Основы православия. ч. 4, г. 25 окончание

Борис Ляльченко
2. Добродетель рассуждения сродни благоразумию.

3. Чтобы взрастить в себе добродетель рассуждения неопытный ревнитель спасения должен непременно руководствоваться указаниями духовного отца и, по возможности, творениями Святых Отцов и духовных писателей.

4. Одним из таких творений, например, есть сочинение: "Путь ко спасению", составленное Епископом Феофаном Отшельником (+1894).

5. Получив духовное рассуждение из книг или через советы духовных отцов, можно усвоить много полезных сведений, и прежде всего - о постепенности подвигов, которой если не соблюдать, то можно потерпеть "кораблекрушение в вере". (1Тим.1:19).

6. То, что в подвигах должна быть постепенность, можно показать по Евангелию. Когда богатый юноша вопросил Христа: "Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?", то Господь ответил ем: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди…, не убивай; не прелюбодействуй; не кради" и пр., и только после того, как юноша ответил: "Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" Иисус сказал ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". (Матф.19:16-21).

7. Сие повеление, несомненно, имеет всеобщее значение для тех, кто подобен тому юноше по чистоте жизни и по своему положению, т.е., не связан женой, детьми и др. обязательными условиями жизни.

8. Однако, из такого человека, который сразу обратился бы к добровольной нищете, не освободившись от всяких пороков и будучи чужд трудолюбия и послушания, из него вышел бы тунеядец и, может быть, даже вор. (Притч.30:8,9).

9. В добродетелях девяти блаженств также наблюдается постепенность. Святые Отцы находят в них целую лестницу совершенства, а именно - первое решение вступить на путь спасения возникает при сознании своей ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ; это сознание возбуждает в христианине скорбную настроенность о своей греховности и духовной слабости, т.е., ПЛАЧЬ. Плачущему о своих грехах и несовершенстве легко сохранять КРОТОСТЬ, ибо раздражение связано с мыслью о своей правоте и превосходстве над другими. Далее, люди, исполненные покаяния и кроткие душою, стремятся к водворению добра и правды вокруг себя, т.е., бывают АЛЧУЩИМИ и ЖАЖДУЩИМИ ПРАВДЫ, а последние, конечно, требуют добра и правды прежде всего от самих себя, т.е., становятся МИЛОСТИВЫМИ и братолюбивыми. Милосердие к другим изгоняет из сердца нашего себялюбивые похоти и служит к ОЧИЩЕНИЮ СЕРДЦА, как сказал Спаситель: "Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто". (Лук.11:41). Чистое сердце, зрящее Божий перст во всем, исполняется умиления и вносит всюду мир, как МИРОТВОРЕЦ. Вокруг такого ревнителя благочестия поднимается зависть и ненависть мира; общество прежних его присных отстраняется от него и тем понуждает его покинуть их среду, и он наследует восьмое блаженство; а если его ревность о Боге умножается и расширяется его доброе влияние, то растет вокруг него и ненависть злых, и они подвергают его тем гонениям, которые упомянуты Спасителем в ПОСЛЕДНЕМ БЛАЖЕНСТВЕ.

10. Неправильно думать, что следование по стезям каждого блаженства дозволительно только по исполнении предидущих. Ибо заповеди Божии требуют от нас поступков, напр., милосердия и исповедания веры при каждом соответственном случае в нашей жизни, но указание на постепенность блаженств имеет то значение, что мы должны постоянно при сем проверять, не погрешили ли против более первоначальных из них, и стараться восполнить те пробелы своей души соответствующими подвигами и молитвами.

11. Кроме добродетели рассуждения для прохождения евангельских добродетелей, изложенных в блаженствах, необходимы еще два условия: во-первых,- нелицемерность, а во-вторых,- постоянная надежда на Бога - Помощника и Покровителя спасающихся.

12. Особенно должно блюсти душу свою от лицемерия необходимо потому, что при лицемерном, т.е., притворном или тщеславном исполнении подвигов, душа наша не приобретает добродетельных расположений и лишается небесных наград, как Господь подробно пояснял в дополнительных словах Своих к блаженствам, обличая при сем тщеславие фарисеев и научая нас творить милостыню, пост и молитву "втайне, дабы Отец Небесный, видя тайное, воздал нам явно". (Матф.6:4).