Огненный крест 11. Прошлое и настоящее связь време

Эдуард Лощицкий
11. Прошлое и настоящее – связь времен.
(часть первая)
       Эта глава служит рассказом пыркалаба Богдана, но автор ее дополнил сведениями очень далеких времен, о которых наш доблестный комендант Монкастро попросту не мог знать. И так:
       Велик Египет, велик не своими территориями – их не так много, велик умением создавать условия для развития жизненных процессов на своей земле и вокруг себя. Египет – плодородная долина между двумя пустынями: Ливийской и Аравийской. Глубина ее – несколько сотен метров, длина – сто тридцать миль, ширина около одной мили. Пологие склоны голых ливийских холмов – по западную сторону долины, и, скалистые, изрытые трещинами отроги Аравийской возвышенности – по восточному, образуют некий коридор, на дне которого течет река Нил. По мере удаления к северу стены коридора постепенно снижаются, а в двадцати пяти милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются, и Нил, разбившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину, имеющую форму треугольника. Основанием этого треугольника, носящего название дельты Нила, служит берег Средиземного моря, а вершиной – место выхода Нила из ущелья к древней столице, Мемфис (в районе нынешнего города Каира), а затем на восточном берегу Нила – величественных Фив. Главная особенность Египта – климат. Он жаркий – изнуряюще жаркий. Если бы воды священного Нила ежегодно не воскрешали страну, от этой жары – Египет не стал бы колыбелью цивилизации. С конца пайни (июня) до конца эпагомена-тота (6 – 11 сентября) Нил непрестанно прибывает и заливает почти весь Египет. С конца фофи (октября) до пахона (мая) следующего года, весенние воды постепенно спадают, обнажая даже самые низкие места. Речная вода в такой степени насыщена минеральными и органическими веществами, что принимает кирпичную бурую окраску, и, по мере спада, на заливных землях осаждается плодородный ил, заменяющий самые полезные удобрения. Ил и жаркий климат дают возможность окруженному пустынями египтянину собирать три обильных урожая в год. Сложности жизненных устоев ставили народ, населявший долину Нила, в условия, когда он должен был либо погибнуть, либо научиться регулировать воду. Древние египтяне, будучи народом талантливым и практичным, сумели справиться с непростой природой и даже создать цивилизацию. Этой цивилизацией правили фараоны. Они были законодателями, верховными главнокомандующими, самыми богатыми землевладельцами, верховными судьями, жрецами и объявили себя сынами богов и даже богами. Принимая божеские почести от народа и чиновников, фараон сам воздвигал себе алтари и воскурял благовония перед собственными изображениями. Рядом с фараонами, а нередко и над ними, стояли жрецы – сословие мудрецов, вершивших судьбами страны. В настоящее время трудно представить ту необыкновенную роль, какую играли в Египте жрецы. Они были наставниками молодых поколений, прорицателями, а следовательно – советниками взрослых людей, и судьями умерших, которым, якобы их воля и знания обеспечивали вечную жизнь. Жрецы не только исполняли обряды при божествах и фараонах, но лечили больных в качестве врачей, руководили ходом общественных работ в роли инженеров, влияли на политику как астрологи, и главное, выступали людьми, хорошо знающими свою страну и соседей. Посредством мистических, таинственных знаний, жреческая каста держала в страхе и элиту, и народ Египта. Используя сложные культовые обряды многочисленных богов, жрецы постепенно захватили лидирующее положение в стране. В этой связи, в истории Египта первостепенное значение имеют отношения между жреческим сословием и фараонами Чаще всего фараон подчинялся воле жрецов, приносил богатые жертвы богам и строил храмы. В этом случае он жил долго; имя его и изображение, увековеченные на памятниках, передавались из поколения в поколение, овеянные славой. Многие же фараоны царствовали недолго, а некоторые, не оставили в памяти народа не только своих дел, но даже имен. Случалось также несколько раз, что династия фараонов прекращала свое существование и клафф – шапка фараона, переходила в руки новой династии, обычно, визирей или верховного жреца.
