О рождении трагедии из души музыки Ницше

Виталий Шолохов
(Копия эссе из Stihi.ru)

Музыка есть «несдержанное излияние бессознательной воли». Ницше
    Примерно то же можно сказать о трагедии. Безусловно, так мог выразить свою мысль философ. Но Ницше, в первую очередь, писатель, для которого важен сюжет и метафора как средство наиболее адекватного выражения темы. И музыка, и трагедия есть элементы искусства. Поэтому сюжет книги Ницше «Рождение трагедии из души музыки» есть вовсе не искусство, а сама жизнь и он создает в этой книге философию жизни, для которой (как для всякой философии) на первом месте стоит вопрос об истине, о человеке, о диалектике познания. Ницше определяет истину как волю, которая есть «феномен само-регуляции субъектом своего поведения и деятельности» (Энциклопедия философии, ХХ век, с.147). Последнее определение есть интерпретация, которая была сделана позже. Но она не могла бы удовлетворить Ницше как писателя. Сюжет «истина» требует метафоры и Ницше находит ее в греческой мифологии. Дело в том, что имя главного мифического бога Зевса переводится с помощью арабских корней и обозначает «Истина". (Н. Н. Вашкевич «Системные языки мозга».) Это уже соответствует теме книги Ницше. Более того, Зевс имеет двух сыновей - Аполлона и Дионисия. Дионисий по своему характеру полностью соответствует философии жизни Ницше. И с позиции нигилизма Ницше абсолютизирует Дионисия. Я не согласен с абсолютизацией философии жизни Ницше по двум причинам. Первая, «Истина» филологически находится посредине между Аполлоном и Дионисом, и это есть Зевс. Вторая, нигилизм Ницше можно рассматривать как первое отрицание в диалектической логике Гегеля, но для завершения познания требуется еще одно отрицание.

   Литературное произведение всегда выражает какую-то позицию автора. Нигилизм Ницше есть позиция оценки. С позиции диалектической логики такую позицию можно рассматривать как первое отрицание в законе познания «отрицание отрицания» Гегеля. Мода на нигилизм была распространена в Европе как раз в то время, когда Ницше приступил к своей литературной деятельности. Эта мода охватила и Россию. Достоевский оказал свое влияние на Ницше. Не удивительно, что из двух богов греческой мифологии - Аполлона и Дионисия Ницше больше понравился Дионисий. Более того, Ницше абсолютизировал его образ, хотя и развил вплоть до мифотворчества.

   Отличие Ницше от Аристотеля в понимании трагедии заключается в том, что трагедия Ницше совершается на сцене жизни, а у Аристотеля - на сцене театра, в результате, не человек, пройдя потрясение испытывает очищение, а общество людей, которые испытали трагедию в жизни в масштабах наций и народов, измученные масштабными насилием и горем, переходят к пересмотру своего мировоззрения и требует пересмотра позиций своих мыслителей.

   Лессинг метко говорит, «в реальной жизни люди иногда слишком зависимы от жалости и страха, иногда слишком мало» трагедия приводит их к добродетельным и счастливым намерениям». Трагедия обеспечивает «катарсис», здоровый выход на наши эмоции жалости и страха…»

   Анализ музыки привел Ницше к мифологическим образам, но воля музыки отвлекла его от изложения собственной философии. Нигилизм Ницше получил интерпретацию в дионисийстве, что в дальнейшем привело к реальным трагедиям в реальной жизни, хотя Ницше был не единственным нигилистом в 19 веке.

   Ницше использовал также образ Дионисия в качестве идеала для «Человека». Занимая позицию нигилизма (отрицания), Ницше сделал правильный шаг в постижении сущности диалектики самой философией. В результате, он стал одним из пяти выдающихся философов конца 19 века. Но в конце своей жизни он осознал, что нужен следующий шаг. Эту работу взяли на себя философы 20 столетия. Однако, без этого первого шага (самого трудного, потому что первого) было бы невозможным для философии дальнейшее развитие. Хорошо сказал Максим Горький: «Безумству храбрых поем мы песню!»

© Copyright: Шолохов Виталий, 2012
Свидетельство о публикации №112081108853