Гражданская позиция писателя. Геннадий Молостнов

Екатерина Тюшина
        В 1962 году было создано Кемеровское отделение Союза писателей РСФСР. В первую пятерку союза вошли: поэты - Евгений Буравлев и Густав Генке, драматург Тамара Ян, прозаики - Александр Волошин и Геннадий Молостнов.

        Геннадий Модестович Молостнов не был сибиряком по рождению. Родился  он 17 августа 1912 в деревне Чуркино Александровского уезда  Владимирской губернии. Отец воевал в Сибири против Колчака. Вернувшись, домой, вскоре умер. После смерти отца мальчик попал в детский дом. После детдома работал пастухом. Окончил курсы для малограмотных,  ФЗУ в городе  Кольчугино, работал слесарем. По путевке райкома ВЛКСМ в 1934 году  поступил в Ленинградский институт журналистов им. Воровского. После завершения учебы работал в городе Куйбышев в газетах: «Будь готов!» и «Волжский комсомолец».

       В 1941 году окончил Высшую московскую школу КГБ. Служил на Халхин-Голе, Хасане, участвовал в Финской войне. Во время Великой Отечественной войны  Г. М. Молостнов служил в контрразведке СМЕРШ. В июле 1943 года был ранен и контужен. После выздоровления его рекомендовали для работы в МИД и направили в США. Являлся старшим курьером дипломатической охраны в США. В 1947 году вернулся в СССР.  Недолгое время работал в Загорске в реставрационном училище при Троице-Сергиевой лавре, затем переехал в Кемерово. Здесь, работая журналистом, объехал весь Кузбасс, хорошо изучил природу и людей, живущих на Кузнецкой земле. Начинает писать стихи и прозаические произведения.

        Геннадию Модестовичу хотелось писать о том, что он хорошо знал – о войне,  репрессиях, о работе в НКВД,  о внешней разведке и дипломатических миссиях. Но на всем стоит гриф секретности.  Можно говорить только о трудовых буднях и подвигах  народа. А в Кузбассе как раз и живут: шахтёры, металлурги, строители, химики. И в 1948 году  Молостнов приступает к работе над книгой о жизни и труде шахтёров Кузбасса «Голубые  огни».

       С 1949 года в Кемеровской области стал издаваться литературный альманах «Сталинский Кузбасс». И уже с самого первого номера в нём печатается Геннадий Молостнов. Сначала была подборка стихов «Партизанская дорога». А в следующих номерах альманаха появились его рассказы: «Корнеич», «В американском городе» и др. В 1952 году были напечатаны главы из романа «Голубые огни», а в 1953 году в журнале «Октябрь» роман напечатали полностью. В Кемеровском книжном издательстве роман «Голубые огни»  вышел отдельной книгой, правда, назван был повестью.

       Сюжет повести построен на том, что  на одну из новых шахт Кузбасса  направляется парторг ЦК Колыхалов Александр Макарович. Он помогает  организовать молодёжные  комсомольские бригады, устраивает соревнования между ними, занимается бытом молодых шахтёров, доказывает на практике преимущества механизированного труда  в забоях над дедовскими методами. Не обходится в повести и без любви, и соперничества героев.

       Писатель надеялся на хорошие отзывы о его произведении, а вместо этого на него обрушилась лавина критики  от литераторов, преподавателей, общественности. Молостнова обвиняли в искусственности образов и конфликтов, в отсутствии поэзии шахтерского труда, небрежности  языка.

       Приняв к сведению конструктивную критику, Геннадий Молостнов перерабатывает повесть «Голубые огни» и пишет продолжение под названием «Междуречье». Первая часть дилогии выходит в 1958 году отдельной книгой, вторая в 1959 году – сначала в журнале «Огни Кузбасса»,  потом в «Сибирских огнях». В это же время романы печатаются отдельными книгами в Москве, а в 1962 году издаётся  в Кемерове единой книгой.

       Кроме прозы,  Молостнов пишет и стихи. В 1956 году издаётся сборник его стихов «Весна». В нем несколько блоков, в которых стихи разбиты по темам.  Часть стихов посвящены возвеличиванию партии и вождей.

       И меня ведёт от боя к бою
       Партия дорогою побед.

