Иоланта

Clittary Hilton
                           Этот и другие «Репортажи из Metropolitan Opera»
                           смотрите в более культурном виде в Живом Журнале

Суббота, 14-го февраля 2015. Спектакль начался в 12:30. Жуткая холодина. Может быть поэтому, группы протеста не представляли собой могучей кучки, а так, несколько человек с плакатами. Но они присутствовали и я была с ними солидарна. Но только духовно. Сама же я сидела в зале и мне было тепло.

С тех пор как Анна Нетребко активно поддержала агрессивную политику своей страны, она сильно потолстела. И подурнела. Голос ее также потускнел, по крайней мере, в моих глазах. Впрочем, в ушах моих он продолжал литься соловьем, как ни в чем ни бывало.

Вообще-то, творения Петра Ильича не для оперных див. Мужские роли всегда значительно интереснее и музыкальнее. Женская доля у Чайковского — валандаться с няней! Как в Евгении Онегине (где эта няня растянута на целый акт), так и в Иоланте, где тоже няню можно было бы без потерь убавить. Но Иоланта — весьма короткая опера, очень насыщенная прекрасными мужскими ариями. Всех их исполняли певцы, родившиеся в бывшем Советском Союзе, за исключением Водемона, которого пел поляк Piotr Beczala. Герцога Роберта с его Матильдой пел Алексей Марков, короля Рене — Илья Банник, а великого мавританского врача Эбн Хакиа — азербайджанец Эльчин Яшар оглы Азизов, солист Большого театра. Все пели очень хорошо, хотя в моих ушах с детства звучит голос Александра Батурина «Два мира, плотский и духовный...», который пел еще лучше. Дирижировал Валерий Гергиев (чтоб его съели собаки!) и все вместе было очень музыкально.

Во втором акте сегодняшнего действия была представлена одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» — на которую я не осталась. Валентинов день все-таки, куда там слушать такие страсти!

Впрочем, достаточно страстей было и в Иоланте. Это моя любимая опера, с детства, по пластинкам. Слушая Батурина, я как-то себе жизни не представляла. Польский постановщик Mariusz Trelinski постарался в лучших мейерхольдовских традициях Metropolitan Opera. Водемон с герцогом появились на лыжах, а Альмерик, оруженосец короля Рене, в люнетках авиатора начала XX века, с портфелем личного секретаря Путина. Сам король Банник был в черном военном костюме, типа лейтенант СС поручик фон Ржевски. Все кроме Банника переоделись к брачному торжеству со сказочной быстротой, на одной ноте. Ночная рубаха толстухи Нетребки сменилась свадебным платьем, а лыжные костюмы гуляк Водемона и Роберта — безукоризненными белыми фраками; даже Эльчин Азизов переоблачился в свадебный мусульманский костюм и только король Рене остался верен черной эсэсовской форме.

Почему-то все действие шло ночью. В том числе и королевская охота. Зачем-то пристрелили оленя из ружья и подвесили на крюке над тазиком, чтобы стекала кровь. Как я уже сказала, страстей было много. Мавр-офтальмолог толкует Иоланте что-то про сияющее небо, а зритель видит ночные созвездия. Но, как верно отмечали все на сцене, отдельно, дуэтом и хором, небо очень красиво. И там живет Бог, который в конце действия так расталдыкнул свои лучи на зрителей, как будто Он — тов. Сталин или г-н Путин, а не скромное божество.