Лабиринты Веры Скоробогатовой

Владимир Митюк
Лабиринты Веры Скоробогатовой

В который раз убеждаюсь, что работает закон парности событий.  Что это? Да с небольшим интервалом происходят два одинаковых или близких события – например, два дня подряд встречаешь одного и того же человека,  не обязательно знакомого, а потом не видишь его еще очень долго, или вообще никогда.  Потом анализируешь, и понимаешь, что закон работает!
Так произошло и на этот раз. Сижу, читаю с экрана увлекательный триллер с элементами мистики – «Лабиринт»  Ларисы Сбитневой. Распечатывать некогда, и не все заносится в смартфон. Заканчиваю очередную главу, решаю сделать перерыв. Предвкушая неочевидную развязку.
Завариваю кофе, и заглядываю на почту…

18 ФЕВРАЛЯ В 17.00, В ДОМЕ ПИСАТЕЛЯ, ЗВЕНИГОРОДСКАЯ УЛ., 22 СОСТОИТСЯ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА "В ГОСТЯХ У ВЛАСТЫ". БУДЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ВЕРЫ СКОРОБОГАТОВОЙ  "ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА".  ОНА - МОЛОДОЙ ПРОЗАИК, ИЗДАЕТ ВТОРУЮ КНИГУ. ВЫСЫЛАЮ ВАМ ЭТУ КНИГУ ПОЛНОСТЬЮ, ПРОЧТЕТЕ, СКОЛЬКО УСПЕЕТЕ. А ЕЩЁ: ЕЁ РАССКАЗ "ФРАНЦУЗСКИЙ ИЖ" БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В ТРЕТЬЕМ СБОРНИКЕ "НЕВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА", МОЖНО  РАССМОТРЕТЬ И ЕГО.

Чуть не поперхнулся от смеха! Одно название интригует!  Надо же, какое совпадение. Если закон работает, то книга должна быть интересной. Скачиваю присланный Зоей Николаевной текст, форматирую, вы, не избавляясь от пустых строк, и закачиваю в смартфон. Придется читать в pdf, в транспорте.  Какой умный! И почему-то не иду сразу на прозу, чтобы поподробнее узнать о авторе.

Оглавление, оно же содержание. Новеллы.  Немного огорчаюсь – мне кажется, что это наиболее сложный жанр, испытывающий в настоящее время кризис. «Никогда такого не было и вдруг опять» – приходят на ум слова Виктора Черномырдина. А после окончания текста  еще и комментарии, и, надеюсь,  не вошедшие в книгу отзывы. О них отдельно.   

Наконец, приступаю к чтению. Открывает книгу  роман, повесть «Любовь колдуна». Ну, люблю я такие сюжеты изначально.

ЛЮБОВЬ КОЛДУНА

Открываю первую страницу, вчитываюсь и чуть не проезжаю свою остановку в метро. Незачем излагать кратко содержание романа – все-таки это роман, по сложности, переплетению и наполнению сюжета.  И так все знакомо! Переплетаются любовь, мистика, искусство.  И все это – на фоне и при непосредственном участии чудной карельской природы…  Завораживающие пейзажи, вечная тайна. И это оживает под руками мастера.  Эйла, оказавшись в таинственной среде, попадает под  чары колдуна Кауко, властителя Куйто.  И не может устоять. Но они оба несвободны, и  неизбежность гонит ее в город.  А Кауко создает ее прекрасный живой образ из карельской березы…    И… Но Артто, ее муж, тоже черпает вдохновение из близости с Эйлой, и – художник – создает прекрасные картины. И не может справиться с собой.
И автор тоже создает прекрасные образы, тем самым объединяя и живопись, и скульптуру и литературу. Тонкая непрерывная и живая нить. 

Не об этом ли думал я, создавая свою Фею в романе «Девушка по имени Фе»? Только там – мужская проза, отличающаяся от женской. В общем, я «проглотил» «Любовь колдуна». Но для того, чтобы вернуться к ней еще раз – конечно, одного прочтения явно недостаточно. Читаю снова.
И привожу только одну цитату

«С любовным удовольствием, будто
  на границе сказки и были, его руки
создавали медведей, сов, других лесных
птиц и зверей. Произведения
выглядели совсем живыми, излучали
волшебство и доброту. Созерцая
их, остро хотелось жить, плакать от
счастья и петь... Однажды увидев
их, я полчаса просидела завороженная
и не нашла внятных слов... Почувствовала:
это искусство — отражение
души художника.