       С гордостью и пафосом рисует Геннадий Молостнов в своих стихах  послевоенный Кузбасс и труд горняков:

       Таёжный край. Задумчивые дали,
       Леса, поля, заводы, рудники.
       Скажите мне: вы, где ещё видали
       Таких людей, как наши земляки!
       Кузнецкий край! Тебя не встретить краше,
       Ты весь в огнях, в строительных лесах.
       Кузнецкий край – родное сердце наше.
       Ты, как солдат бессменный, на часах.

       Не равнодушен был Молостнов и к окружающей природе. Ей он посвящает по-есенински красивые стихи.

       «Осенним днём синеет даль,
       Костром горит околица;
       Прозрачный воздух, как хрусталь,
       Того гляди, расколется».

      Память детства сохранила яркие картины малой родины, где он рос. В поэме «Раздумье» Геннадий Молостнов описывает  картины дореволюционной, крестьянской лапотной России:

       У кого много ребят – одевай суму до пят.
       А кто милостыней сыт – видно, миром не забыт.
       Кто куски сбирает – тот не унывает,
       Унывает тот, кто сеет да жнёт…

       В 1956 году Молостнов становится членом Союза писателей СССР.
Журнал «Сибирские огни» в первом номере за 1957 год публикует его новую повесть «К свету», которая переросла впоследствии  в роман «Даруя жизнь».
Кроме творчества, Геннадий Модестович  активно участвует в литературной среде Кузбасса и Сибири. Так, в 1959 году в Кемерове проходит семинар молодых писателей Сибири, на котором он выступает в качестве одного из руководителей. Его приглашают на творческие вечера, в литературные студии, библиотеки, дома культуры, где он с удовольствием общается с читателями, читает свои стихи.

       Там, где бурелом и валежник,
       Где таёжная глушь и гарь,
       Зоревал, токовал мятежный
       На заре молодой глухарь…

       Несмотря на постоянную критику творчества Геннадия Молостнова, в 1964 году в Москве выходит его роман  «Междуречье». В эти же годы на «Мосфильме» организуется новое творческое объединение писателей и киноработников.  И Молостнову  предлагают написать сценарий о  молодёжи, поехавшей на стройки Сибири. Он отправляет на «Мосфильм» две заявки на сценарии, одна из которых называлась «Мама меня ветром звала». Местом действия в сценарии стало строительство Запсиба.

       Занимается Г. М. Молостнов  и переводческой деятельностью. Журнал «Байкал» в 1964 году опубликовал его перевод с бурятского повести Ш.Балдуева «Счастья тебе, Садылма».

       В своем новом романе «Даруя жизнь» Молостнов показывает дореволюционную деревню, в которой учителя и революционные рабочие формируют самосознание крестьян. Роман  выходит отдельной книгой в Кемерове в 1964 году. Этот роман был встречен литераторами более благожелательно.  Критики указывали на богатство изобразительных средств языка Молостнова.  Отмечали  тонкие краски деревенских пейзажей, множество изречений местного фольклора:  поговорки, пословицы, сказки, былины, легенды, которые  помогают узнать тяжелую жизнь русской деревни в десятилетие, предшествующее Октябрьской революции. 

       Особенно великолепны в повести описания сельского быта. Вот как Молостнов описывает русскую печь: «…Овеянная сказаниями о Змее-Горыныче, Микуле Селяниновиче, увешанная бельишком для просушки, с варежками на шестке, ты вошла в крестьянскую избу мудрой волшебницей. Тёплая, тараканная, нескладная, закопчённая, ты стоишь, подогнув дубовые половицы, опираясь на помело и ухваты, прислонившись к бревенчатой стене, русская, глинобитная печь! Да разве не по сердцу дедушке Илье кислые щи твои, блины-прыгунцы да картошка-развалиха! Не на тебе ли под дерюгой любили и шептали ласковые слова, рождались и умирали прадеды? Эх, да что может сравниться с тобой, отрада старушья! Озяб – на печь. Простудился – в печь. Уголёк для наговора  и золу на щелок – всё даёшь…».
 
       В последние годы проживания в Кузбассе  Геннадий Молостнов создает произведения в необычном для него жанре - музыкальной комедии. Его перу принадлежат: литературно-музыкальная композиция «Сибирь – России славный край»; музыкальная комедия «Голубок голубой»;  драма «Кукушонок или наедине с совестью»; киноповесть «Воздушный спринт».

