозможными техническими ресурсами, к примеру инстинктами, прекрасно изученными нашим соотечественником академиком Павловым, упомянутой выше системой энергообеспечения и опорно-двигательным аппаратом. Основной задачей машины является вынашивание духовного ядра или ДУШИ, особенной и непременно главной ипостаси человеческой личности. Именно душа и сопутствующие ей духовные категории, вроде совести и любви, являются миссионерскими атрибутами человека в его земном существовании, ибо путь души человеческой, по мнению многих людей, не ограничивается земным пребыванием. То, что душа человека развивается асинхронно,  не так как тело, которое физически изнашивается и умирает, можно видеть постоянно. Нас окружает множество прекрасных духовных людей с «душой ребёнка», несмотря на свой весьма внушительный возраст.
Здесь, я возвращаюсь к оборванной выше строке и вопросу о возможности жить по правилам не противоречащим духовным ценностям человека. И повторяюсь - МОЖНО!
Именно так и жила Россия на исходе девятнадцатого века. Этот способ жизни называется ПРАВОСЛАВИЕ. Смирение, в прежние времена, в большей степени, нежели чем теперь было присуще русскому человеку, оттого и во власть он не стремился и от воинского долга не увиливал. Жил Русский Мир, благодаря православию, по совести. Не воровали друг у друга. Замков на двери не вешали, а только палочку снаружи приставляли, дескать нету хозяина, ушёл. Губернские земельные товарищества деньги в рост не давали. А давали так, на совесть, лишь бы отдал, а если пропал у человека урожай, погиб из-за дождя, огня или засухи, так вообще прощали заимщику долг. Только он всё равно, в три погибели извернется, в долги влезет, но деньги товариществу отдаст, потому что совестно.
Душа, таким образом, вырастала чистая, Христианская, а для укрощения страстей телесных были прописаны десять Моисеевых заповедей…
В заключение, возвращаясь к декларированному перемирию, выскажу  собственное мнение. Национализм  на Украину привнесён из-за Атлантики.
Американское влияние на украинские умы легко иллюстрируют высказывания западных украинцев по поводу своих восточных собратьев, таких как недочеловеки, ватники, быдло, колорады и т.д. Замечу, в этой связи, что никогда не слышал и не читал в книгах о высказываниях русского солдата о противнике, оскорбительных слов в этническом смысле. Присутствовала ненависть к врагу, как к агрессору, но враг уважался как враг. Обращаясь же к конфликту на Украине, вновь видим из репортажей журналистов, каково было состояние военнопленных сторон при взаимном обмене. В сознании украинцев проведена межа, качественно разделяющая людей. Это межа Восток-Запад. Каковы посевы, таковы и плоды. Америка, с её правильными призывами к толерантности и борьбе с ксенофобией, по сути, является самой расистской и ксенофобской страной мира. Её военные противники, это, по собственным выражениям американских солдат, «краснокожие», «узкоглазые», «чёрные» и т.д. Это люди второго сорта, их можно подвергать расовой сегрегации, на них, как на Дрезден, можно безответно скидывать тысячи бомб, их можно жечь напалмом, и посыпать диоксином, как вьетконговцев, на них можно сбрасывать  атомные бомбы, как это случилось в 1945-м году с двумя Японскими островами…Время всё спишет.
Учитывая всё вышеперечисленное, подвожу итог. Враг не собирается и не собирался ослаблять своей агрессии. Украина пала жертвой, благодаря излишней парусности населения и отсутствию якорей. Опасность для России актуализирована до предела, а общественная духовность, в особенности в столицах России такова, что ничем не отличается от украинской. Провинция более трезво реагирует на поветрия с запада, ибо многочисленные православные монастыри и строящиеся приходские храмы служат здесь людям надёжными якорями. Пресловутая справедливость, увы, скатывается у современного человека к привычке осуждать окружающих, критиковать всё и вся, вопреки православным правилам. Результат взаимного осуждения -кризис. Распад коллектива, семьи, или, в варианте нашего юго-западного соседа, распад целого  государства.
Приближается очередной Великий пост. Это необыкновенное время. Время торжества Духа. Я желаю своим согражданам обрести толику Христианского смирения и почитать в этот период замечательные по своей духовной силе труды святителей Русской Православной Церкви.