       Аменхотеп IV – правитель Верхнего и Нижнего Нила из XVIII династии, основанной фараоном Яхмосом в 1525 году до рождества Христова, сын Аменхотепа III и царицы Тейе – пребывал в новой столице Ахетатон в плохом настроении. Он недавно покинул ненавистные Фивы и занял огромный дворец, только что возведенный Главным архитектором Хару. Шел восьмой год правления «Угодного Атону», а его воля стереть с лица земли все, чего касалась рука почитателей культа Аписа, священного быка Птаха – не выполнена.
       Верховный советник Рамос нарушил приказ и оставил несколько барельефов и фресок в Храме Амона-Ра в Карнасе, а храм Атону в Фивах строится медленнее, чем этого хотелось. Первое, не было чем-либо из ряда вон выходящим, но изображения Аписа, символа Птаха рожденного богом Амоном, должно быть полностью уничтожено во всех храмах Верхнего и Нижнего Египта. Зная, что часть жрецов в тайне противодействуют его культу Атона, Аменхотеп взял себе имя Эхнатон (Угодный Атону). Почитают фараона – должны почитать и Атона. Правда, в тронном зале он любил именование Нефер-хеперу-Ра уа-ен-Ра. Но вот второе, то есть храм Атону в Фивах: фараон чувствовал, что его противники специально тормозят с завершением его строительства.
     – Позвать Верховного советника! – бросил коротко фараон, глазами разыскав в толпе придворных главного архитектора Хару. Он решил пока не интересоваться у него положением дел строительства храма, а задать вопросы Великому визирю, (Великому советнику).
       Стоявший рядом с главным писцом Менези, писец Сара бесшумно исчез, чтобы через несколько минут опять появиться. Спустя еще несколько минут возник с легким шуршанием туники Великий советник Рамос. Ему уже около пятидесяти лет – такой путь по земной жизни немногие совершают. Он пользуется неограниченной властью в Нижем и почитаем в Верхнем Египте. Рамоса побаивался даже ушедший в чертоги Амона-Ра, отец, здравствующего фараона, фараон Аменхотеп III. Но молодое поколение, всегда радикальнее предыдущего и Аменхотеп IV, взявший себе имя Эхнатон – на многие моменты власти смотрел по-своему. 
     – Угодный богу Ра, повелитель Верхнего и Нижнего Египта звал меня? – поступил вопрос от Верховного сановника.
     – В храме солнца Атона в Карнасе… что там? – Начал «Угодный Атону» издалека.
     – Храм приведен в соответствие с желаниями нашего повелителя: бог Атон – доволен!
     – Он сам это сказал мудрейшему Рамосу? – иронично отреагировал фараон.
     – Ласточки возвестили его волю и одобрение, – не моргнув глазом парировал Верховный советник. – Они уже свили гнезда под сводами храма.
     – Имя Аменхотепа III не соскоблены и не записаны новыми посланиями Атона, а барельефы продолжают распространять неприемлемое почитание Аписа и богини Нут.
     – «Неб-Маат-Ра» (Владыка Правды Солнце) – твой отец, о Солнце земли и надежда Нила!
     – Если важность моего введения единого Бога Атона не понимает Великий советник, то что мне, «Угодному Атону», требовать от народа Египта?
     – Я, Великий визирь и раб моего господина, хорошо понимаю важность и значение единого бога Солнца Ра Атона в объединении земель вокруг Верхнего и Нижнего Египта и Нубии, но народу нужно объяснять, а для этого необходимо больше храмов строить – средств на это уйдет много… очень много, – спокойно и без вызова ответил Рамос.
     – В главном храме сверженного Амона Ра в Карнасе хранятся огромные богатства в драгоценных алмазах из Юга Африки.
     – Это сокровищница Верховных жрецов прежнего бога Амона Ра – она священна, к ней нельзя даже дотрагиваться и…
     – Я дотронусь! – прервал Верховного советника фараон. – Главного жреца Маи ко мне! – фараон не назвал его Верховным, потому что с момента вступления на престол, сам стал именоваться Сыном Бога и Верховным жрецом бога Атона. Слова правителя были подхвачены начальником дворцовой стражи нубийцев и к главе жречества Верхнего и Нижнего Египта заспешил гонец.
