Сочинение ко Дню Победы Другой судьбы не надо

Юрий Каргин
Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Среди тех, кто провожал мальчиков на фронт в 41-м, была и Елизавета Зотова. Молодая учительница. В начальной школе села Наумовка Балаковского района Саратовской области она появилась за 3 года до начала войны после окончания Вольского педучилища. Её, 17-летнюю девушку, сразу полюбили и дети, и их родители. В 42-м им пришлось расстаться. Лизу в армию все-таки призвали. Она закончила снайперские курсы в Вольске и стреляла очень метко. Но на фронт её не взяли. В Балаковском военкомате сказали, что её знания пригодятся и в тылу, и оставили военруком в средней школе № 52 (теперь медицинское училище). Через много лет один из её учеников вспоминал: «Никогда не забуду я тот день, когда вы, хрупкая девчонка, одним взглядом, одним словом «равняйсь!» заставили нас стать смирно и покорили нас всех своей собранностью, строгостью и каким-то непонятным внутренним теплом». Учёба в военное лихолетье давалась нелегко. Голодно, зимой холодно. Но люди черствее не стали:
- Вот так, изо дня в день в неотапливаемом здании, в пальто, шапках. Даже чернильницы замерзали. Дети прижимали их к себе и отогревали. Я им благодарна. Когда человек делится с другим человеком, это понятно. А когда ребёнок последней крошкой от хлеба, который он получил во время большой перемены... Они предлагали мне, но я не брала. Хотя мне их поддержка давала силы.
О еде старались не думать. Но скудное меню военных лет запомнилось навсегда:
- Мы заготавливали мороженую картошку, капусту. Ребята выстраивались с плошечками и хлеб выдавали. А дома за корешками ходили, вместо орешков ели. Лук с лугов собирали, щавель. Корни откуда-то из тины, наверное, папа приносил. А я их жарила. Прекрасные получались лепешки.
На вопрос, какое блюдо было вкуснее, Елизавета Ивановна и не знает, что и говорить. Какой вкус у беды? Хотя однажды довелось отведать клубнику. На лесоповале. Где вместе с учениками в течение двух недель заготавливали дрова не только для школы, но и для города. Срок трудовой вахты заканчивался. Тут-то директор школы и прислала клубнику. Правда, оказалась она с горчинкой:
- Ребятишки уже тянутся руками. Но там записка. Я прочитала и в ужас пришла. Там написано: «Уговорите детей остаться ещё на один срок. Мы не нашли вам замену». У ребятишек глаза сразу потухли. Конечно, трудно: и комары, и холод, а тут ещё на две недели. Говорю: «Может, не будем есть ягоду, отправим назад?» Но мы остались. Это для детей оказалось настоящим подвигом.
Подвиг в годы войны совершался каждый день. Просто жить, просто работать, не паниковать, помогать друг другу и отдавать последнее стране, фронту, солдату:
- Вот подписка на военный заём. Какая у людей была трагедия?! У людей не было ничего, а нужно было отдавать фронту. И я ходила, собирала. Вхожу в одну квартиру, говорю, зачем пришла. А хозяйка ко мне подошла, трясёт меня и говорит: «Да вы знаете, что я на фронте здоровье потеряла». Она получила контузию. И сколько обидных слов мне сказала. А нужно было промолчать, извиниться. Потом она, правда, меня догнала и что-то (не помню) дала: «Ну, возьми. Я знаю, что им нужно».
Впрочем, люди оставались людьми. Среди них не только скупые, но и жестокие. И с ними приходилось как-то ладить. Тем более, когда от этого зависела судьба учеников:
- Была ученица Яковенко Галя. У неё мать не родная. Плохо к ней относилась, била. Приходилось часто беседовать. А когда Галя закончила 7-й класс, она стала на моём обеспечении. Я приезжала к ней, платила за квартиру и кормила.
Но жизнь состояла не только из трудностей, лишений и тягот. Несмотря на голод и нищету, Лизе с подружками, хоть и редко, но удавалось выбираться в театр:
- Я очень любила театр. Иногда даже бутылки собирали, чтобы по копеечкам собрать на билетик на галёрку. Больше всего запомнилась страшная постановка «Вий». Там гроб витал в облаках, и мы даже прятались.
Много тогда приносили похоронок. Тяжело было смотреть на детей, которые приходили на урок и говорили: «А у меня папу убили… брата… дядю…» Лиза тоже ждала. Ещё до войны в Наумовке она познакомилась с молодым офицером, гордостью села. Наладилась переписка. Но в 43-м связь оборвалась. Ни письма, ни похоронки. Пропал парень. Объявился он неожиданно, уже после войны:
- Уже в сумерки стук в окно. Мама вышла, вернулась, говорит: тебя кто-то вызывает. Это был он. На войне попал в плен. А вы знаете, как тогда относились к пленным. Он сказал: «Я не хочу портить твою жизнь, я был ранен, контужен (у него шрамы по всему лицу), а ты молодая, у тебя всё впереди, а меня лишили всех званий и наград». Такая была трагическая судьба. Об этом никто в селе не знает. Он потом женился, стал председателем колхоза.
Спустя год Лиза вышла замуж. За фронтовика Алексея Сосновцева. О своей будущей невесте много хорошего он услышал ещё на фронте, от её односельчанина. Так и встретились.
Алексей Васильевич всю жизнь проработал на заводе им. Дзержинского, теперь «Волжский дизель им. Братьев Маминых», и, несмотря на занятость, всегда помогал Елизавете Ивановне. Она – целыми днями в школе. С 54-го – директор восьмилетней школы № 7, с 64 – сш № 4. Даже после ухода на пенсию, в 76-м, она продолжала работать. Всеми своими тревогами она делилась с мужем, а он ходил с ней по трудным ученикам, принимал участие во внеклассных мероприятиях. Не случайно одна из учениц назвала Алексея Васильевича большим другом. Елизавета Ивановна – ветеран труда, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и, наконец, Почетный гражданин города Балаково. Согласно положению о Почетных гражданах, Елизавета Ивановна в общественном транспорте должна ездить бесплатно, но её удостоверение не производит на кондукторов никакого впечатления: в Постановлении администрации о льготниках эта категория не значится. Однако Елизавета Ивановна относится к такой неприятности с улыбкой. Для неё главное другое: её ученики. Ими она до сих пор живет. И другой судьбы себе не пожелала бы:
- Я люблю очень детей, я очень люблю свой предмет историю. Я думаю, что учитель – самая лучшая профессия, хоть и безденежная и трудная. И если бы профессии имели головы, то они должны бы были склонить их перед учителем.

2003 г.