Основы православия. ч. 4, г. 25 прод..

Борис Ляльченко
13. Не надо бояться, что скрывая свои добрые дела, мы лишаем духовной пользы окружающее нас общество людей. Хотя подобные возражения современные люди постоянно выставляют против тайных подвижников и отшельников, но они неправы, ибо душа подвижника, просвещенная тайными подвигами, исполнится в свое время великой благодатной силы и выступит с проповедью к людям, и тогда ее дела станут явны сами собою, как напр., дела св. Иоанна Креститетеля, уединявшегося в пустыню от юности до 30-летнего возраста, когда "Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои". (Матф.3:5,6).

14. Об общественном влиянии веры и добродетели Своих последователей Господь говорил в той речи, где Он повелевает скрывать свои нарочитые подвиги. Он сказал апостолам: "Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". (Матф.5:14,16).

15. Никак не должно все молитвы совершать тайно, ибо Господь и Сам не однажды молился при народе (Иоан.11:41;12:28) и посещал общественную молитву в храме Иерусалимском; Он повелевает скрывать молитву, пост и прочие подвиги не общеобязательные, а являющиеся делами особой ревности благочестивого человека.

16. Сохранять в душе надежду на Бога необходимо для нашего спасения. Апостол Павел свидетельствует: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1Кор.13:13). Св. пророк Давид восклицает: "Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек". (Псал.124:1).

17. Надеждой на Бога необходимо сопровождать все прохождение подвига, т.е., всю нашу жизнь, поелику исполнение заповедей Божиих постоянно сталкивается с земными опасениями, напр., как бы не обеднеть, творя милостыню, как бы не обездолить себя и свою семью, говоря правду: то исполнение закона Божия остается доступным лишь для того христианина, который:

  - во-первых, возгревает в душе своей надежду на Бога, как Помощника его в подвигах и как Защитника его от мира;

  - во-вторых, утвердить в душе своей готовность лишиться мирских благ, если того потребует Бог и совесть, и, таким образом, отложить заботу о мирском наслаждении.

18. Об этом учит нас св. Евангелие словами Господа в той же беседе, когда излагал блаженства, пояснил подробно и эту истину: "Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы". (Матф.6:31-34).

19. Однако не надо понимать, что не должно по сим словам сеять весной, запасать осенью хлеб и т.п., а только заботиться о том, что нужно на сеоодня. Нет, Господь не велит нам требовать чудес и перестать трудиться на дальнейшие дни нашей жизни; Он воспрещает только то душевное беспокойство, ту муку души о будущих нуждах, которой поддаются ненадеющиеся на Господа.

20. Такое понимание заповеди подтверждается несколькими строками выше, где начертаны в Евангелии слова Господни с пояснением: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить" (Матф.6:25) и пр. без указания сегодняшнего дня и дней дальнейших. Упоминание "души вашей", указывает именно на волнение и печаль, которые должны быть далеки от души, возложившей упование на Бога; но ей не воспрещается трудиться и запасать, спокойно исполняя свое дело, а исход всего предоставляя воле Божией.

21. Если нам покажется, как тому богатому юноше, что мы исполнили все заповеди, мы должны отвергать такой помысел, как обольщение врага, ибо заповедь Божия требует совершенства и богоуподобления, к чему христианин может только издали приближаться, постоянно при сем спотыкаясь на своем пути, сверх того, мы должны помнить, что, если б и оказался такой христианин, быстро приближающийся к цели своего христианского назначения, то и он должен поступать по слову Христову: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать". (Лук.17:10).


      ВО ИМЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И СВЯТОЙ ТРОИЦЫ! АМИНЬ!