       Пока он выполнял указание начальника дворцовой стражи, фараон окинул бесстрастным взглядом главного архитектора. «Угодный Атону», был доволен талантливым строителем, и возжелал отблагодарить того за заслуги. При этом «Божественный Первый к Ра» хотел задать ему ряд вопросов, на которые не смог бы ответить Рамос. Заметив к себе внимание со стороны Верховного жреца Атона и фараона Эхнатона, архитектор Хару поежился. Главный писец Менези, сказал несколько слов писцу Сара и тот, подойдя к нему, указал волю фараона: приблизиться.
     – «Угодный Атону» доволен твоим умением работать и знаниями… Великий награждает тебя Золотым диском бога Солнца Ра. – Громко произнес фараон и подал знак главному писцу Менези. Тот ненадолго растворился в толпе придворных, и появился внезапно, но уже со стороны правителя Верхнего и Нижнего Египта – в руке его был ларец.
     – За огромные заслуги и преданную службу Божественному Нефер-хеперу-Ра уа-ен-Ра «Прекрасен явлениями Ра», главный архитектор Хару награждается впервые знаком «Золотой диск Бога Солнца Ра» с титулом Верховного архитектора Верхнего и Нижнего Египта и отныне будет именоваться именем Ха-Ра – Служитель солнцу Ра.
       Ошеломленный Хару, вернее уже Ха-Ра, опустился словно во сне на колени и главный писец Менези повесил на его шею золотой диск в диаметре 1 дихаса (17,45 см.) с изображением бога Атона в виде выпуклого солнца с лучами, на конце которых изображены кисти рук.
     – А теперь, верный Ха-Ра я хочу задать тебе вопрос: сколько необходимо утеннов, чтобы завершить строительство храмов здесь в Ахетатоне, столице Бога Атона, в Фивах и перестроить бывший храм Амона-Ра в Карнасе?
     – Много, очень много утеннов – десять караванов утеннов.
     – А в слитках золота и серебра? – Четыре каравана слитков серебра, или половина каравана слитков золота.
     – А в алмазах?
     – «Единственный Ра», мне трудно сказать точно. Один «ойне» или 4 гекта (8,56 кг.) – хватит.
     – Хорошо! – кивнул фараон; вошел Главный Жрец Верхнего и Нижнего Египта – Маи.
       Это был сухощавый высокий человек с надменным величавым лицом. Он пользовался неограниченной властью над всеми жрецами, а значит и над народом. Но жрец не имел власти над фараоном Эхнатоном, как это было при его отце Аменхотепе III. Не имел – но хотел. Однако «Угодный Атону» сам себя объявил Верховным Жрецом Верхнего и Нижнего Египта, и не только жрецом, но и Богом, которому должны поклоняться, ставить статуи во всем государстве и воскурять священные благовония. Главный жрец Маи понимал, что это все временно – жречество никто и никогда, ни в какие времена не мог контролировать.
       Войдя в залу, Маи изобразил на лице легкую почтительную улыбку и, подойдя к владыке, сделал ритуальный поклон.
     – Угодный Атону звал меня?
     – Да! Понимаю занятость нашего верного служителя Сиятельного Ра, я отвлек тебя вот для чего: какова сейчас сокровищница бывшего главного храма лживого и свергнутого бога Амона-Ра?
     – Хранилище сокровищ фараонов предыдущих династий, поклонявшихся богам, которых низверг Угодный Атону – велико! – Бесстрастно ответил Главный жрец.
     – Как велико?
     – Это мощь Богов Верхнего и Нижнего Египта – оно должно быть велико! – последовал уклончивый ответ.
     – Я спрашиваю сколько утеннов оно насчитывает? – нетерпеливо возвысил голос Эхнатон.
     – Оно равняется двум десяткам больших караванов утеннов.
     – Из чего состоит?
     – Угодный Атону цикл лунных дней назад посещал хранилище Храма в Карнасе – он все видел. Семь гектов чистейших алмазов, одна комната золотых и десять комнат серебряных слитков.
