Прощайте, и прощены будете

Оксана Козлова
Последнее воскресенье перед Великим постом получило в Православной Церкви особое название -- Прощеное воскресенье. В этот день в храмах Божиих совершается особый чин прощения, во время которого священнослужители, монашествующие и миряне испрашивают прощения друг у друга. Почему же так важно примириться со всеми перед наступлением поста? И как влияют наши отношения с ближними на отношения с Богом- Творцом?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понимать смысл и назначение поста, его роль в жизни христианина.
 
Еще в Ветхом Завете мы встречаем упоминания о посте. Например, в книге Исход Бог повелевает еврейскому народу через Моисея поститься три дня, чтобы приготовиться к схождению Господа на гору Синай и получению Божественного закона: «И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» (Исх. 19:14-15). Также в книге пророка Ионы говорится о том, как постились жители города Ниневии, чтобы умилостивить Бога: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона. 3:5). Царь Ниневии тоже постился и издал особое повеление о посте, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона. 3:7-8). И в Псалтири у пророка Давида мы находим следующие строки: «Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою…».

В Новом же Завете, в Евангелии, мы читаем о том, как постился в пустыне Сам Господь наш Иисус Христос: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Великий пост продолжительностью 40 дней как раз и установлен в подражание посту Спасителя в пустыне. К нему присоединяется Страстная Седмица – последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением.
 
Что же говорили о посте телесном святые, какую пользу они усматривали в нем?
Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что «пост тела есть пища для души», а святой Василий Великий пишет: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».  Св. Леонтий утверждает: «Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну».

Итак, святые говорят о том, что воздержание от пищи и других телесных потребностей приносит пользу нашей душе. Но достаточно ли только телесного поста? Ответ на этот вопрос снова дает нам св. Иоанн Златоуст, который пишет: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

А преподобный Ефрем Сирин говорит о необходимости совершения поста и всякого доброго дела вообще с любовью: « Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит или начатки, или все плоды, если строит церкви или иное что большее делает – все это без любви ни во что вменится пред Богом, потому что неугодно Богу».

Т. е. не только воздержание от пищи и других благ называется постом, но и воздержание от всякого зла с любовью к Богу и ближнему. Поэтому-то и необходимо примириться со всеми в преддверии поста, чтобы с чистым сердцем творить добро тем, кто в нем нуждается. Пока мы враждуем с ближним своим, мы не можем находиться в мире и с Самим Богом. Об этом нам говорят слова молитвы «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…». В Евангелии от Матфея читаем: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Господь не повелевает нам силою власти: «Прощайте людям согрешения!» Он оставляет на наше усмотрение, прощать или не прощать. Бог не хочет нарушать нашей свободы и силою принуждать нас делать что-нибудь. Тогда дела наши не имели бы для нас той ценности, какую имеют, если мы совершаем их свободно и добровольно.

 Известный проповедник XX века митрополит  Антоний Сурожский так рассуждает о прощении: «Мерой, которой вы мерите, отмерится и вам: и как вы прощаете, простят и вас;  все, что вы не простите, будет удержано против вас. Это не значит, что Бог не хочет простить; но если мы приходим не прощая, мы сводим на нет тайну любви, мы отвергаем ее и нет нам места в Царствии.  Мы не можем идти дальше, если мы не прощены, и мы не можем быть прощены, пока сами не простили каждого, кто погрешил против нас… Никто не имеет права думать, что он в Царствии Божием…, если в сердце его продолжает жить непрощение. Прощение врагов – первая, самая элементарная отличительная черта христианина…».
Об этом же пишет и святитель Игнатий Брянчанинов: «…если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты – в горестном самообольщении.
 
Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви».
А преподобный Исаия Отшельник говорит: «Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов твоих. Со всеми будь чистосердечен, и узришь в себе мир Божий».

Вот почему так необходимо вступать в пост с чистым сердцем, простив все обиды и не храня ни на кого зла. Только такой пост будет угоден Богу и поможет нам усовершенствоваться в любви. И если мы сделаем шаг навстречу Богу, искренне простив ближнему всякое зло, то и Господь, конечно, сделает шаг навстречу нашей душе: «Прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37).

               Христианская притча «Обида и прощение»
Однажды старец со своими учениками молился. И пришёл к ним противник христианства. Встал перед старцем и плюнул ему в лицо, оскорбляя его. Ученики тут же вскочили, вопрошая старца, как проучить этого человека. Но старец лишь грустно улыбнулся и сказал:

- Пускай этот человек идёт с миром. Посмотрите, сколько же в нём было боли и страданий, чтобы он пришёл сюда с такими намерениями. Давайте будем молиться за него, братья! И ученики отпустили этого человека с миром и молились за него.
А на следующий день он пришёл опять и, упав на колени, стал просить у старца прощения.
Тогда старец сказал:
- Мне не за что тебя прощать. Ты принёс мне вчера свою злобу и ненависть, но я её просто не взял, она мне не нужна. Прими Христа и пусть твоя душа обретет покой.
Если кто-то принесёт тебе своё зло и попытается тебя обидеть, не надо брать оскорбления на свой счёт. Мы сами решаем, обижаться нам или нет.