Отдельно скажу, что исключительная авторская находка – эпизод с лисом! Как все выписано! Конечно, есть аналоги, но здесь любовь доведена до совершенства. Глава – «Пламя в его камине (Таинства четы Кеттунен)».

Не очень нравится современный тренд – вставлять поэтические строки (стихи, песни, руны) в текст. Но у автора – исключительный случай – все к месту, и трудно представить себе роман без них. Чистые пять с плюсом!

«Страшно дотронуться. Больно поверить.
Небо распахнуто. Звезды в руках.
Радуга — в доме, в душе — фейрверки,
Белая ночь — на пустых берегах...»

А наличие многочисленных комментариев и пояснений – пожалуй, тоже к месту. Здесь, мне кажется, чувствуется влияние Фоулза. Кстати, и его роман «Волхв» собственно и есть «Колдун».

« Где-то стоит наш дом...
Ждущий грядущих сказок,
Знающий гибкость форм,
Полный кистей и красок,
Дерева, кости, рифм,
Песен о нереальном, —
Небо, где мы парим...
Средь рисунков наскальных
И необычных зверей,
Добрых лесных скитальцев,
Вылезших из сетей
Созидающих пальцев...
Золотой компромисс:
Муки-встречи-разлуки...
Варится белый рис,
Пахнет копченой щукой...
Не говори о том,
Что изменить не можем:
Где-то стоит наш дом,
Ни на что не похожий».
 
Мне кажется, что этот роман нужно издать отдельной книгой, с иллюстрациями, но только не отвлекающими, а выполненными скромно, и с талантом, не уступающим авторскому.

И еще раз повторю – роман надо читать не один раз! За последнее время я несколько раз читал только «Дорожную Пыль в стране магов». Наверное, внесение мистических элементов помогает сильнее выразить и любовь, и красоту природы, и отчаяние…

С некоторым опасением перехожу к следующей новелле – «Испытание сильных». О том, что происходит с человеком в метро и не только…. Подземные лабиринты, ломка сознания.  Что это?

ИСПЫТАНИЕ СИЛЬНЫХ

А вот что:
Роман «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» затрагивает такие темы, как сознание и подсознание, концепции личности.

Наш автор, безусловно, испытывает влияние гениального Харуки Мураками. Но умеет найти свое, передать ощущение беспросветности и попытки вырваться из круга.  Превй раз, с Валентином, это не удалось  - слишком разные одиночества не могли совпасть. По определению. И с самого начала чувствуется обреченность, как у Януша Вишневского "Одиночество в сети».
Нередко романтики, особенно девушки, мечтающие о чем-то неземном, встречают на своем пути разносторонних, обаятельных, но не вполне здоровых — в стандартном понимании — людей и попадают во власть их чудесных фантазий и острых переживаний, принимая болезненный
бред за воплотившуюся мечту. Последствия подобных связей непредсказуемы.

Личность находится в состоянии постоянного стресса, по автору «панической атаки», окружающие – часто – люди замкнуты в своем мире и неадекватны. Готовые поверить бог весть во что, строят странные и невероятные предположения – пожалуй, им кажется что еще не много, и они окажутся во власти жаббервогов (собирательный образ жути, у Мураками, автор не употребляет термин, но он навязывается).  А «общество оказалось не способным к поддержке попавших в беду
людей».

Однако  автор дает Полине еще один шанс в лице Бориса… И это вполне реально… Но не исключает возможности возврата…

«Ты абсолютно права. Общение и смех — отличное средство от страха!»

Следующая миниатюра –
 РОМАШКИ, «Новелла о родстве душ» - мне кажется, не слишком вписывается….  Да, хороший язык, романтично. Не более. Но подобного достаточно в сети.  Опять – психоделические мотивы. Знакомо…


ЗА ГРАНИЦЕЙ СОЗНАНИЯ ИЛИ ОШИБКА ЗАГОВОРЕННЫХ
Трагическая миниатюра….

ВСЁ СБУДЕТСЯ или «ЧТО СКАЗАЛ БЫ Я СЕБЕ ПРОШЛОМУ»?

Великолепное описание ленинградской погоды, именно в феврале, когда невольно соглашаешься с тем, что наш город – депрессивный.   Хороша и к месту экстраполяция в прошлое. Несмотря на нескладные обстоятельства, Вета полна оптимизма. И впрямь – скоро весна. Это проглядывает сквозь тонкую ткань миниатюры.
 

СПИНОЙ К ИНГИГЕРДЕ

«Вырастая, человек редко остается собой. Невольно маскируясь, он
подгоняет себя под шаблоны, пытается доказать себе и окружающим, что
может стать кем-то другим, играть не присущие ему от рождения роли».

