Крест свой...

Иоанн Тунгусов
Этого события ждали долго. Больше пяти лет. К нему готовились. О нём молились. Ради него напряжённо работали. Не раз и не два ходили прихожане по селу с надеждой на помощь односельчан. Потому что верили: откликнутся люди сердцем, помогут, кто чем может и пожертвуют на благое дело.

И эта вера не была посрамлена.

Всем миром, наконец, собраны средства, утрясены неясности, подтверждены договорённости и решены проблемы, подтянута мощная техника. И вот, наконец, настал этот День.

Да какой!

Промыслом Божиим он выпал аккурат на канун великого двунадесятого церковного праздника Рождества Пресвятой Богородицы!

К двенадцати часам стекаются к нашему пока ещё полуподвальному храму Сретения Господня люди. И ручеёк этот постепенно ширится и растёт, становясь полноводной рекой! Такого количества людей не было и на Пасху.
Это радует и меня, и настоятеля, протоиерея Владимира Шарова, немало сделавшего для предстоящего знаменательного события.

Начинается молебен. Зажжены свечи, глубокие по тону кобальтового цвета купола – рядом. Золотые, сверкающие солнечными зайчиками кресты – так же рядом, на земле. Их бережно держат двое сильных парней.

А какою погодою порадовал Господь! День выдался на удивление тихий, безветренный, ясный, совсем не холодный, будто сама природа замерла в волнительном ожидании нашего торжества. И только будто восхищённые, звонкие птичьи трели из совсем близкого леса нарушали (а может как раз наоборот – украшали?) это ожидание.

Праздник чувствовался буквально во всём: и в радостных лицах, с улыбками на губах и в глазах, и в сдержанном, еле слышном шёпоте людском, так, чтобы не мешать восторженными репликами начавшемуся богослужению.

И вот прозвучали слова отпуста. Настоятель окропил купола и кресты, приложился к ним, а вслед за ним приложились и все собравшиеся. Отец Владимир обратился к людям со словом благодарности и признательности.

– Храм – небо на земле. В нём должно быть всё благоукрашено, потому что это – Дом Бога. И сегодня мы воздвигаем купола и кресты, придавая законченный благолепный вид нашему храму. Хотя внутри, как все вы знаете, ещё многого не хватает. Но мы будем трудиться. Ведь у каждого из нас свой Крест. А украшением креста, в немалой степени, может быть восстановление храмового убранства.

Уже больше пяти лет здесь совершается Божественная Литургия, во время которой Господь приходит к каждому. И замечательно, что многие из вас исповедуются и причащаются Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа. Без этого нет спасения. Без этого может совсем не остаться сил на несение своего Креста.

И я благодарю от всей души всех наших благодетелей и, прежде всего, Сергия Макарова и Александра Проханова. И его супругу, приснопоминаемую Людмилу. Виктора с матушкой Валентиной, и многих, многих других – всех вас, возлюбленные братья и сестры! Ведь именно вашими трудами и, прежде всего, молитвами вашими, состоялось это давно ожидаемое событие. Спаси вас Христос!

И словно в подтверждение радостной значимости момента и слов настоятеля появилась над храмом маленькая, как мне показалось, лесная птица. Я даже толком её и не разглядел. Она сделала несколько кругов вокруг безголового храма, и также неожиданно, как и прилетела, исчезла, – словно её и не было. Но своим полётом она предварила перемену, которая, Бог даст, больше никогда не обратится вспять, оставляя наш храм, село Афанасово – малую часть великой России, обезглавленным, без своего креста! А сколько ещё других храмов, порушенных и не восстановленных… сколько людей русских осознанно или нет ходят без крестов своих?! Как же тут России возродиться, если немалая её часть больна богоотступничеством? Помоги нам, Господи.

А после обретения устремлённой ввысь храмовой завершённости наши прихожане всех пригласили на праздничную трапезу. Люди оживленно обменивались мнениями об увиденном подъёме куполов с крестами, радовались и любовались открывшейся красоте.

Нежаркое солнышко грело нас, грело и белый, словно готовящийся взмыть в вечность своими синими куполами храм, сквозь ясное, почти безоблачное небо. И это правильно! Это у нас, на земле живущих – проблемы, препятствия, суета, а на Небе всё просто и понятно… ты только обрати в него свой взор. Устремись туда всем сердцем, вслед за возгласом на Литургии: «Горе имеем сердца…»!
И подступивший к нашей своеобразной «стартовой площадке» лес, и птичий, неугомонный щебет, – всё в этот прекрасный день говорило нам о необходимости не опоздать, не отлучаться надолго от нашего многострадального, спасительного храма.  И я вспомнил свой давний сон, к которому за все эти годы так и не научился правильно относиться. В нём наш храм привиделся мне уже с куполами, во всём великолепии! И каждый раз, когда я спускался в теперь уже нижний храм, а тогда просто в полуподвал, я знал, что у Господа купола на храме уже стоят, создавая некую духовную полноту. И мне легче служилось. Наверное поэтому, купола и кресты сияли мне сегодня как-то особенно приветливо. И были теперь видны далеко-далеко, как бы говоря всем и каждому в отдельности: здесь живой, действующий православный храм Сретения Господня!

На трапезе, талантливый и смелый поэт Александр Худорожков, громко и проникновенно воскликнул, словно пропел:

Белый лебёдушка,
В небо стремится,
Чтобы нам грешным
Всем возродиться,
Чтоб звездопад разверзал
Неба сгусть, и плавились в сердце
Унынье и грусть…
Белый лебёдушка
Взмахом крыла
Дарит блаженство
И вкус бытия,
В детскую сказку
Уносит, золотом красок поёт осень…
Белый лебёдушка
Снежным пером
Нас излечи…
Господи, Слышишь?! –
Прости и спаси…
Лёгким прохладным
Накрой одеялом,
Чтобы душа и слова воссияли…

И звучали заздравные тосты. Многие хотели говорить и делиться друг с другом радостью этого долгожданного события. То и дело слышался призыв сдвинуть «бокалы»:
 
– Дотянемся?

– Ещё как, – дружно отвечали мои прихожане на противоположных концах стола, улыбаясь. И лица светились неподдельной теплотой и радостью. И поднимались руки. И «чокались» пластмассовые стаканчики с лёгким вином...

А храм сиял своей белой чистотой, словно тщательно отмытый человеческими сердцами, потому что души людские полнились в этот день искренним ликованием и восторгом. А храм будто настойчиво, но смиренно звал: «Идите ко мне, все труждающиеся и обремененные…»

И эти неложные слова Спасителя ощущались в прозрачном, звенящем воздухе.

***
И в эти дивные, незабываемые мгновения, наполненные буквально до краёв ликованием и восторгом чувств, я тоже пристально смотрел на преображённый храм, где служу уже больше трёх лет, терпя, с Божией помощью и сырость, и холод, и всяческие непредвиденные искушения…

«Слава Богу за всё», – сказал знаменитый вселенский учитель Церкви Иоанн Златоуст. Вот и я, грешный, тоже благодарю Господа за всё вслед за своим небесным покровителем. Что ждёт меня в дальнейшем? Останусь ли я здесь? – не знаю, предчувствия тревожные – ведь это уже мой пятый храм.

Но верю, что дальнейшая моя судьба, как и купола с крестами на сретенском храме, давно предопределена Господом. Мне бы только не покривить против промысла Его и донести крест свой таким, каким дал мне его Господь.…

Да будет воля во мне не моя, а Твоя, Господи!