Вечный спор

Виталий Шолохов
Проблема равенства людей в обществе

Философ. Главное достижение марксизма состояло в предсказании коммунизма как реальной перспективы выхода человечества из царства вечной необходимости.
Учёный. Коммунистическая перспектива, иначе говоря, организация будущей жизни, когда люди свободны и равны и ставят перед собой цель сделать свободными и равными всех людей. Очень легко провозгласить такую перспективу, но очень сложно ответить на вопрос, в чем заключается свобода и равенство людей, коль скоро свобода предполагает свободу действий, а наши действия всегда будут затрагивать интересы других людей, то есть ограничивать их свободу. Значит, свобода одних должна стать несвободой для других. Всё вышесказанное предполагает наличие и развитие организационного начала в обществе. А это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к научности анализа, его системности и историчности.
Философ: До того, как общественное сознание поднялось до постановки проблемы равенства философами, был поставлен вопрос о соотношении свободы и необходимости. В античной философии представители школы стоиков полагали, что поскольку существует необходимость, свободе в мире нет места. Напротив, эпикурейцы исходили из того, что свобода существует реально и ссылались на атомы.
Учёный: Да, но мы же знаем, что до осмысления проблем социальной жизни философская мысль античного общества не поднималось отношение человека и общества – поднималось отношение человека к природе.
Философ: В период средневековья необходимость бытия считалась заданной Творцом, а свобода воли допускалась церковью, чтобы снять с Бога ответственность за существование зла в мире.
Учёный: Вообще то равенство перед кем-то (одним Творцом) это уже способ преодоления многих разногласий между людьми. Но это весьма сомнительный критерий равенства.
Философ: В Новое время под воздействием успехов науки был выработан взгляд, согласно которому в мире нет процессов, не поддающихся воздействию объективных законов. Правда, это таило в себе опасность фатализма. Желая избежать фаталистических выводов, философия (в лице Спинозы) приходит к принципиально новому пониманию свободы - свобода может существовать не вопреки, а на основе необходимости.
Учёный: Применительно к проблеме равенства действительно можно сказать, что, чем человек лучше познает других, тем более равным он сможет ощущать себя в общении с ними. И всё же момент равенства остаётся неуловимым.
Философ: Выяснить равенство, отталкиваясь от абстрактного субъекта познания, едва ли возможно. У Спинозы свободными оказываются далеко не все, а только мыслители, ибо никто другой не испытывает неудовлетворённой потребности в познании.
Учёный: Мне кажется, что соотношение потребностей лежит в основании равенства людей, но при этом очень важен принцип равенства. В наиболее упрощенном случае, когда у всех людей одинаковые потребности, они равны без всякого принципа равенства (по определению). Но этого не бывает в реальной жизни. Вопрос: когда можно достигнуть равенства между людьми при различии у них потребностей как плане количественном, так и в качественном?
Философ: Представители немецкой классической философии рассматривают проблему свободы как достижимую только в обществе. Они полагали, что если реализуются все потенциальные возможности развития общества, то последнее становится свободным. При этом Гегель связывает вопрос о свободе с вопросом о развитии общественного самосознания.
Учёный: Проблема соотношения свободы и необходимости при переходе от одних исторических народов к другим, как это имело место у Гегеля, не проясняется. Более того, именно здесь сохраняются корни неравенства между отдельными народами, которые, как мы знаем, до настоящего времени не преодолены. Пример – «золотой миллиард» и большинство населения планеты.
Философ: К.Маркс и Ф.Энгельс отстаивали мысль, что свобода человека наступает лишь тогда, когда каждый индивид превращается в сознательного творца исторического процесса. Предпосылкой индивидуальной свободы должно стать не знающее эксплуатации общество. Свободное общество – обеспечивает самореализацию своих потенциальных возможностей.
Учёный: Это – та же идея, что и в случае с Творцом, только последний на этот раз заменён Обществом. И последнее абсолютизируется в том смысле, что становится над индивидом. Опыт строительства социализма в России показал, каковы последствия недооценки проблемы равенства Человека и Общества.
Философ: В последнее столетие либерализм проповедует политические и экономические свободы, утверждая, однако, что они не должны вступать в противоречия с объективными законами общественного развития. Но это, пожалуй, своего рода уход от философского анализа проблемы.
Учёный: Я думаю, что в рамках рассмотрения диалектической противоположности свободы и необходимости философия не сможет дать критерия равенства сторон любой противоположности. Необходимо рассмотрение структуры диалектического противоречия и построение рефлексивной модели системы (Человека, Общества). Тогда критерием равенства сторон будет равенство сторон во взаимодействии (обмене). Выдвигается следующая гипотеза: системы равны, если после взаимодействия происходит равное увеличение богатства (блага) сторон. Позволю себе сделать такой вывод: логика развития дальнейшего исторического развития – в соблюдении принципа равенства между всеми субъектами социальной жизнедеятельности, включая общественные организации.

Перепечатка раздела 4.8. из моей монографии «Социальное – Природное», 2003