     – Не позднее двойного захода Нашего повелителя и отца Бога Ра, передайте в распоряжение Верховному архитектору Верхнего и Нижнего Египта половину алмазов на строительство новых храмов в честь Бога Ра Атона и завершения строительства храмов в Ахетатоне и Фивах. Предоставьте золота и серебра столько, сколько он затребует.
     – Будет исполнено, мой повелитель Угодный Атону, сам Ра!
       Фараон слегка удивился такой покладистости Главного жреца, но не подал вида.
       Этим же вечером от Маи в Карнас выехало два жреца с распоряжением: упаковать в пропитанный смолами мешок 4 гекта алмазов и в составе 10 жрецов – верных Амону, отправиться на край земли и ожидать, когда Бог Амон-Ра призовет своих детей опять в свои чертоги. Апису и царице Неба Нут угодно, чтобы его служители сохранили сокровища Амона-Ра, обретя временное пристанище там, где расцветет Акация: «Осирис устремляется вверх», что означает: «жизнь возникает из смерти. Амон-Ра защитит детей своих в духовном обновлении в новых местах угодных Аписа и богине Нут».
       Такое поведение Главного жреца, нельзя было отнести к предательству фараона – скорее к осторожности. Поддерживая Угодного Атону в его реформах, Маи не забывал старых богов, которым служил всю свою сознательную жизнь. Опыт прошедших лет, подсказывал ему: не класть все яйца в одну корзину. Когда-нибудь, после перехода Божественного Нефер-хеперу-Ра уа-ен-Ра «Прекрасного явлениями Ра» в иной мир, он, уже опять Верховный жрец, вернув основные сокровища назад Амону-Ра на берега Священного Нила, докажет миру, что достоин стать фараоном Южного и Северного, то есть Верхнего и Нижнего Египта и все «номы» (уделы) склонят перед ним колени. В том, что фараон перейдет в лучший мир раньше его, Маи не сомневался.
       Главный жрец не очень опекался тем, что повелитель кинется искать сокровища. 3 гекта, почти все что затребовал фараон, он передаст Верховному архитектору, ну а остальные… остальные, чтобы их не использовали на строительство очередного храма, он отправит в безопасное место. Сам же с усердием будет помогать искать «похитителей» и разошлет ко всем границам верных воинов, чтобы найти и задержать преступных жрецов – оставшихся верными Апису и Птаху. Они преступники и предали его и «Угодного Атону». Но верные воины, на то и верные, чтобы в погоне – никого не догнать. И не только не догнать: отряд из двадцати воинов попросту присоединился к беглецам и охранял их в дальнейшем пути.
       Много месяцев спустя, измученные и изможденные но сильные верой, десять жрецов Амона-Ра и 17 воинов (3 погибло в пути в стычке с недружественными племенами) с сокровищницей Главного Храма Амона-Ра из Карнаса прибыли на побережье моря, о котором в их папирусных свитках написано, что оно было сотворено Верховным богом Амоном 5 тысяч лет назад. Местные жители были дружелюбны: дали им пищу и кров. В изобилии зацвели саженцы Священной Акации, указывая на правильность выбора земли. Именно из Древнего Египта беглыми жрецами Амона-Ра в Причерноморские степи было завезено чудесное дерево Акация: символ жизненной силы, духовного обновления и бессмертия в природе. А уже через несколько лет, после очередного набега кочевого племени, небольшая группа прибывших, ставших носить название «Посвященные», с немногочисленными последователями ушли в недра земли в тайные ходы созданные Амоном. Это не было каким-то чудачеством – просто в знойные дни в странах Месопотамии и Древнего Египта люди прятались в глубоких подземных галереях и ходах хранивших прохладу. «Посвященные» ожидали призыва из далеких земель Священного Нила своего Верховного жреца Амона-Ра, вернуться на родину. Но в те суровые времена, решили схорониться пока от внешнего врага в глубоких подземных пустотах природного и искусственного творения. Призыва не поступило ни через пять, ни через десять, ни через тридцать и даже сто лет. Таинственный Египет и его Верховные жрецы хранили молчание.

продолжение следует: