БАМ. Изыскания

Игорь Шевцов
БАМ. Еще не всё забыто. (История инженерных изысканий).
    
        Позади 2014 год, названный юбилейным, в связи с 40-летием Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Считать началом отсчета дату выхода в свет Постановления   ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (8 июля 1974 года), вероятно, не совсем правильно, так как правильней было бы считать началом отсчёта открытие сквозного движения по магистрали, пусть даже по временной схеме на отдельных участках. Кроме того, как быть с железной дорогой от разъезда Бам на Транссибе до ст. Тында, ведь без строительства этой дороги, протяжением 180 км, не началось бы строительство участков БАМа от Тынды на север, на запад и на восток? Попробуйте кому-нибудь, кто строил БАМ, сказать, что дорога от разъезда Бам к Тынде – не БАМ! А ведь строительство этой дороги объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой ещё в феврале 1973 г.

        И, потом, всем понятно, что никакое строительство не начинается без составления проекта. В этом отличие человека от объектов животного мира, которые тоже успешно занимаются строительством на уровне инстинктов.

        Так вот, выполнение работ по составлению проекта Байкало-Амурской железнодорожной магистрали началось  в 1967 году, в соответствии с Постановлением  ЦК КПСС и Советом Министров СССР 268-104 «О возобновлении проектирования Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ)». А проектирование, разве, это не начало строительства? Другое дело, что у нас часто от проектирования до строительства не один год проходит. С БАМом было совсем не так, но об этом потом. Указанное Постановление было опубликовано 24 марта 1967 года и, если уж начинать отсчёт юбилейных лет, то надо было бы с этой даты и начинать.

        В Постановлении от 1967 года нужно отметить слова «о возобновлении». Если надо что-то возобновлять, значит, уже что-то выполнялось раньше, значит, проект БАМа уже существовал когда-то, значит, проектные работы ранее уже выполнялись и, естественно, выполнялись инженерные изыскания, без которых проектирование невозможно.
 
        Проследить весь ход проектно-изыскательских работ по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали  от возникновения идеи и до окончания строительства, я и попытался в очерке под названием, приведенным в заголовке.    Про изыскания трассы БАМа, рассказать коротко невозможно. Вот только две цифры: от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре по построенной уже железной дороге 4530 километров. Однако, только в период с 1937 года по 1942 год, изыскателями было обследовано 67700, я не ошибся, шестьдесят семь тысяч семьсот километров вариантов. Больше, чем полтора экватора! И это только для того, чтобы документально доказать, что направление трассы выбрано правильно, что других вариантов направления нет. При этом были использованы материалы изысканий, выполненных до этого, в период с 1932 по1936 год, ведь всё началось именно в 1932 году после выхода Постановления ЦК ВКП(б) и Правительства СССР «О сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Ведь именно тогда и начались изыскания БАМа.

        Очерк составлен из 2-х частей. В первой части, озаглавленной «Мы не были первыми», рассказывается о работах, выполненных до 1945 года, вторая часть, под названием «По следам первопроходцев» охватывает период с 1967 года по 1984 год.

        В очерке коротко рассказывается и о том, что предстоит сделать на БАМе в ближайшие годы, чтобы магистраль, наконец заработала в полную силу.

        Насколько мне это удалось судить Вам.

        В связи с тем, что в очерке приведено много схем и фотографий, а «Проза.РУ» воспринимает только текстовую часть, полностью очерк можно посмотреть здесь:

БАМ. Изыскания. Часть 1. Мы не были первыми http:///yadi.sk/i/J1Y7vSCsfcvLC

БАМ. Изыскания. Часть 2. По следам первопроходцев http:///yadi.sk/i/T9NXv-9Mejr8z

        Мне, конечно, было бы интересно узнать от прочитавших очерк, мнение о содержании написанного. Мой адрес: igor.shewczow2014@yandex.ru

        Февраль 2015 г. Шевцов И.Г.