- спорно, как это – присущие от рождения роли?  Грустная, но правдивая новелла. Нам не дано знать, что может разрушить отношения – даже простая мелочь, нечаянно сказанное слово, одно, всего лишь одно неловкое движение…

КУСТ СИРЕНИ

(Новелла о противостоянии светлых надежд и циничных истин, о смысле жизни, о переплетении прекрасного со страшным)
Не путать с «Ветвью персика»! – ВМ.

Начало вот такое…
«Однако в свои двадцать восемь занимал серьезную должность в госструктуре и решал
сложные вопросы».
 
Диссонанс – так говорят только казенные или «продвинутые» особи.  Может, следовало взять в кавычки?  Однако дальше – линейное и последовательное, несколько очерковое развитие событий – молодые люди (а как же, он – продвинутый, она – красавица и умница) – тянутся друг к другу, не торопят события…. 

Находка –
«Вспомнилось древнее поверье: «Если мужчина дарит женщине аметист,
она будет принадлежать ему всю жизнь. Камень вызывает безусловную любовь
к дарящему, даже если принимающая дар влюблена в другого...»

Кажется, еще чуть-чуть, и влюбленные соединятся.  И неожиданный (не мною, увы) – финал, где герой гибнет на пороге счастья…
Грустно, но это становится модным даже у опытных писательниц – я так и не смог убедить Алину Дольскую изменить финал ее повести «Горбунка» (выходит в феврале)….

Почему так происходит – мне непонятно, однако тенденция налицо.

Притом не могу не отметить прекрасный слог даже в несколько очерковом изложении.

И, наконец, ЗОЯ.

Начинающаяся с Паломничества бесстыжей (Поездки Зои в Северную Карелию).

«Музыка, звучащая в душе...
В восторге, в экстазе, в блаженстве
Она уносит меня в снежную высь,
Мутит мой разум призрачным туманом...
И по лицу моему текут слезы —
Слезы высшего на свете счастья,
Слезы единения души и тела...
Я узнала вечный смысл жизни,
Я узнала то, что вечно свято:
Видела я мягкое сиянье,
И коснулась я его руками,
Ощутила телом и душою
Легкое его прикосновение...»

Признаться, читается с трудом. Особенно начало. Но необходимо преодолеть себя, переворачивая  страницу за страницей. Иногда кажется, что не новелла это, а очерк, но потом…. Погружаешься вместе с автором в прекрасный мир Северной Карелии… Встречи, впечатления, страсти…

Прекрасное наблюдение –

"В двадцать сорокалетие казалось нереальностью, мифом... Предсказанием,
которое никогда не сбудется. Чудилось, что оно означает конец
молодости и развития, сворачивание перспектив, физическую деградацию
и утрату женской привлекательности. Но оно оказалось обычным,
рядовым днем, который пришел в свой черед, как приходили все без исключения
до него".

Можно поверить, что так будет и в пятьдесят, но понять, что зависит – во многом! - только от тебя. И ты по-прежнему интересна, любима (если повезет), привлекательна.
Паломничество – да. Появляется Юрий… Но чудь белоглазая! Как только начинается мистика, читатель спешит…. Если предыдущая миниатюра предполагала летальный исход, то повесть оставляет возможность.

Не буду раскрывать секрет – Прочтите. Обязательно.
К чему я это?

В наше время хорошим языком, стилем, знанием предмета удивить трудно. Мне кажется, что главное – вызвать читательский интерес.  Поскольку большинство произведений лежат в сети, доступны. А обладание бумажным носителем – удел немногих,  ибо тиражи, даже Print Demand, ограничены, и чаще всего попадают в руки родных, близких и спонсоров. Это факт. А раскрутиться как этого заслуживает автор, весьма трудно.

Так, идем на прозу.ру. Да, там множество произведений, все больше издаваемых журналов и сборников. Посмотрим,  как обстоит популярностью у автора? И соответствует ли он тем восторженным, пусть и во многом стандартным отзывам? – (Я получил вместе с текстом и представления уважаемых рецензентов).

Увы, огорчился. На прозе все иначе. 

Прекрасные новеллы не находят отклика, но почему? Нужна реклама, анализ творчества автора. Именно поэтому взялся за развернутую рецензию.
Ведь у Веры Скоробогатовой есть главное – ее произведения читать интересно, а мистические элементы придают дополнительный колорит.



Из-за недостатка времени не успеваю дать более развернутый текст. Но, надеюсь, потенциальные читатели Веры Скоробогатовой меня простят.

17.02.2015, СПб