       А на лирические стихи Г. М. Молостнова музыканты с удовольствием пишут песни. Так композитор Анатолий Кузнецов написал несколько песен на стихи Г. Молостнова:  «Девичья», «Он какой-то такой», Одинокая», «Лунюшка», «Боготольская походная». Его песня «Берёзонька» на одном из музыкальных молодёжных фестивалей получила первую премию.

       Геннадию Модестовичу приходилось часто ездить в различные (секретные) командировки, возвращаясь из которых он продолжал писать варианты предыдущих произведений для их переиздания и работал над новыми романами. В 60-е годы он  задумывает  большое полотно, над которым  будет работать всю оставшуюся жизнь. Это - роман «Преступая порог». Выступая однажды на Кемеровском радио, Геннадий Модестович поделился  со слушателями замыслами своего нового романа: «Задачи, поставленные партией ясны: ведение хозяйства на строго научной основе, механизация трудоёмких процессов труда и комплексная механизация. Перегнать Америку… Мы идём к коммунизму, поэтому успех будет решать не столько разум, расчёт, смекалка, сколько  труд высокий, одухотворенный, коммунистический, высокое коммунистическое сознание…. Этому будет посвящен новый роман".

       Над романом «Преступая порог», Молостнов будет работать и в Красноярске, куда переедет жить.  В 1974 году  он относит рукопись в редакцию Красноярского книжного издательства. Но, отметив достоинства романа,  издатели   делают акцент на его недостатках  и отказываются печатать. Писатель много раз переделывал это произведение, но в печати книга так и не появилась. Два варианта романа «Преступая порог» в настоящее время хранятся в Кемеровском архиве.

       Видя катастрофические техногенные влияния на природу, Геннадий Молостнов задумывает написать назидание новому поколению в форме фантастической повести «Посланник планеты Альбос».  Повесть, по свидетельству самого автора, «родилась в думах и заботах, которые беспокоят людей планеты, это – как уберечь благодарную нам природу, сохранить и приумножить её. Конечно, очень важно знать её, изучать, постигать. Не менее важно – любить её!  Так любить, как любят родную мать, любимого человека, до сладкой боли в сердце любить! Любить её за родство с нами! Каждый цветок, лепесток, насекомое, животное – так или иначе, служат нам, охраняют нас, кормят, облагораживают. В природе нет ничего бесполезного или вредного. Мы попросту ещё не всё знаем о ней».

       Книга вышла в Красноярске в 1969 году. Благодаря  повести «Посланник планеты Альбос», имя Геннадия Модестовича Молостнова увековечено  в «Энциклопедии фантастики».

       В 1982 году в Красноярске был переиздан его роман «Даруя жизнь». Но писатель уже не увидел его.
       В мае 1982 года Г. М. Молостнов умер.

       В Государственном архиве Кемеровской области хранится фонд под номером Р-1248 (Молостнов Геннадий Модестович). В  нём около  86 материалов, переданных в 1997  году дочерью Геннадия Модестовича – Раневой Натальей Геннадьевной.

       Из архивных материлов видно, что  Геннадий Модестович в 50-60-е годы часто выезжал за пределы Кемеровской области. Об этом говорят и фотографии, сделанные в Сочи,  Астрахани, Новосибирске, Москве, Воронеже. Есть и фотографии Геннадия Модестовича в армейской форме старшего лейтенанта.
Но нет тут документов, рассказывающих о его деятельности разведчиком. Они находятся  в других архивах, доступ к которым  остается закрытым.

      Хранится в Государственном архиве Кемеровской области и письмо Молостнова к Никите Сергеевичу Хрущеву, строки из которого очень актуальны и  сегодня: «У нас в России чудесный народ! Тот, кто завладеет его сердцем, поймёт это сердце, укажет (хорошо укажет) путь этому сердцу, тот сотворит чудеса. Наш народ от века всегда готов делать великое. Он честолюбив, как юноша, он верен, как голубь, он сговорчив, покладист, но он и грозен. Великий народ! Наш народ интернационален, сказочно богат духом, не ржавеющий, поэтому он, и только он, способен, бескорыстно жертвуя всем, начертать программу светлого будущего и выполнить её».

       Через все произведения Геннадия Модестовича Молостнова проходит чёткая гражданская позиция автора! Позиция человека, позиция писателя, позиция Гражданина планеты Земля.