Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Среди тех, кто провожал мальчиков на фронт в 41-м, была и Елизавета Зотова. Молодая учительница. В начальной школе села Наумовка Балаковского района Саратовской области она появилась за 3 года до начала войны после окончания Вольского педучилища. Её, 17-летнюю девушку, сразу полюбили и дети, и их родители. В 42-м им пришлось расстаться. Лизу в армию все-таки призвали. Она закончила снайперские курсы в Вольске и стреляла очень метко. Но на фронт её не взяли. В Балаковском военкомате сказали, что её знания пригодятся и в тылу, и оставили военруком в средней школе № 52 (теперь медицинское училище). Через много лет один из её учеников вспоминал: «Никогда не забуду я тот день, когда вы, хрупкая девчонка, одним взглядом, одним словом «равняйсь!» заставили нас стать смирно и покорили нас всех своей собранностью, строгостью и каким-то непонятным внутренним теплом». Учёба в военное лихолетье давалась нелегко. Голодно, зимой холодно. Но люди черствее не стали:
- Вот так, изо дня в день в неотапливаемом здании, в пальто, шапках. Даже чернильницы замерзали. Дети прижимали их к себе и отогревали. Я им благодарна. Когда человек делится с другим человеком, это понятно. А когда ребёнок последней крошкой от хлеба, который он получил во время большой перемены... Они предлагали мне, но я не брала. Хотя мне их поддержка давала силы.
О еде старались не думать. Но скудное меню военных лет запомнилось навсегда:
- Мы заготавливали мороженую картошку, капусту. Ребята выстраивались с плошечками и хлеб выдавали. А дома за корешками ходили, вместо орешков ели. Лук с лугов собирали, щавель. Корни откуда-то из тины, наверное, папа приносил. А я их жарила. Прекрасные получались лепешки.
На вопрос, какое блюдо было вкуснее, Елизавета Ивановна и не знает, что и говорить. Какой вкус у беды? Хотя однажды довелось отведать клубнику. На лесоповале. Где вместе с учениками в течение двух недель заготавливали дрова не только для школы, но и для города. Срок трудовой вахты заканчивался. Тут-то директор школы и прислала клубнику. Правда, оказалась она с горчинкой:
- Ребятишки уже тянутся руками. Но там записка. Я прочитала и в ужас пришла. Там написано: «Уговорите детей остаться ещё на один срок. Мы не нашли вам замену». У ребятишек глаза сразу потухли. Конечно, трудно: и комары, и холод, а тут ещё на две недели. Говорю: «Может, не будем есть ягоду, отправим назад?» Но мы остались. Это для детей оказалось настоящим подвигом.
Подвиг в годы войны совершался каждый день. Просто жить, просто работать, не паниковать, помогать друг другу и отдавать последнее стране, фронту, солдату:
- Вот подписка на военный заём. Какая у людей была трагедия?! У людей не было ничего, а нужно было отдавать фронту. И я ходила, собирала. Вхожу в одну квартиру, говорю, зачем пришла. А хозяйка ко мне подошла, трясёт меня и говорит: «Да вы знаете, что я на фронте здоровье потеряла». Она получила контузию. И сколько обидных слов мне сказала. А нужно было промолчать, извиниться. Потом она, правда, меня догнала и что-то (не помню) дала: «Ну, возьми. Я знаю, что им нужно».
Впрочем, люди оставались людьми. Среди них не только скупые, но и жестокие. И с ними приходилось как-то ладить. Тем более, когда от этого зависела судьба учеников:
- Была ученица Яковенко Галя. У неё мать не родная. Плохо к ней относилась, била. Приходилось часто беседовать. А когда Галя закончила 7-й класс, она стала на моём обеспечении. Я приезжала к ней, платила за квартиру и кормила.
Но жизнь состояла не только из трудностей, лишений и тягот. Несмотря на голод и нищету, Лизе с подружками, хоть и редко, но удавалось выбираться в театр:
- Я очень любила театр. Иногда даже бутылки собирали, чтобы по копеечкам собрать на билетик на галёрку. Больше всего запомнилась страшная постановка «Вий». Там гроб витал в облаках, и мы даже прятались.
Много тогда приносили похоронок. Тяжело было смотреть на детей, которые приходили на урок и говорили: «А у меня папу убили… брата… дядю…» Лиза тоже ждала. Ещё до войны в Наумовке она познакомилась с молодым офицером, гордостью села. Наладилась переписка. Но в 43-м связь оборвалась. Ни письма, ни похоронки. Пропал парень. Объявился он неожиданно, уже после войны:
- Уже в сумерки стук в окно. Мама вышла, вернулась, говорит: тебя кто-то вызывает. Это был он. На войне попал в плен. А вы знаете, как тогда относились к пленным. Он сказал: «Я не хочу портить твою жизнь, я был ранен, контужен (у него шрамы по всему лицу), а ты молодая, у тебя всё впереди, а меня лишили всех званий и наград». Такая была трагическая судьба. Об этом никто в селе не знает. Он потом женился, стал председателем колхоза.
Спустя год Лиза вышла замуж. За фронтовика Алексея Сосновцева. О своей будущей невесте много хорошего он услышал ещё на фронте, от её односельчанина. Так и встретились.
Алексей Васильевич всю жизнь проработал на заводе им. Дзержинского, теперь «Волжский дизель им. Братьев Маминых», и, несмотря на занятость, всегда помогал Елизавете Ивановне. Она – целыми днями в школе. С 54-го – директор восьмилетней школы № 7, с 64 – сш № 4. Даже после ухода на пенсию, в 76-м, она продолжала работать. Всеми своими тревогами она делилась с мужем, а он ходил с ней по трудным ученикам, принимал участие во внеклассных мероприятиях. Не случайно одна из учениц назвала Алексея Васильевича большим другом. Елизавета Ивановна – ветеран труда, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и, наконец, Почетный гражданин города Балаково. Согласно положению о Почетных гражданах, Елизавета Ивановна в общественном транспорте должна ездить бесплатно, но её удостоверение не производит на кондукторов никакого впечатления: в Постановлении администрации о льготниках эта категория не значится. Однако Елизавета Ивановна относится к такой неприятности с улыбкой. Для неё главное другое: её ученики. Ими она до сих пор живет. И другой судьбы себе не пожелала бы:
- Я люблю очень детей, я очень люблю свой предмет историю. Я думаю, что учитель – самая лучшая профессия, хоть и безденежная и трудная. И если бы профессии имели головы, то они должны бы были склонить их перед учителем.
2003 г.